о признании бездействия по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить по договору сиоциального найма жилое помещение



Дело № 2-282/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       город Шахунья                                                            11 февраля 2011 года                                                                                                

       Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Смеловой В.А., помощника прокурора Шахунского района Нижегородской области Лебедева А.Е., Гресько (Ольховской) Е.А., представителя ответчика администрации Шахунского района Нижегородской области по доверенности Шестериковой Г.А.,

при секретаре Смолиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску прокурора Шахунского района в интересах Гресько (Ольховской) Е.А. к администрации * * * о признании незаконным бездействия по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение

                                                       УСТАНОВИЛ:                                                                                          

       В Шахунский районный суд с иском к администрации * * * обратился прокурор * * * в интересах Гресько Е,А., * * * года рождения, которая относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мотивирует свои исковые требования тем, * * * постановлением администрации * * * * * * над Гресько (Кокиной) Е.А. была учреждена опека в силу того, что мать - Кокина Н.А., проживавшая в * * *, собственного жилья не имела и испытывала трудности в содержании дочери, а отец у девочки отсутствовал. Опекуном назначена бабушка - Кокина Л.К., проживающая по адресу: * * *.

     В * * * ее мать Кокина Н.А. вышла замуж за Ольховского А.Г., который удочерил Кокину Е.А. (* * * года рождения), ее после удочерения ей присвоена фамилия Ольховская.

     * * * постановлением администрации * * * * * * над Гресько (Ольховской) Е.А. вновь была учреждена опека, поскольку место жительства Ольховской Н.А. неизвестно, а отец девочки - Ольховский А.Г. проживает в * * * и материальной помощи ей не оказывает. Опекуном назначена бабушка - Кокина Л.К.. Жилье за несовершеннолетней Ольховской Е.А. не закреплялось в связи с отсутствием такового у её родителей.

      * * * Ольховская Кокина Н.А. умерла (свидетельство о смерти * * *).

      * * * решением суда * * * Ольховский А.Г. лишен родительских прав по отношению к Ольховской Е.А..

      * * * постановлением администрации * * * * * * Кокиной Л.К. назначено пособие на содержание несовершеннолетней подопечной Ольховской Е.А..

      С * * * Гресько (Ольховская) Е.А. проживала с Кокиной Л.К. по адресу: * * *.

      В период * * * Гресько (Ольховская) Е.А. обучалась в * * * по очной форме обучения и находилась на полном государственном обеспечении.

     В период с * * * Гресько (Ольховская) Е.А. обучалась в * * *, расположенном по адресу: * * *

     * * * Ольховская Е.А. заключила брак с Гресько Н.М. * * * г.р, после заключения брака ей присвоена фамилия Гресько Н.М..

     В настоящее время они собственного жилья не имеют, проживают на съемной квартире по адресу: * * *.

     В соответствии ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

     Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

     Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области заключается уполномоченным органом по форме, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области №147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Согласно ч.1 ст.13 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.15 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений Жилищного фонда Нижегородской области.

Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления).

Список муниципального образования формируется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В срок до 1 февраля года, предшествующего году окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не позднее чем за год до окончания обучения детей-сирот в учреждениях, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, руководители указанных учреждений представляют в органы местного самоуправления список выпускников

Органы местного самоуправления контролируют поступление информации, указанной в пунктах 5, 6 настоящего Положения, и при необходимости сами запрашивают соответствующие данные.

Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

В настоящее время Гресько Е.А. достигла возраста * * * , однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ей не предоставлено.

Так, Кокина Л.К. с * * * неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства администрации * * * с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ольховскую Е.А., но в ответ были только устные обещания.

* * * Гресько Е.А. самостоятельно обратилась в органы опеки и попечительства администрации * * * с заявлением о постановке на учет как сироты, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В удовлетворении заявления администрацией * * * было отказано в связи с тем, что у отца Гресько Е.А. имеется жилое помещение в * * * (письмо заведующего отделом образования Быкова А.П. от * * * ).

* * * Кокина Л.К. обратилась в прокуратуру * * * с заявлением о нарушении администрацией * * * жилищных прав ее внучки Гресько Е.А. По данному заявлению была проведена проверка, установлено, что Гресько Е.А.. как сирота имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

* * * прокурором * * * по данному факту и.о. главы администрации * * * внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако требования прокурора администрацией * * * удовлетворены не были. Согласно письма администрации * * * от * * * * * * Гресько Е.А. не может быть поставлена в очередь на получение льготного жилья по программе «Дети-сироты», т.к. у отца - Ольховского А.Г. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: * * *.

* * * Гресько Е.А. обратилась в администрацию * * * с заявлением о принятии решения по принадлежности к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением администрации * * * от * * * * * * Гресько Е.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как молодая семья.

* * * Гресько Е.А. обратилась в администрацию * * * с заявлением о постановке в льготную очередь на получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заведующий отделом образования администрации * * * Быков А.П. в письме от * * * * * * в постановке в льготную очередь на получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказал, также сославшись на то, что отец - Ольховский А.Г.. имеет собственное жилье.

* * * Гресько Е.А. обратилась в прокуратуру района с заявлением о нарушении администрацией * * * её жилищных прав.

Согласно преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако, незаконное бездействие органов местного самоуправления * * *, выразившееся в не постановке Гресько Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста не должно препятствовать реализации её законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста в следствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Учитывая то, что Гресько Е.А.зарегистрирована на территории * * *, ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в пределах * * * не менее * * * общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебном заседании помощник прокурора * * * Лебедев А.Е. исковые требования уточнил и просит суд признать незаконным бездействие администрации * * * по постановке Гресько Е.А. оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижении ей 23-летнего возраста. Обязать администрацию * * * поставить на учет Гресько (Ольховскую) Е.А. Александровну оставшуюся без попечения родителей по областной целевой межведомственной программе «дети сироты» на 2006-2010 г.г. утвержденной * * * от * * * * * * и обеспечить за счет средств бюджета * * * по договору социального найма Гресько Е.А. жилым помещением в * * * общей площадью не менее * * * и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Представитель администрации * * * Шестерикова Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала и в иске просила отказать, так как у отца Ольховской Е.А. имеется жилое помещение в * * * и тот факт, что он лишен родительских прав не является основанием постановки Ольховской Е.А. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении. Пояснила, что опекун Гресько (Ольховской) Е.А. ее бабушка Кокина Л.К. обращалась неоднократно с устными просьбами поставить ее внучку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как она осталась без попечения родителей. Письменных заявлений от Кокиной Л.К. в отдел опеки и попечительства администрации * * * не поступало. На основании документов, которые представила бабушка Гресько (Ольховской) Е.А. отец Ольховской проживал в * * *, лишен родительских прав в отношении удочеренной им Ольховской Е., но у него есть жилое помещение, данных о том, что данное жилое помещение, принадлежащее Ольховскому А.Г., не пригодно для проживания она в орган опеки и попечительства не представила. Данное жилое помещение за Гресько (Ольховской) Е.А. так же администрацией района закреплено не было. Ими направлялись запросы в Казахстан о наличии статуса жилья Ольховского А.Г., но так как это другое государство, то ответ им не пришел. В семейном кодексе Российской Федерации не сказано, что жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации, поэтому они Ольховскую на учет, как нуждающуюся в жилом помещении не ставили, на момент окончания ей учебного заведения, как это предусмотрено законом, считая, что у нее нет оснований. В настоящее время Е.(Ольховская) Гресько поставлена в льготную очередь на получение жилья, как молодая семья. Сама Ольховская Е.А. с письменными заявлениями о постановке ее на учет на получение жилья в орган опеки и попечительства не обращалась.

В судебном заседании Гресько (Ольховская) Е.А. пояснила, что она была вызвана в администрацию * * *, когда училась в колледже в * * * . В администрации * * * она писала заявление о постановке ее на учет на получение жилья, по программе «дети - сироты», это заявление она писала в кабинете Шестериковой Г.А. и оставалась это заявление у Шестериковой Г.А., надеялась, что ее поставили на очередь, так как Шестерикова Г.А. ей пояснила, что ей как сироте должны выделить жилое помещение.

В судебном заседании свидетель Кокина Л.К. пояснила, что она являлась опекуном своей внучки Гресько Е.А. ранее Ольховской Е.А. Она неоднократно обращалась к Шестериковой Г.А. о постановке на учет ее внучки в льготную очередь, как ребенка сироту. Шестерикова Г.А. все время говорила, что она поставила Катю на учет, Катя сама приезжала писать заявление. Она вместе с Катей в тот день ходила к Шестериковой Г.А. и считала, что ее внучка стоит на льготной очереди на получение жилья.

В судебное заседание не явился представитель * * *

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В судебном заседании исследованы следующие доказательства.

Согласно письма администрации * * * от * * * * * * Гресько Е.А. не может быть поставлена в очередь на получение льготного жилья по программе «Дети-сироты», т.к. у отца - Ольховского А.Г. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: * * *.

Постановлением администрации * * * от * * * * * * Гресько Е.А. признана нуждающейся, но в постановке на учет на получение жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ей вновь отказано.

Согласно письма заведующего отделом образования администрации * * * Быков А.П. от * * * * * * в постановке в льготную очередь на получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Гресько отказано.

       Согласно постановления от * * * Постановлением администрации * * * установлена опека, поскольку место жительства Ольховской Н.А. неизвестно, а отец девочки - Ольховский А.Г. проживает в * * * и материальной помощи ей не оказывает. Опекуном назначена бабушка - Кокина Л.К., которой назначено опекунское пособие. Жилье за несовершеннолетней Ольховской Е.А. не закреплялось в связи с отсутствием такового у её родителей.

      * * * Ольховская (Кокина) Н.А. умерла * * *

      Согласно решения суда * * * от * * * Ольховский А.Г. лишен родительских прав по отношению к Ольховской Е.А.. Согласно данного решения указано, что дом, где проживал Ольховский А.Г. не жилой, место жительства Ольховского А.Г. не известно.

       В период с * * * Гресько (Ольховская) Е.А. обучалась в * * * по очной форме обучения

       Согласно паспортных данных брак * * * Ольховская Е.А. заключила брак с Гресько Н.М. * * * г.р., после заключения брака ей присвоена фамилия Гресько Н.М..

       Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Гресько (Ольховская) Е.А. является с * * * сиротой, мать умерла, отец лишен родительских прав, на территории Российской Федерации, жилья своего не имеет. С * * * Гресько (Ольховская) Е.А. проживала с опекуном Кокиной Л.К. по адресу: * * *.

Неоднократно обращалась с просьбой быть поставленной на очередь на получение жилья, по программе дети сироты, однако в постановке на учет ей было отказано, так как, по мнению органа опеки и попечительства, у ее отца, который хотя и лишен в отношении ее родительских прав, но на территории * * * имел жилое помещение.

      Как было установлено в судебном заседании с * * * Гресько (Ольховская) Е.А. осталась без попечения родителей. * * * постановлением администрации * * * * * * Кокиной Л.К. назначено пособие на содержание несовершеннолетней подопечной Ольховской Е.А., однако за ней не было закреплено жилье, по причине его отсутствия у ее родителей.

По окончанию учебного заведения Ольховская Е.А. так же не была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении * * *.

        Запрос отдела образования в * * * за * * * от * * * о наличии жилья у Ольховского А.Г.

        Согласно ст.56 ч.1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законном.

       Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

         Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Необходимо учитывать, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

       К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Суд считает доводы ответчика о том, что Гресько Е.А. не может быть поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по программе «Дети-сироты», так как у ее отца есть жилье в * * *, не состоятельными, так как Гресько (Ольховская) Е.А. является гражданкой Российской Федерации, в * * * над ней установлена опека и назначено пособие на ее содержание. Жилое помещение за ней не закреплено, по причине его отсутствия. Согласно решения суда * * * жилое помещение, принадлежащее ее отцу является не жилым. Органом опеки и попечительства * * * не принято никаких мер для внеочередного обеспечение ее жилой площадью.

       Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Федеральный закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области №147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Согласно ч.1 ст.13 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.15 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений Жилищного фонда Нижегородской области (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области №400 от 07 декабря 2007 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области», уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.

Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления.

Постановление Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 №566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» определяет состав сведений, структуру и порядок формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Согласно п.п.3, 4, 5, 9, 10 данного Положения, сводный список составляется министерством на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - список муниципального образования).

Ответственным за ведение списка муниципального образования является администрация Шахунского района, однако меры по постановке на учет Ольховской Е.А. администрацией * * * приняты не были. Отделом образования администрации * * * был направлен запрос в республику * * * о подтверждении информации, о том, что дом, в котором находилась квартира, принадлежащая Ольховскому А.Г. не жилой, но ответ из * * * к ним не поступил. Однако, как пояснила представитель ответчика Шестерикова Г.А. в судебном заседании Ольховская так и не была поставлена на учет.

Список муниципального образования формируется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

В срок до 1 февраля года, предшествующего году окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не позднее чем за год до окончания обучения детей-сирот в учреждениях, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, руководители указанных учреждений представляют в органы местного самоуправления список выпускников.

То есть органами местного самоуправления администрации * * * не были выполнены п.п. 5, 6 настоящего Положения, так как Ольховская Е.А. не включена в список детей-сирот не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета.

На момент рассмотрения дела судом Гресько Е.А. достигла возраста * * *, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ей не предоставлено.

Учитывая то, что, ее опекун Кокина Л.К. с * * * неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства администрации * * * с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Ольховскую Е.А., но меры по постановке на учет ее внучки приняты не были, * * * Гресько Е.А. самостоятельно обратилась в органы опеки и попечительства администрации * * * с заявлением о постановке на учет как сироты, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В удовлетворении заявления администрацией * * * было отказано в связи с тем, что у отца Гресько Е.А. имеется жилое помещение в * * * (письмо заведующего отделом образования Быкова А.П. от * * * ).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако, незаконное бездействие органов местного самоуправления * * *, выразившееся в не постановке Гресько Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста не должно препятствовать реализации её законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста в следствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области №123-З, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:

  1. не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;
  2. не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;
  3. не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Таким образом, Гресько Е.А.. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в черте * * * не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Исковые требования прокурора к администрации * * * удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации * * * по постановке Гресько (Ольховской) Е.А., оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижении ей 23-летнего возраста.

Обязать администрацию * * * поставить на учет Гресько (Ольховскую) Е.А. оставшуюся без попечения родителей по областной целевой межведомственной программе «дети сироты» на * * * утвержденной * * * от * * * * * * -З и обеспечить за счет средств бюджета * * * по договору социального найма Гресько Е.А. жилым помещением в * * * общей площадью не менее 33 квадратных и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Нижегородский областной суд через Шахунский суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:               В.А. Смелова