Дело №2-713/10 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М., с участием помощника прокурора Жирова А.А., представителя третьего лица - ООО «ДУК Шахунского района» - Шохирева А.Л., при секретаре Прозоровой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску прокурора Шахунского района к администрации г.Шахунья о признании незаконным бездействия по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шахунского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Шахунья, ООО «АГЖО-СЕВЕР» о признании незаконным бездействия по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО, указывая, что прокуратурой Шахунского района Нижегородской области в порядке надзора проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования города Шахуньи. В результате проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» и ООО «Домоуправляющая компания Шахунского района» заключили договор оказания услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО). Согласно данному договору, ООО «АГЖО-СЕВЕР» осуществляет вывоз ТБО с территорий, закрепленных за ООО «Домоуправляющая компания Шахунского района» (п. 1.1.; 1.2. договора). В соответствии с п. 2.3 данного договора, ООО «АГЖО-СЕВЕР» обязано устанавливать контейнеры на контейнерных площадках в количестве, определенном исходя из утвержденных норм накопления ТБО. Производить выгрузку ТБО из контейнеров в спецтранспорт и их вывоз с места сбора ТБО на объект размещения ТБО в соответствии с графиком вывоза твердых бытовых отходов с контейнерных площадок. На основании п. 2.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Домоуправляющая компания Шахунского района» обязано ежедневно обеспечивать сбор и складирование ТБО в контейнеры на контейнерных площадках, а также обеспечить наличие подъездных путей к контейнерным площадкам с твердым дорожным покрытием. ДД.ММ.ГГГГ ООО «АГЖО-СЕВЕР» и администрация города Шахуньи заключили договор возмездного оказания услуг. По данному договору ООО «АГЖО-СЕВЕР» принимает от администрации г.Шахуньи за плату твердые бытовые отходы для дальнейшего размещения на полигоне твердых бытовых отходов (п.2.2. договора), а администрация г.Шахуньи обязана доставлять своим транспортом (либо с привлечением транспорта третьих лиц) ТБО на полигон твердых бытовых отходов (п.2.1. договора). ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Уренского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, на подконтрольной территории в целях обеспечения соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности проведен мониторинг соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе мониторинга на территории города Шахуньи по <адрес> обнаружен бытовой мусор на прилегающей к контейнеру территории, переполнение контейнеров. Факты указанного нарушения подтверждаются актом выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблицы. Из данного акта следует, что контейнеры размещены на обочине проезжей части автодороги, контейнерные площадки не оборудованы. ДД.ММ.ГГГГ консультантом Уренского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведен мониторинг соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе мониторинга установлено, что на территории <адрес> размещены контейнеры. Данные контейнеры не оборудованы контейнерными площадками, переполнены бытовым мусором. Факты указанного нарушения подтверждаются актом выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фототаблицы. Согласно объяснениям К.А.Н., который является должностным лицом, ответственным за благоустройство города Шахуньи (распоряжение главы местного самоуправления г.Шахунья № - л от ДД.ММ.ГГГГ), указанные контейнеры были установлены по указанию главы администрации г.Шахуньи Ф.Р.В. для предотвращения возникновения несанкционированных свалок. Администрация г.Шахуньи не благоустраивает данные контейнерные площадки, т.к. в дальнейшем планируется передать данные полномочия организации, которая осуществляет вывоз и утилизацию ТБО. По данному факту в отношении К.А.Н. прокурором Шахунского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях - «Нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания территорий муниципальных образований, совершенное повторно в течение года». Согласно объяснений директора ООО «АГЖО-СЕВЕР» М.В.А., в г.Шахунья отсутствуют контейнерные площадки, т.к. не разработан реестр месторасположения контейнерных площадок по причине несогласованности администрации г.Шахуньи и ООО «АГЖО-СЕВЕР». В настоящее время на территории г.Шахуньи контейнеры для сбора ТБО размещены согласно реестру размещения контейнерных площадок по многоквартирному фонду в г.Шахунья. Однако земельные участки для установки контейнеров для сбора ТБО органами местного самоуправления не выделены. Контейнерные площадки не обустроены надлежащим образом, контейнеры расположены на обочинах проезжей части автодорог, придомовых территориях на открытом грунте. Администрацией г.Шахуньи и ООО «АГЖО-СЕВЕР» не принимаются меры по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО в соответствии с требованиями законодательства, что отрицательно сказывается на окружающую среду, состояние грунта около контейнеров, благополучие населения. Бездействием администрации г.Шахуньи, ООО «АГЖО-СЕВЕР» нарушены нормы действующего законодательства, права и законные интересы неопределенного круга лиц. Помощник прокурора Жиров А.А. в судебном заседании от исковых требований к ООО «АГЖО-СЕВЕР» отказался, о чем представил письменное заявление за подписью прокурора Шахунского района. Помощнику прокурора разъяснены ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, что в случае отказа от иска и принятия отказа от иска судом производство по делу прекращается, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям не допускается. Последствия отказа от иска помощнику прокурора понятны. Частичный отказ истца от иска принят судом. ООО «АГЖО-СЕВЕР» освобождено от участия в деле в качестве ответчика. Исковые требования к Администрации г.Шахунья помощник прокурора Жиров А.А. поддержал, просил удовлетворить, признать бездействие администрации г.Шахуньи по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО на территории г.Шахуньи незаконным. Обязать администрацию г.Шахуньи обустроить контейнерные площадки на территории г.Шахуньи в соответствии с требованиями законодательства. Ответчик Администрация г.Шахунья о времени и месте судебного заседания извещен, представитель в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщено. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика на основании заседание лиц, участвующих в деле, их представителей" target="blank" data-id="12755">ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица ООО «ДУК Шахунского района» (по доверенности) Шохирев А.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал. Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению. В суде установлено, что прокуратурой Шахунского района Нижегородской области в порядке надзора проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории муниципального образования города Шахуньи. В ходе проверки было установлено, что земельные участки для установки контейнеров для сбора ТБО органами местного самоуправления не выделены. Контейнерные площадки не обустроены надлежащим образом, контейнеры расположены на обочинах проезжей части автодорог, придомовых территориях на открытом грунте. Администрацией г.Шахуньи не принимаются меры по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО в соответствии с требованиями законодательства, что отрицательно сказывается на окружающей среде, состоянии грунта около контейнеров, благополучии населения. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. На основании ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На основании требований ст. 14 Федерального закона №131-Ф3, к одному из вопросов местного значения поселения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч. 2 ст. 31 Устава города Шахунья, принятого решением Городской Думы г.Шахуньи от 25 ноября 2005 года №3-1 (далее по тексту - Устав), администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами главы местного самоуправления и городской Думы. На основании п. 24 ст. 5 Устава, одним из вопросов местного значения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании п. 1.1. санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». В соответствии с п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Решением Городской думы города Шахуньи от 04.10.2008 г. № 32-5 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г.Шахуньи (далее - Правила). В соответствии с п.п. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.6., 3.2.8., 3.2.9., 3.3.2. Правил все хозяйствующие субъекты должны иметь свои контейнеры или договоры на складирование мусора на контейнерных площадках с их владельцами. Контейнеры размещаются на контейнерных площадках. Запрещается устанавливать контейнеры на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов. Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на хозяйствующий субъект, в ведении, пользовании, владении, или распоряжении которого они находятся. Переполнение контейнеров мусором не допускается. Контейнерные площадки должны быть с твердым покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом спецавтотранспорта. Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,2 м., чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Контейнерные площадки должны быть постоянно очищены от мусора, содержаться в чистоте и порядке хозяйствующими субъектами, на территории которых они располагаются. Согласно п. 16.1. Правил контроль за санитарным содержанием территории, организации уборки, обеспечением чистоты и порядка на территории города Шахунья осуществляет администрация города Шахуньи и должностные лица. В соответствии с п. 6.5.15. Правил, ответственность за уборку и содержание территорий, не закрепленных за хозяйствующими субъектами возлагается на администрацию города Шахуньи или уполномоченную ей организацию. Таким образом, обустройство контейнерных площадок относится к вопросам местного самоуправления. Бездействием администрации г.Шахуньи нарушены нормы действующего законодательства, права и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие следует признать незаконным. Права и законные интересы неопределенного круга лиц подлежат восстановлению, следует обязать ответчика обустроить контейнерные площадки на территории г.Шахуньи в соответствии с требованиями законодательства. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Шахунского района к администрации г.Шахунья о признании незаконным бездействия по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО удовлетворить полностью. Признать бездействие администрации г.Шахуньи по организации надлежащей системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза ТБО на территории г.Шахуньи незаконным. Обязать администрацию г.Шахуньи обустроить контейнерные площадки на территории г.Шахуньи в соответствии с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья: (подпись) М.М.Арефьева Копия верна: Судья: Решение вступило в законную силу: Судья: Секретарь суда: