Решение суда



Дело № 2 – 119 – 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шали, 10 марта 2011 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего федерального судьи Ребрищева А.М.,

при секретаре Джунаидовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джабраилова ФИО8 об оспаривании действий мэрии <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Джабраилов С.С. обратился в суд с заявлением о признании действий мэрии <адрес> ЧР незаконными и обязании устранить допущенное нарушение его прав, путем постановки его с членами его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 сентября 1976 года по г.Аргун ЧР, мотивируя свои требования тем, что с 1976 года он семьей проживает в г.Аргун ЧР. В то время г.Аргун административно-территориально входил в состав <адрес>, и заявитель работал учителем в школе. 18 сентября 1976 года в Шалинском райсполкоме как нуждающийся в улучшении жилищных условия он был поставлен в очередь на получение жилья по <адрес>, с составом семьи из восьми человек, что подтверждается: письмом из администрации Шалинского муниципального района № 1382 от 18.08.2010г. со ссылкой на архивные данные. Решением Шалинского райсполкома за № 408-а от 28 августа 1988 года заявителю была выделена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> 29 августа 1988 года ему был выдан ордер на жилое помещение за № 4665. Но вселится в квартиру заявителю не удалось, так как оказалось, что данная квартира также представлена и Эдальхановой П., которая стояла в очереди с 1977 года. По данному поводу в течение нескольких лет он обращался в различные инстанции, в том числе в Администрацию Шалинского района и г.Аргун. До настоящего времени жилищный вопрос заявителя не решен. В 1991 г. г.Аргун был выеден из состава <адрес> со статусом города республиканского подчинения. После того как г.Аргун стал самостоятельной административно-территориальной единицей, очередники нуждающиеся в жилплощади по Шалинскому району, но проживающие в г. Аргун, должны были быть включены в список очередников на получение жилья по г. Аргун органами исполнительной власти г. Аргун. Так как раннее выделенная заявителю квартира, расположенная по адресу: <адрес>, досталась семье Эдальхановой П., заявитель должен был состоять в списках очередников на получение жилплощади. Но по неизвестным ему причинам в списках очередников на получение жилплощади по г. Аргун он не значится, хотя стоит в очереди на получение жилья с 18 сентября 1976 года. В настоящее время он не работает, является пенсионером по выслуге лет, ветеран труда. По настоящее время его семья своего жилья не имеет. В конце марта 2009 года на запрос адвоката был получен ответ из администрации города <адрес>, в котором сообщалось, «что администрация г. <адрес> является правопреемником в отношении разрешения жилищных вопросов правового характера. А также сообщаем, что на балансе администрации г. <адрес> нет свободного (резервного) жилья». 16 ноября 2009 года он в очередной раз обратился с заявлением о выделении ему квартиры как очереднику в администрацию г. Аргун. В ноябре 2009 года он получил ответ на своё обращение из администрации города <адрес>, в котором сообщалось, что его заявление о выделении квартиры в порядке очерёдности в г. Аргун рассмотрено и установлено следующее. В 1991 году г. Аргун выведен из состава <адрес> ЧИР со статусом республиканского подчинения. В архивных документах администрации г. <адрес> списков либо иных материалов об очерёдности жителей г. Аргун на получение или улучшение жильцов не имеются. В списках граждан на получение и улучшение социального жилья из числа жителей г. Аргун он не значится, так как не подавал заявление и прилагающие документы об отсутствии жилья, земельного участка. 2 ноября 2010 года он вновь обратился с заявлением на имя мэра г. Аргун с просьбой, включить его в список первоочередников на получение жилплощади по г. Аргун, ЧР, так как он состоит в очереди граждан, нуждающихся в жилплощади с 18 сентября 1976 года. На его заявление был получен ответ из мэрии города Аргун, в котором приводилось содержание ст. 4 Закона Чеченской Республики от 14 марта 2007г. № 10-рз «О порядке принятия на учёт органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». С данным ответом мэрии города Аргун он не согласен, по причине того, что он состоит в очереди на получение квартиры с 18 сентября 1976 года. То есть, ещё задолго до принятия вышеуказанного Закона, на который ссылается мэрия города Аргун, он был признан нуждающимся в жилплощади и с составом из 8 человек был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилплощади.

Действия мэрии города Аргун, считает неправомерными нарушающими его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель заявителя Абдулхаджиева У.А., действующая на основании доверенности от 09 апреля 2009 года, поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Юнусов Ш.С, действующий на основании доверенности от 09 февраля 2011 года, в судебном заседании с заявлением Джабраилова С.С. не согласился и пояснил, что из паспорта Джабраилова С. следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, по которому размещается общежитие ГУП Аргунского завода «<данные изъяты>». Из справки от руководства завода следует, что заявитель по данному адресу не проживает, и в этой комнате размещается комендант. В настоящее время в г.Аргун отсутствует свободный жилищный фонд и строительство муниципального жилья не ведется. В архиве мэрии г.Аргун отсутствуют какие-либо документы очередников на жилье, переданные при отделении <адрес> и заявитель в списках очередников по городу не состоит. В связи с чем, считают требования Джабраилова С.С. незаконными и неподлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд находит требования Джабраилова С.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Судом установлено следующее:

Из ответа главы Администрации г.<адрес> от 20 ноября 2009 года видно, что в 1991 году г.Аргун выведен из состава Шалинского района ЧИР со статусом республиканского подчинения. В архивных документах администрации г. <адрес> списков либо иных материалов об очередности жителей г.Аргун на получение или улучшение жильцов не имеются. В списках граждан на получение и улучшение социального жилья из числа жителей г.Аргун Джабраилов С.С. не значится, так как не подавал заявление (л.д. 11).

Из ответа Администрации г.<адрес> ЧР от 26 марта 2009 года следует, что Администрация г.Аргун является правопреемником в отношении разрешения жилищных вопросов правового характера. На балансе администрации г.Аргун нет свободного (резервного) жилья (л.д. 8).

Из ответа мери г.Аргун ЧР № 94 от 18 ноября 2010 года видно, что датой и временем принятия на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, в отношении которого принято положительное решение главы местного самоуправления, являются дата и время принятия уполномоченным органом по учету заявления гражданина со всеми приложенными к нему учетными документами (л.д. 9).

Из сообщения Администрации Шалинского муниципального района от 18 августа 2010г. видно, что документальных материалах архивного фонда Шалинского райисполкома <адрес> в решении № 12 от 10 января 1986 года имеется список (приложение) очередности граждан, нуждающихся в жилплощади по Шалинскому району: Джабраилов ФИО10 состоит в очереди с 18 сентября 1976 года. Сведений о выделении квартиры в 1988 г. в г. Аргун гражданину Джабраилову С. в райгосархиве не имеется (л.д. 10).

Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» № 184-ФЗ от 26.12.2005г. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со ст.ст. 2, 11, 14 и 52 ЖК РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что мэрия г.Аргун ЧР не представила убедительных доказательств законности принятых решений, в связи с чем требования заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Джабраилова ФИО13 удовлетворить.

Признать действия мэрии города Аргун незаконными.

Обязать мэрию города <адрес> ЧР устранить допущенное нарушение прав Джабраилова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> и членов его семьи путем постановки на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении с 18 сентября 1976 года по г.Аргун ЧР.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шалинский городской суд Чеченской Республики.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 17 марта 2011 года.

Федеральный судья (подпись) А.М. Ребрищев

Копия верна:

Федеральный судья А.М. Ребрищев