О признании незаконными бездействия по организации отлова безнадзорных животных



                                                                                                 Дело № 2-794/2010г.

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Шахунья                                                                               19 октября 2010 года

Шахунский районный суд в составе председательствующего федерального судьи Полякова В.М..,

с участием помощника прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Толстобровой С.А.,

главы администрации поселка <адрес> Балякина С.Н.,

при секретаре Коробейниковой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья Нижегородской области гражданское дело по заявлению прокурора Шахунского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка <адрес> о признании незаконными бездействия по организации отлова безнадзорных животных,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением к администрации поселка <адрес> о признании незаконными бездействия по организации отлова безнадзорных животных, мотивируя тем, что прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об организации отлова безнадзорных собак и кошек.

В результате проверки установлено следующее.

За 2009-2010 годы в ОВД по Шахунскому району поступило 42 заявления от граждан по фактам укусов безнадзорными собаками. Из них только по 11 фактам установлены владельцы собак, которые привлечены к административной ответственности.

По состоянию на 17 сентября 2010 года органами местного самоуправления <адрес> не установлен порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек.

Отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования не производится.

Администрация <адрес> не осуществляет систематический контроль за своевременной регистрацией собак и кошек их владельцами. На территории муниципального образования не установлены информационные доски, на которых должны быть вывешены правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек.

В силу ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 1 Федерального закона №52-ФЗ, наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты,устанавливающие санитарноэпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

На основании п.1 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу п.2. ст.2 Федерального закона №52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 №23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года №919 утверждены Типовые правила содержания собак и кошек, которые определяют общие требования к порядку регистрации собак и кошек на территории Нижегородской области, регламентируют условия их содержания в жилых помещениях.

На основании п.п.6.1., 6.2., 6.4 Типовых правил, безнадзорные собаки и кошки подлежат отлову независимо от породы и назначения. Порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Условия отлова безнадзорных животных регламентируются муниципальным контрактом, заключенным между органами местного самоуправления муниципальных образований (заказчиком) и организацией (подрядчиком), осуществляющей отлов животных.

В силу п.8 Типовых правил, в целях обеспечения соблюдения правил содержания собак и кошек органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области сообщают в предприятие (организацию), занимающееся, отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек; вывешивают на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак.

Однако в нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления <адрес> не принимаются меры по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек, не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек.

В результате бездействия органов местного самоуправления <адрес> возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ст.11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.

В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Толстоброва С.А. заявление поддержала.

Глава администрации поселка <адрес> Балякин С.Н. с требованиями прокурора не согласился и считает заявление несостоятельным и не надлежащим удовлетворению по следующим причинам:

На территории поселка <адрес> имеются семь информационных щитов, на которых имеется информация о правилах содержания собак и кошек, адрес ветеринарного врача, осуществляющего лечение животных, а так же осуществляются рейды по улицам поселка с целью проведения проверки правил содержания собак и кошек.

В соответствии с п. «3» ст. 72 Конституции РФ вопросы осуществления мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 75 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» № 4979-1 от 14.05.1993 г. под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О ветеринарии» № 4979-1 от 14.05.1993 г. ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует

отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Органы местного самоуправления упомянутым федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области ветеринарии.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Одними из основных факторов среды обитания являются биологические факторы (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), воздействие которых на человека может привести к инфекционным заболеваниям и возможность передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Согласно ст.3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления упомянутым федеральным законом не наделены полномочиями правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пл. 1,4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 14 вышеназванного закона приведен перечень вопросов местного значения поселения, которым не предусмотрены полномочия органа местного значения поселения по регулированию отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия населения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.

        В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в суде, прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об организации отлова безнадзорных собак и кошек.

В результате проверки установлено следующее.

За 2009-2010 годы в ОВД по Шахунскому району поступило 42 заявления от граждан по факту укусов безнадзорными собаками и только установлены 11 владельцев собак.

По состоянию на 19 октября 2010 года органами местного самоуправления <адрес> не установлен порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек.

Отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования не производится.

Администрация <адрес> не осуществляет систематический контроль за своевременной регистрацией собак и кошек их владельцами. На территории муниципального образования не установлены информационные доски, на которых должны быть вывешены правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек. Суд считает, что утверждение главы администрации <адрес> Балякина С.Н. о том, что имеется семь информационных щитов на которых вывешены правила содержания собак и адрес ветеринарного врача, ни чем не подтверждены в судебном заседании.

В силу ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статья 1 Федерального закона №52-ФЗ, наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

На основании п.1 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарноэпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу п.2. ст.2 Федерального закона №52-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 №23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года №919 утверждены Типовые правила содержания собак и кошек, которые определяют общие требования к порядку регистрации собак и кошек на территории Нижегородской области, регламентируют условия их содержания в жилых помещениях.

На основании п.п.6.1., 6.2., 6.4 Типовых правил, безнадзорные собаки и кошки подлежат отлову независимо от породы и назначения. Порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Условия отлова безнадзорных животных регламентируются муниципальным контрактом, заключенным между органами местного самоуправления муниципальных образований (заказчиком) и организацией (подрядчиком), осуществляющей отлов животных.

В силу п.8 Типовых правил, в целях обеспечения соблюдения правил содержания собак и кошек органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области сообщают в предприятие (организацию), занимающееся, отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек; вывешивают на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак.

Однако в нарушение указанных требований законодательства, органами местного самоуправления <адрес> не принимаются меры по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек, не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек.

В результате бездействия органов местного самоуправления <адрес> возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ст.11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.

В соответствии со ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст.2 ГПК РФ целями гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации поселка <адрес> по надлежащей организации отлова безнадзорных собак и кошек, а так же по принятию нормативных - правовых актов, регламентирующих порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек.

Обязать администрацию поселка <адрес>:

- надлежащим образом организовать отлов безнадзорных собак и кошек;

-принять нормативные - правовые акты, регламентирующие порядок организации отлова безнадзорных собак и кошек;

-вывесить на видном месте для широкого ознакомления граждан правила содержания собак и кошек, адреса ветеринарных служб, осуществляющих лечение животных, и организации, осуществляющей отлов безнадзорныхсобак и кошек.

Взыскать с администрации поселка <адрес> государственную пошлину в доход Федерального бюджета 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Шахунский районный суд.

Судья                                                                                               В.М. Поляков