Дело № 2-37-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шали 09 марта 2011 года
Судья Шалинского городского суда Чеченской Республики Кульчиев А-С.Л., при секретаре Хамзаевой Э.Ш., с участием помощника прокурора г. Аргуна ЧР Тимировой Р.А., представителя ответчика- главы мэрии г. Аргуна ЧР главного юрисконсульта мэрии Юнусова Ш.С., заинтересованных лиц- начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЧР в г.Аргун ЧР Умарова Р.М., главного ветеринарного врача г.Аргун ЧР Эдиева Т-А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к мэрии <адрес> о понуждении оборудовать на территории г.Аргун ЧР места захоронения биологических отходов (биотермической ямы),
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействий мэрии г. Аргуна ЧР незаконными в части исполнения ветеринарного законодательства на территории Аргунского городского поселения по оборудованию места захоронения биологических отходов (биотермической ямы), указав, что прокуратурой г.Аргуна ЧР совместно со специалистами ТО Ростпотребнадзора ЧР в г. Аргун и Россельхознадзора по ЧР была проведена проверка исполнения ветеринарного законодательства на территории г.Аргун, в ходе которой были выявлены нарушения указанного законодательства.
Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон - № 131) полномочия, по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагает осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона - № 131 к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон - №52) закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 22 Федерального закона - № 52 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждается главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно Правилам, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Данный нормативный правовой акт относится к ветеринарному законодательству Российской Федерации, который регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила определяют, также условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не только в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных подсобных хозяйствах, местах скопления, прогона животных, но и в населенных пунктах. Сбор, утилизация, захоронение, уничтожение биологических отходов, устройство скотомогильников (биотермических ям), в том числе на территории населенных пунктов, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в частности чрезвычайных биолого-социальных ситуаций).
Согласно п. 1.2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях и других объектах, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья, животного происхождения.
В соответствии с п. 1.4 Правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается, в том числе, на службу коммунального хозяйства местной администрации.
Организация и сбор биологических отходов, их захоронение, то есть устройство скотомогильников (биотермических ям) предполагает выделение для этих целей определенной специально предназначенной территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоронивают в специально отведенных местах.
Пунктом 1.7.2. Правил установлены исключительные случаи захоронения трупов в землю при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, и только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.
Пункт 1.6 Правил определяет, что места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.
Согласно п.п. 5.6, 6.2 - 6.4 Правил территория скотомогильника должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру должна быть выкопана траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной 1,5 м с устройством зала из вынутого грунта. Стены скотомогильника должны быть выложены из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала. Над ямой на высоте 2,5 м строится навес, рядом пристраивается помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Биологические отходы перед их сбросом подлежат обеззараживанию.
В соответствии с п.6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Кроме того, согласно вышеуказанных Правил, выбор и отвод земельною участка для строительства скотомогильника иди отдельно стоящей биотермической ямы, проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Между тем, проверкой было установлено, что на территории г. Аргун ЧР в нарушение требований Федерального закона № 131, Федерального закона № 52, Федерального закона об охране окружающей среды, а также «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» отсутствуют места захоронения биологических отходов (биотермические ямы), в связи с чем существенно нарушаются требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, направленного на реализацию прав граждан, на благоприятную окружающую среду, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с распространением заразных болезней, и причинение вреда окружающей среде.
Перечисленные нарушения затрагивают интересы муниципального образования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также право неопределенного круга лиц, постоянно либо временно проживающих в г. Аргун ЧР, на благоприятную окружающую среду, а также право на охрану здоровья.
Таким образом, в результате бездействия со стороны мэрии г. Аргуна ЧР в части непринятия мер по исполнению ветеринарного законодательства на территории поселения по оборудованию места захоронения биологических отходов (биотермической ямы) нарушаются права граждан, на благоприятную окружающую среду, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с распространением заразных болезней, и причинение вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора г. Аргуна ЧР поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель мэрии г. Аргуна ЧР в судебном заседании на требования прокурора представил письменные возражения и пояснил, что в соответствии с п.5.1 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (от 04.12.1996г.№13-7-2/469)администрацией г.Аргун 08.09.2004г.распоряжением №204-р выделен ветеринарной службе земельный участок 0,6 га для устройства ямы «Беккера»; п.7.1.7 санитарно-эпидемиологических правил нормативов, утвержденных постановлением главного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. №74 определено обязательное требование по санитарно-защитной зоне 1000 м. указанных выше объектов, при данных требованиях, на территории городского округа отсутствует место, глее можно по техническим условиям, предъявляемым к данной яме, для ее оборудования,(площадь земельного участка 594 м2. глубина ямы 10м.и диаметр 3 м.). Как известно под г.Аргун формируется бассейн родниковой воды, который залегает на глубине 2 и более метров в связи с чем строительство такой ямы крайне негативно скажется на окружающую среду; В п.8 ст.16 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что городской округ участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах округа. Данное обстоятельство не подразумевает организацию данной деятельности, а лишь только участие.
Таким образом представитель мэрии считает, что г.Аргун с площадью около 60 кв.км. с населением приблизительно 40 тыс.человек с большим агропромышленным сектором, жилым фондом (плотной многоэтажной застройкой), фактическим слиянием с <адрес>, развитой сетью дорог, не имеет свободного земельного участка, где можно было бы оборудовать яму «Беккера».
В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении искового заявления прокурора г.Аргун ЧР.
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в связи с заявленным ходатайством представителя мэрии г. Аргуна, с учетом предоставленных им письменных доказательств, изменил заявленные требования в части обязании мэрии г. Аргуна оборудовать на территории поселения места захоронения биологических отходов (биотермической ямы) и просил суд обязать мэрию г.Аргун изыскать возможность утилизации биологических отходов на территории поселения.
Представители ТО Росспотребнадзора по ЧР в г.Аргун Умаров Р.М. и ГУ «Аргунская городская станция по борьбе с болезнями животных» Эдиев Т-А.М. не возражали против удовлетворения требований прокурора.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрацией Аргунского городского поселения меры по установлению места по утилизации не принимались.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Из представленных в судебном заседании письменных доказательств и возражений представителя мэрии г. Аргуна ЧР усматривается, что ими принимаются меры по изысканию возможности утилизации биологических отходов на территории поселения.
С учетом вышеизложенного, заявленные требования прокурора г. Аргуна ЧР в интересах неопределенного круга лиц об обязании мэрии г.Аргун ЧР изыскать возможность утилизации биологических отходов на территории Аргунского городского поселения подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 254-258 и ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора г. Аргуна ЧР удовлетворить.
Обязать мэрию г. Аргун ЧР изыскать возможность утилизации биологических отходов (биотермической ямы) на территории Аргунского городского поселения
в соответствии с требованиями природоохранного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) А-С.Л. Кульчиев
Копия верна:
Судья А-С.Л. Кульчиев