О досрочном назначении трудовой пенсии по старости



                                                                                                                        Дело №2-808/2010г.

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья                                                                       29 октября 2010 года

    Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Полякова В.М.,

с участием истца Мамзоловой Т.В.,

представителя ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области (по доверенности) Лебедевой С.В.,

при секретаре Коробейниковой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамзоловой Т.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

                                                 УСТАНОВИЛ:

       Мамзолова Т.В. обратилась в Шахунский районный суд Нижегородской области к ГУ - Управление пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя тем, что она осуществляет педагогическую деятельность более 25 лет. Обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

       Письмом от ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена, что решением комиссии ГУ Пенсионного фонда по Шахунскому району от ДД.ММ.ГГГГ, протокол вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункт 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001 года.

       Из ее трудового стажа были исключены периоды:

- отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.,

- учебы на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

      Она считает, что противоречит Федеральному законодательству решение Пенсионного фонда об исключении из ее трудового стажа на пенсию по выслуге лет отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и нарушает ее права на социальное обеспечение (ст.39 Конституции РФ). С решением Пенсионного фонда она не согласна, так как считает возможным зачесть вышеперечисленные периоды по следующим основаниям: Согласно ст.28 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года ее педагогическая деятельность предоставляет право на досрочное назначение пенсии. Принципы правовой справедливости и равенства на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ, в том числе прав на социальное обеспечение (в частности на пенсионное), по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.2) Конституции РФ предлагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

     Норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации прав на пенсионное обеспечение. В связи с этим дела граждан на основании п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Постановлением Конституционного Суда РФ, подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий. Учитывая вышеизложенное в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию подлежат включению периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, предоставленные ( а не использованные) до 06 октября 1992 года (т.е. предоставленные до даты вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 17.07.1992 года №3328-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»). В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04 года №2-П к соответствующим периодам работы должно применяться законодательство, которое действовало в те периоды. Следовательно у ГУ УПФР по Шахунскому району нет оснований не включать вышеуказанные периоды в специальный стаж.     

Названное решение противоречит Федеральному законодательству, нарушает ее права на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). С решением Пенсионного фонда она не согласна, так как считает его возможным зачесть периоды учебы на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям:      Согласно ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ее педагогическая деятельность предоставляет право на досрочное назначение пенсии. В соответствии со ст.187 ТКРФ на период прохождения курсов повышения квалификации за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

В судебном заседание истица Мамзолова Т.В. исковое заявление поддержала по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФР по Шахунскому району Нижегородской области (по доверенности) Лебедева С.В. с исковыми требованиями истицы не согласилась и пояснила, чтов соответствии с положениями подпунктов 19-20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему этой нормой полномочия, постановлениями от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвердило правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которыми не предусматривается включение в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Также с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» вышеуказанный период не может быть включен в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В соответствии с постановлением Правительства от 29.10.2002 №781, постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №463, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды нахождения на учебе на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачету в стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях не подлежит.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

        В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Как установлено в суде, истица осуществляет педагогическую деятельность более 25 лет. Мамзолова Т.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

       Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № она была уведомлена, что решением комиссии ГУ Пенсионного фонда по Шахунскому району от ДД.ММ.ГГГГ, протокол вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункт 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001 года.

      Из ее трудового стажа были исключены периоды:

- отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.,

- учебы на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ее трудовой стаж, по мнению ответчика, составил 24 года 09 месяцев 29 дней.

       В соответствии со ст.28 п.1 п.п. 10 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не зависимо от их возраста.

         Согласно ст.55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством РФ.

          Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, постановлением Правительства от 29.10.2002 года №781, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Суд считает, что ответчиком необоснованно не включен в специальный трудовой стаж период обучения на курсах повышения квалификации, так как в соответствии с постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397 время обучения на курсах повышения квалификации по специальности включалось в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Данное Постановление действовало до 06.09.1991 г.

Статьей 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.2002 г., предусматривалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ на период прохождения курсов повышения квалификации за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы, следовательно, идут отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.

С учетом положений ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.l), 18, 19, 55 (ч.l) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения на курсах повышения квалификации должен включаться в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости не зависимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), и не препятствуют гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, расчетный период пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В п.1 постановления Министерства труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ от 17.10.2003г. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

        Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так же подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, поскольку согласно ст.167 КЗоТ РСФСР, отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а так же в стаж работы по специальности.

С вступлением в силу 06.10.1992 года Закона РФ от 25.09.1992 года «О внесении изменений в КзоТ РСФСР» №3543-1. данные периоды перестали включаться в специальный стаж в случаях назначения пенсии на льготных условиях, то есть в случаях, когда в специальный стаж исчисляется в льготном порядке.

Как видно, до 01.01.2001 года указанные периоды включались в специальный стаж, если такой стаж рассчитывался по фактической продолжительности.

В то же время в ст.256 ТК РФ содержаться норма о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, более того, ни из содержания Федерального Закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», ни из Списков и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №2814 от 11.07.2002 года №2516 не усматривается запрета на включение в стаж работы по специальности периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, стаж истицы на период обращения в ГУ УПФР по Шахунскому району составлял 25 лет 0 месяцев 4 дня, следовательно она имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

       На основании изложенногорешение ГУ Управления Пенсионного фонда по Шахунскому району от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Мамзоловой Т.В. подлежит отмене.

        Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

       Требования Мамзоловой Т.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность удовлетворить.

     Признать за Мамзоловой Т.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.

       Включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости Мамзоловой Т.В. следующие периоды:

        - отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.,

        - периоды учебы на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

       Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области назначить Мамзоловой Т.В. и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с момента обращения в ГУ УПФР по Шахунскому району.

       Отменить решение ГУ Управления Пенсионного фонда по Шахунскому району от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Мамзоловой Т.В.

        Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда по Шахунскому району в пользу Мамзоловой Т.В. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Шахунский районный суд.

Судья                                                                                                 В.М. Поляков