о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя



Дело №2-758/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Тонкино ДД.ММ.ГГГГ

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,

с участием заместителя прокурора Тонкинского района Танасийчук И.И., судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новоселова Д.С., старшего судебного пристава Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А., должника Короткова А.Е.,

при секретаре Прозоровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тонкино гражданское дело по заявлениям прокурора Тонкинского района о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новосёлова Д.С., старшего судебного пристава Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А.,

УСТАНОВИЛ:

11.07.2011 г. прокурор Тонкинского района обратился в Тонкинский районный суд с заявлениями о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новосёлова Д.С., старшего судебного пристава Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А., указывая, что в соответствии с требованием приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», п.3.4 Приказа прокуратуры Нижегородской области от 10.08.2010 г. № 72 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах районным отделом ССП УФССП РФ. Проверкой выявлены нарушения требований действующего законодательства при исполнении районным отделом ССП решения суда о взыскании с налогоплательщика задолженности по уплате налогов. Так, по исполнительным производствам №№ 860/11/52/52, 550/11/52/52, 851/11/52/52, 817/11/52/52 судебным приставом-исполнителем в нарушение требований закона исполнительные действия производились не в полной мере, сумма задолженности за счет имущества должника до сих пор не взыскана, меры принудительного исполнения не принимались. Исполнительные производства кроме постановлений о возбуждении исполнительных производств и запросов о наличии денежных средств и имущества, других документов не содержат. Непринятие судебным приставом-исполнителем Новоселовым Д.С. мер по реальному исполнению решения суда свидетельствует о бездействии, а также отсутствии должного контроля со стороны старшего судебного пристава Смирнова А.А. за обеспечением выполнения задач судебных приставов-исполнителей, предусмотренных ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Бездействие судебного пристава-исполнителя Новоселова Д.С. и старшего судебного пристава районного отдела ССП Смирнова А.А. повлекло неисполнение государством в лице налоговой службы обязанности по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, установленной ст. 32 НК РФ, а также обязанности по контролю за полнотой и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, заложенной в понятие налоговых органов РФ, данное ст. 1 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации». Бездействие судебного пристава-исполнителя Новоселова Д.С. и старшего судебного пристава районного отдела ССП Смирнова А.А. является незаконным. Просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новоселова Д.С., выразившееся в непринятии мер для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов; признать незаконным бездействие старшего судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А., выразившееся в необеспечении должного контроля за выполнением обязанностей по своевременному и полному исполнению подчиненными сотрудниками судебных актов и обязать принять установленные законом меры по исполнению решений мирового судьи судебного участка Тонкинского района: от 26.11.2010 г. о взыскании с Короткова Алексея Ермолаевича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 313 рублей 67 копеек; от 12.11.2010 г. о взыскании с Черемисинова Николая Серафимовича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 1 511,04 рублей; от 26.11.2010 г. о взыскании с Вилкова Александра Николаевича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 1 398,96 рублей; от 25.03.2011 г. о взыскании с Вычужанина Анатолия Ивановича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 556,66 рублей.

Постановлением и.о. председателя Нижегородского областного суда от 23.05.2011 г. №22 рассмотрение гражданских дел из Тонкинского районного суда в период с 08.07.2011 г. по 04.08.2011 г. передано по подсудности в Шахунский районный суд.

Заявления прокурора Тонкинского района приняты к производству, возбуждены гражданские дела, проведена подготовка дел к судебному разбирательству, назначено судебное заседание.

В судебном заседании с учетом мнения сторон гражданские дела объединены судом в одно производство.

В судебном заседании заместитель прокурора Танасийчук И.И. отказался от требований в части обязания судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новоселова Д.С. принять установленные законом меры к фактическому исполнению исполнительных производств (по должникам Короткову А.Е., Черемисинову Н.С., Вилкову А.И., Вычужанину А.И.), о чем представил письменное заявление за подписью прокурора Тонкинского района, пояснил, что в настоящее время задолженность взыскана, исполнительные производства 07.07.2011 г. прекращены фактическим исполнением.

Помощнику прокурора разъяснены положения ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, что в случае частичного отказа от заявления и принятия отказа судом производство по делу в данной части прекращается, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям не допускается. Последствия частичного отказа от заявления помощнику прокурора понятны.

Частичный отказ прокурора Тонкинского района от заявления принят судом.

Уточненные требования заместитель прокурора Танасийчук И.И. поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель Новоселов Д.С. в судебном заседании с требованиями прокурора Тонкинского района согласился, о чем представил письменное заявление.

Начальник Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области старший судебный пристав Смирнов А.А. в судебном заседании с требованиями прокурора Тонкинского района согласился, о чем представил письменное заявление.

Должник Коротков А.Е. в судебном заседании пояснил, что долг он погасил, оставил разрешение заявления на усмотрение суда.

Должники Черемисинов Н.С., Вилков А.И., Вычужанин А.И., взыскатель МРИ ФНС № 13 по Нижегородской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились. Должники Черемисинов Н.С., Вилков А.И., Вычужанин А.И. о причинах неявки суду не сообщили. Взыскатель МРИ ФНС № 13 по Нижегородской области просил рассмотреть дело в отсутствие представителя взыскателя.

Суд рассмотрел дело в отсутствие должников Черемисинова Н.С., Вилкова А.И., Вычужанина А.И. на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено следующее.

В соответствии с требованием приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 г. № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», п.3.4 Приказа прокуратуры Нижегородской области от 10.08.2010 № 72 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» прокуратурой Тонкинского района 01.07.2011 г. проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах Тонкинским районным отделом УФССП по Нижегородской области.

Проверкой установлено, что 29.03.2011 г. на исполнение в районный отдел ССП поступил судебный приказ мирового судьи судебного участка Тонкинского района о взыскании с Короткова Алексея Ермолаевича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 313 рублей 67 копеек.

29.03.2011 г. на исполнение в районный отдел ССП поступил судебный приказ мирового судьи судебного участка Тонкинского района о взыскании с Черемисинова Николая Серафимовича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 1 511,04 рублей.

29.03.2011 г. на исполнение в районный отдел ССП поступил судебный приказ мирового судьи судебного участка Тонкинского района о взыскании с Вилкова Александра Николаевича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 1 398,96 рублей.

25.03.2011 г. на исполнение в районный отдел ССП поступил судебный приказ мирового судьи судебного участка Тонкинского района о взыскании с Вычужанина Анатолия Ивановича в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 13 задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму 556,66 рублей.

На основании указанных исполнительных документов судебным приставом-исполнителем районного отдела ССП Новоселовым Д.С. возбуждены исполнительные производства: №№ 860/11/52/52, 550/11/52/52, 851/11/52/52, 817/11/52/52.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст.2 Федеральный закон от 02.10.2007 N2 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного взыскания являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Согласно ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника

или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в

них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Однако после возбуждения исполнительных производств судебным приставом-исполнителем в нарушение требований закона исполнительные действия производились не в полной мере, сумма задолженности за счет имущества должника до сих пор не взыскана, меры принудительного исполнения не принимались.

Исполнительные производства на момент прокурорской проверки кроме постановления о возбуждении исполнительного производства и запросов о наличии денежных средств и имущества, других документов не содержали.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Непринятие судебным приставом-исполнителем Новоселовым Д.С. мер по реальному исполнению решения суда свидетельствует о бездействии, а также отсутствии должного контроля со стороны старшего судебного пристава Смирнова А.А. за обеспечением выполнения задач судебных приставов-исполнителей, предусмотренных ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Бездействие судебного пристава-исполнителя Новоселова Д.С. и старшего судебного пристава Смирнова А.А. повлекло неисполнение государством в лице налоговой службы обязанности по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, установленной ст. 32 НК РФ, а также обязанности по контролю за полнотой и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, заложенной в понятие налоговых органов РФ, данное ст. 1 Федерального закона от 21.03.1991 г. №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, бездействие судебного пристава-исполнителя Новоселова Д.С. и начальника районного отдела Смирнова А.А. является незаконным.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав, свобод и законных интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Должностными лицами районного отдела ССП допущены нарушения положений федерального законодательства, что наносит существенный вред интересам РФ в лице органов государственной власти, их установивших.

Бездействия должностных лиц районного отдела ССП влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по обеспечению полного и своевременного поступления в соответствующий бюджет налогов и сборов, что нарушает права РФ по обеспечению своих расходных обязательств.

Как следствие, незаконное бездействие влечет нарушение социальных прав общества (неопределенного круга лиц), обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Исходя из смысла, структуры и последовательности конституционных норм, под социальными правами следует понимать показатели необходимой обеспеченности гражданина важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами и имуществом в натуральном и денежном выражении.

Таким образом, прокурор Тонкинского района был вправе обратиться в суд с заявлениями о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Новосёлова Д.С., старшего судебного пристава районного отдела судебных приставов УФССП РФ Смирнова А.А. Требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 441, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявления прокурора Тонкинского района о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новосёлова Д.С., старшего судебного пристава Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Новоселова Д.С., выразившееся в непринятии мер для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов; признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Тонкинского районного отдела УФССП по Нижегородской области Смирнова А.А., выразившееся в необеспечении должного контроля за выполнением обязанностей по своевременному и полному исполнению подчиненными сотрудниками судебных актов.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья            (подпись)        М.М.Арефьева

Копия верна:

Судья:

Решение в окончательной форме принято судом 25.07.2011 г.

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Судья:

Секретарь суда: