Дело № 2-795/2010г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Шахунья 18 октября 2010 года Шахунский районный суд в составе председательствующего федерального судьи Полякова В.М.., с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Дахно А.С., главы администрации <данные изъяты> сельского совета Шахунского района Нижегородской области Киселевой Е.А., при секретаре Коробейниковой Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья Нижегородской области гражданское дело по заявлению прокурора Шахунского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского совета Шахунского района Нижегородской области о признании незаконными бездействия по организации отлова безнадзорных животных УСТАНОВИЛ: Прокурор Шахунского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением к администрации <данные изъяты> сельского совета Шахунского района Нижегородской области о признании незаконными бездействия по организации отлова безнадзорных животных, мотивируя тем, что прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об организации отлова безнадзорных собак и кошек. В результате проверки установлено следующее. За 2009-2010 годы в ОВД по Шахунскому району поступило 42 заявления от граждан по фактам укусов безнадзорными собаками. Из них только по 11 фактам установлены владельцы собак, которые привлечены к административной ответственности. По состоянию на 17 сентября 2010 года органами местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета не установлен порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек. Отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования не производится. Администрация <данные изъяты> сельсовета не осуществляет систематический контроль за своевременной регистрацией собак и кошек их владельцами. На территории муниципального образования не установлены информационные доски, на которых должны быть вывешены правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек. В силу ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Статья 1 Федерального закона №52-ФЗ, наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты,устанавливающие санитарноэпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. На основании п.1 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу п.2. СТ.2 Федерального закона №52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 №23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года №919 утверждены Типовые правила содержания собак и кошек, которые определяют общие требования к порядку регистрации собак и кошек на территории Нижегородской области, регламентируют условия их содержания в жилых помещениях. На основании п.п.6.1., 6.2., 6.4 Типовых правил, безнадзорные собаки и кошки подлежат отлову независимо от породы и назначения. Порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Условия отлова безнадзорных животных регламентируются муниципальным контрактом, заключенным между органами местного самоуправления муниципальных образований (заказчиком) и организацией (подрядчиком), осуществляющей отлов животных. В силу п.8 Типовых правил, в целях обеспечения соблюдения правил содержания собак и кошек органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области сообщают в предприятие (организацию), занимающееся, отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек; вывешивают на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак. Однако в нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета не принимаются меры по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек, не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек. В результате бездействия органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В ст.11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав. В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании старший помощник прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Дахно А.С. заявление поддержал. Глава администрации <данные изъяты> сельского совета Киселева Е.А. с требованиями прокурора согласилась, и пояснила, что на запрос прокуратуры района от 09.09.2010 № 1-3-2010 года о соблюдении требований санитарно - эпидемиологического законодательства в части организации отлова безнадзорных собак и кошек на территории Шахунского района был дан ответ от № о том, что принятие нормативно правовых актов, регламентирующих правила содержания домашних животных и правила отлова безнадзорных животных находятся в стадии разработки. За период с получения данного запроса, до получения судебной повестки, администрацией были разработаны Правила содержания домашних животных, а так же Правила отлова и содержания безнадзорных животных. Данные Правила были утверждены Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета №и № соответственно от ДД.ММ.ГГГГ. Повторного запроса от прокуратуры о том разработаны ли и утверждены в окончательном ванте данные правила не поступало. Поэтому администрация считает, что заявление в суд со стороны прокуратуры Шахунского района является не обоснованным. В принятых Правилах об отлове безнадзорных животных в пункте 1.4. сказано «Финансирование затрат по отлову безнадзорных животных, их содержание и кормление осуществляет <данные изъяты> сельская администрация согласно смете расходов, утверждаемой администрацией». В бюджете на 2010 год средств на данные мероприятия не заложено, поэтому нет возможности для отлова животных в связи с отсутствием источника финансирования. Кроме того отловленных животных необходимо содержать до возвращения их хозяевам или организациям, либо до передачи их заинтересованным лицам или организациям. Собственных пунктов передержки животных у <данные изъяты> администрации нет, а в Правилах в пункте 1.5. говорится «Отловленные безнадзорные животные содержатся в организациях, определяемых органом местного самоуправления Шахунского района», Сведений о данных организациях на территории района они не располагают, поэтому исходя из гуманности по отношению к животным, отлов безнадзорных животных считают, пока не возможным. Поэтому организация отлова безнадзорных собак и кошек не производится, принятые правила были вывешены на обозрение только в 2 населенных пунктах из 20. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению частично. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено в суде, прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об организации отлова безнадзорных собак и кошек. В результате проверки установлено следующее. За 2009-2010 годы в ОВД по Шахунскому району поступило 42 заявления от граждан по фактам укусов безнадзорными собаками. Из них только по 11 фактам установлены владельцы собак, которые привлечены к административной ответственности. На день рассмотрения заявления прокурора района органами местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования не производится. Администрация <данные изъяты> сельсовета не осуществляет систематический контроль за своевременной регистрацией собак и кошек их владельцами. На территории муниципального образования не установлены информационные доски, на которых должны быть вывешены правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек. В силу ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Статья 1 Федерального закона №52-ФЗ, наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. На основании п.1 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу п.2. ст.2 Федерального закона №52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 №23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года №919 утверждены Типовые правила содержания собак и кошек, которые определяют общие требования к порядку регистрации собак и кошек на территории Нижегородской области, регламентируют условия их содержания в жилых помещениях. На основании п.п.6.1., 6.2., 6.4 Типовых правил, безнадзорные собаки и кошки подлежат отлову независимо от породы и назначения. Порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Условия отлова безнадзорных животных регламентируются муниципальным контрактом, заключенным между органами местного самоуправления муниципальных образований (заказчиком) и организацией (подрядчиком), осуществляющей отлов животных. В силу п.8 Типовых правил, в целях обеспечения соблюдения правил содержания собак и кошек органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области сообщают в предприятие (организацию), занимающееся, отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек; вывешивают на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак. Однако в нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета не принимаются меры по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек, приняты только Правила содержания домашних животных от 07.10.2010 года №24, но до населения в 18 населенных пунктах не доведены. В результате бездействия органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ст.2 ГПК РФ целями гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Требование прокурора об обязании администрации <данные изъяты> сельсовета: - принять нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек удовлетворению не подлежит, поскольку администрацией были разработаны Правила отлова безнадзорных животных от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета: - надлежащим образом организовать отлов безнадзорных собак и кошек; - вывесить на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорных собак и кошек, а в остальной части требований отказать. Взыскать с администрации <данные изъяты> сельского совета государственную пошлину в доход Федерального бюджета 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Шахунский районный суд. Судья В.М. Поляков