Дело №2-706/10 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М., с участием представителя истца старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В., представителя ответчика ООО «Вахтан» - Варакина С.В., представителя третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Лямина Н.А., при секретаре Прозоровой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Вахтан» о ликвидации свалки отходов производства и потребления, УСТАНОВИЛ: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и свобод законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вахтан» о ликвидации свалки отходов производства и потребления, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, расположенного <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности ООО «Вахтан» является деревообработка. В ходе производственной деятельности предприятия образуются отходы деревообработки (горбыль, опил, мелкие древесные отходы), предприятие на протяжении ряда лет самовольно использует земельный участок площадью 2 200 кв.м., расположенный в <адрес> и прилегающую к нему территорию под размещение отходов, что является нарушением ст.ст. 25, 26, 36 Земельного кодекса РФ. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. ООО «Вахтан» разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для окружающей среды. ООО «Вахтан» не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность. Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. № 45-3 следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. Просит обязать ООО «Вахтан» ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке 2 200 кв.м. и прилегающей территории в <адрес>. Представитель истца (по доверенности) старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что после того, как представитель ответчика заявил в судебном заседании, что свалка ликвидирована, территория комиссионно обследовалась, было установлено, что на прилегающей к промышленной площадке территории ООО «Вахтан» имеется несколько мест складирования отходов деревообработки (горбыль, рейка), а на месте бывшего складирования опила в настоящее время произведено его разравнивание и запахивание без разрешительных документов. Просила иск удовлетворить, согласна установить срок для исполнения решения суда по данному делу 6 месяцев. Представитель ответчика ООО «Вахтан» Варакин С.В. иск не признал, пояснил, что в настоящее время свалка ликвидирована, свежий опил он весь вывез в ООО «ФК Росплит», старый запахал. Действительно еще остался горбыль, но он уложен в пачки. Горбыль он вывозит в котельную во время отопительного сезона, но сейчас к котельной не проехать, до Нового года он все вывезет. Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (по доверенности) Лямин Н.А. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что требования заявлены Нижегородским природоохранным прокурором справедливо. Когда проводилась проверка Нижегородской природоохранной прокуратурой, он лично выезжал на место и, действительно, все было так, как указано в иске. Позднее он на свалку не выезжал, поэтому ничего пояснить не может. Но для открытия свалок необходимо наличие разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности. Выслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению. В суде установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, расположенного в <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности ООО «Вахтан» является деревообработка. В ходе производственной деятельности предприятия образуются отходы деревообработки (горбыль, опил, мелкие древесные отходы), предприятие на протяжении ряда лет самовольно использует земельный участок площадью 2 200 кв.м., расположенный в <адрес> и прилегающую к нему территорию под размещение отходов, что является нарушением ст.ст. 25, 26, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: -предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности: -обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности. На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды. ООО «Вахтан» разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для окружающей среды. Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. № 01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения. Однако, ООО «Вахтан» не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность. Согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. № 45-3 под экологической опасностью следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем. В соответствии с ч. 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В связи с тем, что размещение отходов ответчиком в данном месте не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, и представляет собой экологическую опасность, исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд с учетом мнения представителей истца и ответчика, не возражавших установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считает возможным установить указанный срок для исполнения решения суда. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Шахунского муниципального района государственная пошлина 4 000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Вахтан» о ликвидации свалки отходов производства и потребления удовлетворить полностью. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вахтан» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке 2 200 кв.м. и прилегающей территории в <адрес> <адрес>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вахтан» в доход бюджета Шахунского муниципального района государственную пошлину 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней. Судья: (подпись) М.М.Арефьева Копия верна: Судья: Решение вступило в законную силу: Судья: Секретарь суда: