РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Шахунья 24 июня 2010 года Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Смеловой В.А., с участием представителя истца Нижегородской природоохранной прокуратуры Обуховой Т.В., представителя ответчика администрации Шахунского района Нижегородской области Багерян А.Г., Баевой Л.Л., представителей ответчика МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» Оленева Е.В., Сахаровой Г.Г., Млоднякова А.М., представителей третьих лиц по доверенности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Маниной Л.В., Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Лямина Н.А., секретаре Смолиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Муниципальному унитарному предприятию Шахунского района «Сявакоммунсервис», администрации Шахунского района Нижегородской области об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в реку Б.Какша, и нормативную очистку неочищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша, образованных в результате охлаждения оборудования, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений МУП «Сявакоммунсервис» в реку Б.Какша. УСТАНОВИЛ: Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» и администрации Шахунского района Нижегородской области об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в реку Б.Какша, и нормативную очистку неочищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша, образованных в результате охлаждения оборудования, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений МУП «Сявакоммунсервис» в реку Б.Какша, указывая в обоснование на то, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в мае 2010 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при сбросе МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» п. Сява, Шахунского района, Нижегородской области. Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет МУП «Сявакоммунсервис» сбрасывает сточные воды после очистки на очистных сооружениях в объёме 7990 м.куб в год, в результате охлаждения оборудования, в реку Б.Какша, около п. Сява Шахунского района Нижегородской области. В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно протоколам результатов анализов проб сточных вод от 20.05.2009г. КХА № 340-342, 27.05.2009г. КХА № 349-351, анализы условно чистых сточных за 2009-2010г., содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Б.Какша после очистки на очистных сооружениях превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) для рыбохозяйственного водоема 1 категории, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 28 апреля 1999 г. N 96, по ХПК в 2,2 раза, азоту нитратов в 1,5 раза, нефтепродуктам в 12,8 раза, фосфатам в 2,5 раза, БПК в 1,2 раза, взвешенным веществам в 1,3 раза, содержание загрязняющих веществ в условно сточных водах, сбрасываемых в р. Б.Какша превышает ПДК по нефтепродуктам в 13,4 раза, по БПК в 3,4 раза, сульфатам в 12,5 раза, хлоридам в 12,8 раза, тем самым нарушено требование п.4 ст. 35 Водного кодекса РФ, в соответствии с которым количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Кроме того, согласно протоколам испытаний проб сточных вод по бактериологическим показателям от 23.09.2009г. № 869 качество воды не соответствует по наличию общих колиформных и термоталерантных бактерий. Так общие колиформные бактерии (ОКБ) к которым относятся термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и бактерии Е.coli, являются возбудителями кишечных инфекций, распространяемых водным путем (например сальмонелл). Обнаружение ОКБ в воде свидетельствует о ее фекальном загрязнении, что указывает на потенциальную эпидемическую опасность и наличие возбудителей кишечных инфекций. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Установленные требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов. В силу п.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Таким образом, длительное поступление в реку Какша не очищенных и не достаточно очищенных сточных вод после очистных сооружений МУП «Сявакоммунсервис» п. Сява Шахунского района создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам и биоразнообразию. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Факт нарушения требований законодательства об охране окружающей среды также подтверждается статистическими сведениями об использовании воды за 2009 г. (Форма № 2 -ТП Водхоз). Данные очистные сооружения находятся в муниципальной собственности Шахунского района и переданы в хозяйственное ведение МУП «Сявакоммунсервис», согласно договора от 10.12.2008г. В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Таким образом, незаконными действиями МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис», а также бездействием администрации Шахунского района нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды», поскольку сброс сточных вод в реку Б.Какша являющуюся в соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ государственной собственностью, без учета экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов может привести к истощению водных ресурсов, являющихся государственной собственностью, и иным негативным изменениям окружающей среды. В судебном заседании представитель Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Обухова Т.В. исковое заявление поддержала и просила иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации Шахунского района Нижегородской области по доверенности Багерян А.Г. иск не признала и пояснила, что очистные сооружения находятся в муниципальной собственности и эксплуатируются с 1979 года они нуждаются в капитальном ремонте, который требует значительных материальных затрат, разработки проектно - сметной документации и самих работ, которые могут быть осуществлены не ранее чем в течение трех лет. Администрация Шахунского района передала оборудование в оперативное управление МУП «Сявакоммунсервис» и по закону не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность иного предприятия. Да нарушения имеются и их необходимо устранять. При вынесении решения просят отсрочить исполнение решения сроком на 3 года. Представитель ответчика МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» по доверенности Оленев Е.В. исковое заявление признал частично и дал пояснения, аналогичные пояснения представителя администрации Шахунского района Багерян А.Г., обратившись к суду с ходатайством - при вынесении решения просил отсрочить исполнения решения сроком на 3 года. Представитель ответчика МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» по доверенности Молоднякова А.М. пояснила, что пробы у них отбирались на выпуске сточных вод и данную воду можно пить, а сбрасывать в реку нельзя. Очистные строились в Советское время для нужд завода «Карбохим». Самостоятельно их предприятие не сможет и в течение трех лет провести мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша. Представитель Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Обухова Т.В.относительно ходатайства ответчиков об отсрочке исполнения решения суда пояснила, что срок для исполнения решения суда действительно необходимо предоставить порядка трех лет, так как объёмы работ по капитальному ремонту очистных сооружений требуют времени, и материальных затрат, но просит суд: обязать ответчиков до 04.07.2011 года разработать проект и организовать работы по очистке сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша. Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Лямин Н.А. в судебном заседании пояснил, что объёмы работ по капитальному ремонту очистных сооружений требуют не только длительного времени, но и огромных материальных затрат, в связи с чем он считает, что три года это разумный срок, так как за более короткий срок ответчики не смогут произвести работы по нормативной очистке сточных вод. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по доверенности Манина Л.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры законны и обоснованы. Необходимо разработать проект, и организовать работы по очистке сточных вод и мероприятия по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша. Считает, что срок три года действительно необходим для исполнения решения суда. Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании установлено, что МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» сбрасывает сточные воды после очистки на очистных сооружениях в объеме 7990 куб.м. в год поступающие от жилого фонда п. Сява и неочищенные сточные воды в объеме 199870 куб.м. в год, образованные в результате охлаждения оборудования в реку Большая Какша (далее Б.Какша) около п. Сява Шахунского района Нижегородской области. Согласно протоколам результатов анализов проб сточных вод от 20.05.2009г. КХА № 340-342, 27.05.2009г. КХА № 349-351, анализы условно чистых сточных за 2009-2010г., содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Б.Какша после очистки на очистных сооружениях превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) для рыбохозяйственного водоема 1 категории, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 28 апреля 1999 г. N 96, по ХПК в 2,2 раза, азоту нитратов в 1,5 раза, нефтепродуктам в 12,8 раза, фосфатам в 2,5 раза, БПК в 1,2 раза, взвешенным веществам в 1,3 раза, содержание загрязняющих веществ в условно сточных водах, сбрасываемых в р. Б.Какша превышает ПДК по нефтепродуктам в 13,4 раза, по БПК в 3,4 раза, сульфатам в 12,5 раза, хлоридам в 12,8 раза. Согласно протоколам испытаний проб сточных вод по бактериологическим показателям от 23.09.2009г. № 869 качество воды не соответствует по наличию общих колиформных и термоталерантных бактерий. Так общие колиформные бактерии (ОКБ) к которым относятся термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) и бактерии Е.coli, являются возбудителями кишечных инфекций, распространяемых водным путем (например сальмонелл). Обнаружение ОКБ в воде свидетельствует о ее фекальном загрязнении, что указывает на потенциальную эпидемическую опасность и наличие возбудителей кишечных инфекций. Факт нарушений требований законодательства об охране окружающей среды подтверждается результатами исследований проб сточных вод по бактериологическим показателям от 23.09.2009г. № 869 качество воды не соответствует по наличию общих колиформных и термоталерантных бактерий. Результатами анализов проб сточных вод от 20.05.2009г. КХА № 340-342, 27.05.2009г. КХА № 349-351, анализы условно чистых сточных за 2009-2010г., содержание загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Б.Какша после очистки на очистных сооружениях превысило предельно допустимые концентрации (ПДК) для рыбохозяйственного водоема 1 категории. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ. Согласно п.2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В силу п.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. В соответствии со ст. 57 Водного Кодекса РФ «Засорении и загрязнении болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещается. .. ». В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке». В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы к которым относятся водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии п.п. 1, 3, 9, 24 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей на водных объектах. Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Учитывая то, что выполнение указанных мероприятий объективно требует достаточно длительных временных затрат. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд с учетом мнения истца, просившего предоставить ответчикам срок для исполнения решения суда три года, но с условием в течение первого года обязать Администрацию Шахунского района Нижегородской области разработать проект, и организовать работы по очистке сточных вод до 04.07.2011 года, и произвести очистку сточных вод не позднее трех годичного срока. Суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда, сроком на три года, в силу того, что для разработки проекта и производства работ по обеспечению нормативной очистки сточных вод потребуется длительное время и значительные материальные затраты. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры к Муниципальному унитарному предприятию Шахунского района «Сявакоммунсервис», администрации Шахунского района Нижегородской области об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в реку Б.Какша, и нормативную очистку неочищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша, образованных в результате охлаждения оборудования, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений МУП «Сявакоммунсервис» в реку Б.Какша удовлетворить полностью. Обязать Муниципальное унитарное предприятие Шахунского района «Сявакоммунсервис» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в реку Б.Какша, и нормативную очистку неочищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Б.Какша, образованных в результате охлаждения оборудования, установить для исполнения решения суда срок в 3 (три) года, с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области до 04.07.2011 года разработать проект по нормативной очистке сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в реку Б.Какша, и до 04.07.2013 года организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений МУП Шахунского района «Сявакоммунсервис» в р.Б.Какша. Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения его судом. Судья: (подпись) В.А.Смелова