О возложении обязанности



Дело №2-659/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья 26 августа 2010 года

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Полякова В.М.,

с участием представителя истца - помощника прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Лебедева А.Е.,

представителя ответчика - МУП «***» Горбачева С.Н., Чернорусова Г.Ю.,

представителя третьего лица территориального отдела Управления федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области ЛЕС,

при секретаре Коробейниковой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шахунского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Унитарному предприятию «***» о возложении обязанности по приведению артезианских скважин в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района Нижегородской области обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному Унитарному предприятию «***» о возложении обязанности по приведению артезианских скважин в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, мотивируя тем, что прокуратурой Шахунского района в связи с поступившей информацией из Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах проведена проверка выполнения МУП «***» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ.

В ходе проверки установлено, что артезианская скважина, расположенная по адресу: ..., ..., у дома Номер обезличен, находится в заглубленном колодце, люк закрыт деревянной крышкой, скважина не имеет пробоотборного крана. Так же на дне колодца обнаружено скопление воды неизвестного происхождения. Указанная скважина находиться на балансе МУП «***».

На основании ст.3 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон), законодательство в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст.2 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст.11 Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Министерства здравоохранения РФ № 24 от 26 сентября 2010 года введены в действие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.Контроль качества».

Согласно п.п. 4.2, 4.6 данных Правил, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а так же из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

Постановлением Министерства здравоохранения РФ №10 от 14 марта 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

Согласно п.3.2.1.4 данных Правил, водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Деревянная крышка на люке скважины Номер обезличен дает возможность для проникновения посторонних лиц к источнику водоснабжения, следовательно, снижается эффективность антитеррористических мероприятий.

В силу ст.2 Закона РФ №2446-1 от 05 марта 1992 года «О безопасности», граждане, общественные и иные организации являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона РФ «О безопасности», под угрозой безопасности, понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст.ст.8,9 Закона РФ «О безопасности», органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане образуют систему безопасности, основными функциями которой являются выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, а также создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности.

В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 30 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», к основным принципам противодействия терроризму относиться приоритет мер предупреждения терроризма.

Таким образом, МУП «***» нарушило указанные требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Ненадлежащее состояние артезианской скважины Номер обезличен, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, их права и законные интересы, а также интересы общества и государства, может привести к возникновению аварийных ситуаций.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ст.11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.

На основании ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Лебедев А.Е. исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика МУП «***» Горбачев С.Н., и Чернорусов Г.Ю. исковые требования прокурора Шахунского района признали, и пояснили, в настоящее время проводятся работы по приведению артезианской скважины по адресу: ..., ..., у д.Номер обезличен, работы будут закончены к 01.10.2010 года, в связи с чем просят дать отсрочку исполнения решения суда до 01.10.2010 года.

Представитель третьего лица - территориального отдела Управления федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по доверенности) ЛЕС исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шахунского района в связи с поступившей информацией из Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах проведена проверка выполнения МУП «***» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ.

В ходе проверки установлено, что артезианская скважина, расположенная по адресу: ..., ..., у дома Номер обезличен, находится в заглубленном колодце, люк закрыт деревянной крышкой, скважина не имеет пробоотборного крана. Так же на дне колодца обнаружено скопление воды неизвестного происхождения. Указанная скважина находиться на балансе МУП «***».

На основании ст.3 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон), законодательство в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии со ст.2 Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст.11 Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Министерства здравоохранения РФ № 24 от 26 сентября 2010 года введены в действие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно п.п. 4.2, 4.6 данных Правил, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а так же из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

Постановлением Министерства здравоохранения РФ №10 от 14 марта 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

Согласно п.3.2.1.4 данных Правил, водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Деревянная крышка на люке скважины дает возможность для проникновения посторонних лиц к источнику водоснабжения, следовательно, снижается эффективность антитеррористических мероприятий.

В силу ст.2 Закона РФ №2446-1 от 05 марта 1992 года «О безопасности», граждане, общественные и иные организации являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона РФ «О безопасности», под угрозой безопасности, понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст.ст.8,9 Закона РФ «О безопасности», органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане образуют систему безопасности, основными функциями которой являются выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, а также создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности.

В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 30 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», к основным принципам противодействия терроризму относиться приоритет мер предупреждения терроризма.

Таким образом, МУП «***» нарушило указанные требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Ненадлежащее состояние артезианской скважины Номер обезличен, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, их права и законные интересы, а также интересы общества и государства, может привести к возникновению аварийных ситуаций.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ст.11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.

Ответчик не выполнил требование по приведению артезианской скважины Номер обезличен в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

С учетом мнения ответчиков, просивших предоставить срок для исполнения решения суда до 01.10.2010 года и истца, третьего лица, не возражавших против, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда сроком до 01 октября 2010, в силу того, что для устранения имеющиеся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в содержании артезианской скважины, потребуется длительное время и материальные затраты.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина в сумме 4 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета.

Р Е Ш И Л

Требование прокурора Шахунского района Нижегородской области к Муниципальному Унитарному предприятию «***» о возложении обязанности по приведению артезианских скважин в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить.

Обязать МУП «***» устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в содержании артезианской скважины Номер обезличен, находящейся по адресу: ..., ... у д.Номер обезличен.

Установить для исполнения решения суда срок до 01 октября 2010 года.

Взыскать с МУП «***» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей в доход Федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Шахунский районный суд.

Судья В.М. Поляков