Решение суда



Дело № 2 – 525 – 2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Шали, 22 мая 2012 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего федерального судьи Ребрищева А.М.,

при секретаре Дахаевой А.А.,

с участием помощника прокурора Курчалоевского района ЧР ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц учащихся МБОУ Майртупская СОШ об обязании разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, согласованную, с территориальным органом государственного пожарного надзора,

установил:

Прокуратура Курчалоевского района ЧР обратилась в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, согласованную, с территориальным органом государственного пожарного надзора, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой района проведена повторная проверка соблюдения требования законодательства о безопасности жизнедеятельности в деятельности МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского района. МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского района в соответствии с Уставом является юридическим лицом, обеспечивающим охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной опасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статья 25 указанного Закона гласит, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих opганизаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, уем ленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, coгласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реи задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные пра­вовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопас­ности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федераль­ными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 (в редакции от 22.06.2010 г.) утвер­ждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности ра­ботников организаций» устанавливающие требования пожарной безопасности к орга­низации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учре­ждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с пунктом 4 названных Норм, основными видами обучения работ­ников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный ин­структаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, ру­ководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную без­опасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и произ­водства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в орга­низации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в орга­низации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным про­граммам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организа­ций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориаль­ных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора. Отсутствие в МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского района специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территори­альным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполне­ние учреждением возложенной на него ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечении пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников образовательного учреждения, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. Вышеуказанные нарушения также подтверждаются объяснениями главного специалиста ОНД по Курчалоевскому району УНД ГУ МЧС России по ЧР ФИО6 от 17 февраля 2012. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В связи с чем, прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц учащихся в МБОУ Майртупская СОШ с заявлением к администрации МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР о возложении обязанности разработать специальную программ; обучения пожарно-техническому минимуму, согласованную с территориальным органом государственного пожарного надзора, так как имеющиеся нарушение угрожаю безопасности неопределенного круга лиц учащихся в МБОУ Майртупская СОШ и требует принятия мер, направленных на защиту указанной категории лиц.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского сельского поселения, представитель ОГПН Курчалоевского района ЧР в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд считает, возможным рассмотреть дело при данной явке.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского сельского поселения каких-либо доказательств, опровергающих доводы прокурора, не представила и в судебном заседании они не установлены.

Таким образом, суд считает возможным требования прокуратуры Курчалоевского района ЧР удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МБОУ Майртупская СОШ Курчалоевского сельского поселения Курчалоевского муниципального района ЧР разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, согласованную, с территориальным органом государственного пожарного надзора.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Шалинский городской суд Чеченской Республики.

Федеральный судья (подпись) А.М. Ребрищев

Копия верна:

Федеральный судья А.М. Ребрищев