Дело № 2-908/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья | 16 августа 2011 года |
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,
с участием помощника прокурора Шахунского района Лебедева А.Е., заявителя Находкина В.Л., представителя заинтересованного лица Земского собрания Шахунского района Крючковой М.А., представителей заинтересованного лица Хмелевицкого сельского Совета Зайцевой Е.П., Лебедевой Т.Ф.,
при секретаре Прозоровой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по заявлению Находкина Вячеслава Леонидовича об оспаривании нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Находкин В.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, указывая, что Земским собранием Шахунского района и Хмелевицким сельским Советом принят ряд решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.03 г. (далее ФЗ № 131, 131-ФЗ) и другим нормативным правовым актам, нарушающим и ущемляющим его гражданские права и права граждан, проживающих на территории Хмелевицкого сельсовета. Два принятых решения основаны на сфальсифицированном протоколе публичных слушаний от 12.04.11 г. на территории Хмелевицкого сельсовета. 25 марта 2011 г. за №19-13 Земское собрание приняло решение «Об инициативе о преобразовании муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области». Данное решение официально опубликовано в газете «Знамя труда» № 49-50 от 31.03.11 г. Он считает, что объединение сельских и поселковых муниципальных образований и придание им статуса городского поселения невозможно. На день принятия решения № 19-13 от 25.0З.11 г. и по сей день с.Хмелевицы имеет статус сельского поселения - муниципального образования, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные органы местного самоуправления. Суть инициативы Земского собрания - изменить статус муниципального образования Хмелевицкий сельсовет, т.е. сельского поселения на статус городского поселения с наделением последнего статусом городского округа. Речь идет о ликвидации муниципального образования Хмелевицкий сельсовет, сопряженного с ликвидацией (изменением) границ муниципального образования. При создании городского округа все население Шахунского района (сельское, поселковое, городское) лишится права непосредственно осуществлять местное самоуправление, т.к. статус городского округа не дает такого права населению, имеющему право голоса. Право осуществлять свою власть народом непосредственно гарантировано ч. 2 ст. 3 Конституции РФ и ст.ст. 1, 3 Ф3 № 131. Из вышесказанного следует, что решение Земского собрания № 19-13 от 25.03.11 г. принято в нарушении норм Конституции РФ и ФЗ № 131 и ограничивает право граждан на местное самоуправление. Руководствуясь п.2 решения № 19-13 от 25.0З.11 г., Хмелевицкий сельский Совет решением № 14-3 от 1.04.11г. поддержал инициативу. Тем же решением - п.2, Хмелевицкий сельский Совет назначил публичные слушания на 12.04.11г. в 15.00 ч. в Доме Культуры. В каком именно, не уточнили, хотя на территории Хмелевицкого сельсовета 5 Домов Культуры, указание места проведения публичных слушаний обязательная норма – ч. 4 ст. 28 ФЗ № 131. Хмелевицкий сельский Совет полномочен принимать решения по вопросам местного значения в пределах границ муниципального образования Хмелевицкий сельсовет. Решением №14-3 от 01.04.11г. Хмелевицкий сельский Совет проголосовал фактически за другие муниципальные образования района, чем превысил свои полномочия. Согласно положению «О публичных слушаниях», утвержденному Хмелевицким сельским Советом 21.12.09 г. № 1-4, п. 2.7 «Сельский Совет Хмелевицкого сельсовета возлагает подготовку и проведение публичных слушаний на постоянную комиссию сельского Совета Хмелевицкого сельсовета, к компетенции которой относится выносимый на публичные слушания вопрос». П. 3 решения Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11г. гласит: «Подготовку и проведение публичных слушаний возложить на администрацию Хмелевицкого сельсовета». Тем самым депутаты сельского Совета нарушили п. 2.7 положения о публичных слушаниях. То, что решение Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11 г. является нормативно-правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, проживающего в муниципальном образовании Хмелевицкий сельсовет, является фактом, не требующим доказательств. А это означает, что оно вступает в силу после официального опубликования (обнародования). Официального опубликования (обнародования) решения Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11г. не было, т.е. решение в законную силу не вступило и по сегодняшний день. Руководствуясь недействующим решением, администрация Хмелевицкого сельсовета подготовила публичные слушания - разместила на единственном информационном щите в центре с.Хмелевицы информацию о публичных слушаниях. Проект нормативно-правового акта, выносимого на публичные слушания, как это предписано ч. 4 ст. 28 ФЗ № 131, никто не видел и о нем никто не слышал. 12.04.11 г. в 15.00 ч. в Хмелевицкий Дом Культуры на публичные слушания по неизвестному муниципальному правовому акту собрались: инициативная группа - представители органов местного самоуправления - 6 человек и население Хмелевицкого сельсовета - всего 27 человек, при том, что население, обладающее правом голоса в Хмелевицком сельсовете, составляет порядка трех тысяч человек. Организаторы открыли публичные слушания. При этом не было выборов президиума, секретаря, счетной комиссии, никто не вел протокол и даже проект нормативно-правового акта не был оглашен. Население встало и покинуло зал, оставив инициаторов и организаторов в одиночестве. Однако газета «Знамя труда» № 100-101 за 25.06.11г. опубликовала решение Земского собрания Шахунского района № 22-11 от 24.06.11 г. «Об инициативе преобразования путем изменения статуса муниципального образования, образуемого в результате объединения всех поселений, входящих в состав Шахунского района, в связи с наделением его статусом городского округа и назначении голосования по данному вопросу», в котором говорится о согласии населения всех входящих в состав Шахунского района поселений по вопросу преобразования путем их объединения. Что означает согласие населения Хмелевицкого сельсовета в том числе. Городское поселение и городской округ, это два разных по статусу муниципальных образования – ч. 1 ст. 2 ФЗ № 131. Статус городского округа может получить только городское поселение - абз. 5 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 131. Любое преобразование муниципального образования возможно лишь при согласии населения, проживающего на преобразуемой территории, выраженное на референдуме (голосовании) и оформленное нормативно-правовым актом представительного органа преобразуемого муниципального образования - ст. 13, 45 ФЗ № 131, ч. 1 ст. 66 закона «О местном референдуме в Нижегородской области» № 226-3 от 30.12.05 г. и ст. 3, ч. 2 ст.130 Конституции РФ. Как следует из решения № 22-11 от 24.06.11 г. вопрос преобразования муниципальных образований Шахунского района фактически решен. В обосновании решения № 22-11 от 24.06.11г. есть фраза «. .. а также учитывая выраженное представительными органами поселений согласие населения всех входящих в состав Шахунского района поселений по вопросу преобразования путем их объединения,. .. ». 3ная о том, что его, жителя с.Хмелевицы, по данному вопросу никто и ни в какой форме не спрашивал, он обратился в сельский Совет, с целью узнать, кто за него решил, что он согласен на преобразование. В сельском Совете он узнал, что органы местного самоуправления Хмелевицкого сельсовета издали фальшивый протокол публичных слушаний от 12.04.11г., который опубликован не был. Со ссылкой на этот протокол сельский Совет 20.04.11г. принял решение №15-1 «О согласии на преобразование Хмелевицкого сельсовета...». Решение также опубликовано не было. В обосновании принятого решения говорится: «...с учетом результатов публичных слушаний, выражая согласие населения Хмелевицкого сельсовета...». Но даже в протоколе от 12.04.11г. говорится: «Решили: Информацию об инициативе о преобразовании муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области принять к сведению». Других доказательств согласия населения Хмелевицкого сельсовета на преобразование муниципального образования Хмелевицкий сельсовет представлено не было. Просит протокол публичных слушаний Хмелевицкого сельского Совета от 12.04.11 г., решения Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11 г. и № 15-1 от 20.04.11 г. признать незаконными и обязать Хмелевицкий сельский Совет отменить данные нормативные правовые акты; решения Земского собрания Шахунского района № 19-13 от 25.0З.11 г. и № 22-11 от 24.06.11 г. - признать незаконными и обязать Земское собрание Шахунского района отменить данные нормативные правовые акты; взыскать с ответчиков солидарно в его пользу оплаченную государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Заявитель Находкин В.Л. в судебном заседании заявление поддержал, пояснил, что согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания законности действий возлагается на соответствующий орган, который издал, принял соответствующий правовой акт. В данном случае такая обязанность лежит на Хмелевицком сельском Совете и Земском собрании. Ни в одном из представленных возражений он не обнаружил и намека на опровержение его юридически обоснованных доводов о незаконности и фальсификации нормативно-правовых актов. Лишь констатация содеянного. Ничем не опровергнуты его доводы, что протокол публичных слушаний 12.04.2011 года в Хмелевицком Доме культуры не велся, что голосование на публичных слушаниях не проводилось. Напротив, это признала и представитель Хмелевицкого сельского Совета Лебедева Т.Ф. Это же подтвердил и свидетель Кулаков А.В. То, что оспариваемые нормативно-правовые акты Хмелевицкого с/с официально не публиковались - факт, который признала Лебедева Т.Ф. – представитель Хмелевицкого с/с. Это означает, что оспариваемые нормативно-правовые акты не могут применяться, так как юридической силы не имеют. Как следствие, все что принято (нормативно-правовые акты) на их основе также не может иметь юридического значения. Он лично не заявлял на публичных слушаниях, что возражает против объединения, это было и так понятно, по задаваемым им вопросам, было бы смешно, если бы свое отрицательное мнение по обсуждаемому вопросу он просил приобщить в письменном виде. Никто и ничем не опроверг его довод, что при преобразовании в городской округ население лишится права на непосредственное осуществление местного самоуправления. Целью преобразования является увеличение бюджета за счет кармана сельских жителей района. С наделением района статусом городского округа понятие сельское население упраздняется. Все население становится городским, компенсационные выплаты за работу в сельской местности и льготы по ЖКХ на селе будут отменены. Вот и пополнение бюджета и вот цена преобразования. Вопрос преобразований Шахунского района в городской округ не оригинален. В области преобразованы три района – Семеновский, Борский и Выксунский. Законность Борского преобразования будет рассматриваться в Верховном суде РФ. Преобразование, задуманное в Шахунском районе, не имеет никакой правовой базы, носит конъюнктурный характер, и рано или поздно ему удастся добиться отмены преобразования в Шахунском районе. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.11 131-ФЗ статус городского поселения может получить город или поселок, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющимися муниципальными образованиями. Следовательно, муниципальное образование Хмелевицкий сельсовет не может быть включен в состав городского поселения, равно как и получить статус городского округа. Статус муниципального образования (далее МО) Хмелевицкий сельсовет никто не отменял. В его обязанность доказывания по рассматриваемому делу входит доказательство нарушения его прав. В случае положительного результата при голосовании по предложенному вопросу, ему, как человеку, имеющему представление о 131-ФЗ, понятно, что исторически сложившееся местное самоуправление (далее - МСУ) на селе будет ликвидировано, несмотря на то, что это гарантия Конституции РФ. В результате чего его доступ к МСУ будет ограничен. Его право на публичные слушания как одну из форм непосредственного осуществления МСУ, реально реализовано не будет, так как организовать публичные слушанья на столь масштабной территории как городской округ физически не представляется возможным. Доступ к органам МСУ будет ограничен как временными рамками, так и финансовыми возможностями. Воспользоваться правом инициативы на проведение референдума у него практически возможности не будет… А если обратиться к термину «городской округ» и его значению – ч. 1 ст.2 131-ФЗ, то он в отличии от сельского поселения и муниципального района не предусматривает непосредственное осуществление населением местного самоуправления. Иными словами ставится жирный крест на конституционных гарантиях в области МСУ. Отсюда вывод: решение Земского Собрания №22-11 от 24.06.2011 года подлежит отмене. Создание МО «городской округ» предполагает выборы депутатов в представительный орган. По словам главы МСУ Шахунского района Романюка В.И. (газета № 76-77 за 14.05.2011 года) выборы пройдут по новой схеме 50х50. Максимально возможное количество депутатов 24 человека – норматив 131-ФЗ, 12 мест будет отдано партиям, остальные 12 мест населению округа. Если сегодня в МО Хмелевицкий сельсовет 10 депутатских мест, то будет на весь район всего лишь 12. Это ли не ограничение его избирательных прав?
Представитель заинтересованного лица Земского собрания Шахунского района Крючкова М.А. в судебном заседании пояснила, что Земское собрание Шахунского района считает требования Находкина В.Л. несостоятельными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. 25 марта 2011 года Земским собранием Шахунского района Нижегородской области было принято решение № 19-13 «Об инициативе о преобразовании муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области». Пункт 2 данного решения гласит: «Обратиться к городской Думе города Шахунья, поселковому Совету рабочего поселка Вахтан, поселковому Совету рабочего поселка Сява, сельским Советам Акатовского сельсовета, Лужайского сельсовета, Хмелевицкого сельсовета, Туманинского сельсовета, Красногорского сельсовета с предложением согласиться с инициативой Земского собрания Шахунского района Нижегородской области. С апреля по июнь 2011 года в муниципальных образованиях Шахунского района проходила процедура обсуждения и поддержания данной инициативы Земского собрания Шахунского района. На заседания представительных органов, а также на многих публичных слушаниях были приглашены представители районной газеты «Знамя труда». Данный вопрос неоднократно освещался в выпусках газеты, что свидетельствует об информировании населения Шахунского района о предстоящем объединении. На основании ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 Закона Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области» представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум. 24 июня 2011 года 3емским собранием Шахунского района было принято решение об инициативе преобразования путем изменения статуса муниципального образования, образуемого в результате объединения всех поселений, входящих в состав Шахунского района, в связи с наделением его статусом городского округа. Пунктом 2 вышеназванного решения на 25 сентября 2011 года было назначено голосование по вопросу: «Согласны ли Вы на наделение образуемого в результате объединения поселений - город Шахунья, рабочий поселок Вахтан, рабочий поселок Сява, Акатовский сельсовет, Красногорский сельсовет, Лужайский сельсовет, Туманинский сельсовет, Хмелевицкий сельсовет, входящих в состав Шахунского района Нижегородской области, муниципального образования статусом городского округа?»
Представитель заинтересованного лица Сельского Совета Хмелевицкого сельсовета Зайцева Е.П., в судебном заседании пояснила, что Сельский Совет Хмелевицкого сельсовета считает требования Находкина В.Л. несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 25 марта 2011 года Земским собранием Шахунского района Нижегородской области было принято решение № 19-13 «Об инициативе о преобразовании муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области». В представительные органы муниципальных образований, входящих в состав Шахунского района, вышеуказанное решение было направлено с предложением согласиться с инициативой Земского собрания Шахунского района Нижегородской области по объединению во вновь образованное городское поселение с наделением его статусом городского округа. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. 01 апреля 2011 года сельским Советом Хмелевицкого сельсовета было принято решение о поддержке инициативы Земского собрания Шахунского района о преобразовании муниципальных образований Шахунского района и назначена дата, время и место проведения публичных слушаний по данному вопросу. Данное решение было обнародовано 4 апреля 2011 г. посредством размещения на информационных стендах в с.Хмелевицы, д.Малиновка, д.Каменник, д.Б.Свеча, д.Б.Музя, с.Верховское. 12 апреля 2011 г. в здании Дома Культуры с.Хмелевицы были проведены публичные слушания с участием жителей с.Хмелевицы. В результате обсуждения вопроса участники публичных слушаний высказались за осуществление предстоящих преобразований. Высказываний о несогласии не прозвучало. Президиум, секретарь, счетная комиссия не избирались, поскольку это не предусмотрено Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Хмелевицком сельсовете (далее – Положение). Протокол велся Лебедевой Т.Ф. – зам.главы администрации Хмелевицкого сельсовета, которая сидела в зале. Все вопросы по ходу обсуждения зафиксированы в протоколе публичных слушаний. Замечаний по ведению публичных слушаний не поступало. По итогам проведенных публичных слушаний был подготовлен итоговый документ - заключение публичных слушаний. Согласно п. 4.3 Положения заключение и протокол публичных слушаний подлежат официальному обнародованию посредством размещения на информационных стендах и стендах в течение 7 дней с момента принятия. Протокол публичных слушаний и заключение были обнародованы 14 апреля 2011 года посредством размещения на информационных стендах в с.Хмелевицы, д.Малиновка, д.Каменик. 20 апреля 2011 года сельским Советом Хмелевицкого сельсовета было принято решение о согласии на преобразование Хмелевицкого сельсовета Шахунского района (с учетом результатов публичных слушаний, подведенных в заключении о результатах публичных слушаний). В других населенных пунктах на территории сельсовета публичные слушания тоже проводились, велись протоколы, Находкин их не запрашивал и не обжаловал. Протоколы публичных слушаний в Хмелевицкой школе и больнице вел Одинцов А.М. – глава сельсовета, а оформляла зам.главы Лебедева Т.Ф. Законом это не запрещено. Решение от 20.04.2011 г. было обнародовано 21 апреля 2011 г. и направлено в Земское собрание Шахунского района. На основании ст. 22 Федерального закона от 06.1 0.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум. В соответствии со ст. 66 Закона Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 226-З «О местном референдуме в Нижегородской области», в целях получения согласия населения при преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам преобразования муниципального образования. На голосование по вопросам преобразования муниципального образования могут быть вынесены следующие вопросы: в случае объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, - о согласии населения каждого из поселений на объединение с другим поселением (другими поселениями). 24 июня 2011 года Земское собрание Шахунского района приняло решение об инициативе преобразования путем изменения статуса муниципального образования, образуемого в результате объединения всех поселений, входящих в состав Шахунского района, в связи с наделением его статусом городского округа и назначении голосования по данному вопросу на 25 сентября 2011 года. Данное решение было опубликовано в районной газете «Знамя труда» 25 июня 2011 г. согласно ст. 15 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица Сельского Совета Хмелевицкого сельсовета Лебедева Т.Ф. в судебном заседании доводы Зайцевой Е.П. поддержала, просила в удовлетворении заявления Находкина В.Л. отказать, пояснила, что в других населенных пунктах на территории сельсовета, кроме с.Хмелевицы, публичные слушания тоже проводились, велись протоколы, Находкин их не запрашивал и не обжаловал. Протоколы публичных слушаний в Хмелевицкой школе и больнице вел Одинцов А.М. – глава сельсовета, потом он передал ей записи, она оформила протоколы. Нарушений закона в этом не усматривает. И сообщения о публичных слушаниях, и заключения по публичным слушаниям, и обжалуемые решения Сельского Совета вывешивались на информационных стендах в течение 7 дней с момента принятия. Она лично присутствовала на публичных слушаниях в Хмелевицком доме культуры, на которых были Находкин и Кулаков, они не заявляли на публичных слушаниях, что возражают против объединения, просто задавали вопросы, дискутировали. От других жителей возражений тоже не поступило.
Свидетель Кулаков А.В. в судебном заседании пояснил, что 12.04.2011 г. проходили публичные слушания по вопросу преобразования в городской округ. О публичных слушаниях он узнал от Находкина В.Л., потом, когда шел на публичные слушания, на доске объявлений видел сообщение о проведении слушаний, раньше на это объявление внимания не обращал. Слушания проходили в Доме культуры в с.Хмелевицы. Собралось человек 30. Слушания вел Смирнов В.В. Лебедева Т.Ф. тоже была там. Он не обратил внимание, было ли что-либо в руках Лебедевой, вела ли она записи. Вопрос об объединении не ставили на голосование. Просто было обсуждение, нужно объединяться или нет. Находкин задавал вопросы, по вопросам было понятно, что он против объединения, но напрямую он не говорил, что против. Он лично тоже был против объединения, но публично не высказывался, а просто разговаривал с рядом сидящими. Протокол публичных слушаний на доске объявлений он не видел, хотя когда он ходит в магазин, то смотрит доску. Ходит он примерно раз в неделю. Но точно утверждать, что протокол не вывешивался, он не может, так как специально он каждый день не ходил и не смотрел на доску. Он лично против объединения, потому что думает, что это затруднит получение различных справок от администрации. Что касается работы депутатов, то больше решают депутаты Земского собрания, чем сельского Совета.
Помощник прокурора Лебедев А.Е. в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку решение по вопросу наделения, образуемого в результате объединения поселений, муниципального образования статусом городского округа примет Законодательное собрание Нижегородской области с учетом мнения выраженного населением Шахунского района на голосовании. Доводы истца о нарушениях при проведении публичных слушаний являются несостоятельными по следующим основаниям. Не соответствуют требованиям нормативных правовых актов доводы о необходимости участия в публичных слушаниях не менее 10% населения, а также необходимости избрания президиума и подсчета голосов. Ни в Федеральном законе № 131-ФЗ, ни в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в Хмелевицком сельсовете не установлен порог явки, при котором публичные слушания считаются состоявшимися. На публичные слушания не выносился проект правового акта по вопросам местного значения, так как преобразование муниципального образования не относится к вопросам местного значения. На публичных слушаниях обсуждался вопрос преобразования. Протоколы публичных слушаний и заключения выполнены в соответствии с требованиями Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Хмелевицком сельсовете. Данные документы и решения Хмелевицкого сельсовета о согласии на преобразования своевременно размещены на информационных стендах, что в силу ч. 3 ст. 45 Устава Хмелевицкого сельсовета и ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является способом их официального обнародования. Доводы заявителя о фальсификации протоколов являются необоснованными и не подтверждаются юридическими фактами. Голосование по правилам Закона «О местном референдуме в НО» назначено на 25 сентября 2011 года по результатам совместной инициативы Администрации Шахунского района и Земского собрания, что предусмотрено Законом НО «О местном референдуме». Вопрос, поставленный на голосование 25.09.2011 года, не предполагает множественного толкования, это вытекает из логического толкования текста вопроса.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетеля, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление Находкина В.Л. удовлетворению не подлежит.
В суде установлено следующее.
25.03.2011 г. Земское собрание Шахунского района Нижегородской области приняло решение № 19-13 «Об инициативе преобразования муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области» (решение опубликовано в газете «Знамя Труда» № 49-50 от 31.03.11 г.).
Данное решение было направлено в представительные органы всех муниципальных образований, в т.ч. в Хмелевицкий сельсовет.
01 апреля 2011 года Хмелевицкий сельсовет принял решение № 14-3 «О поддержке инициативы Земского собрания Шахунского района о преобразовании муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области». Хмелевицкий сельсовет решил: поддержать выраженную решением от 25 марта 2011 года № 19-13 инициативу Земского собрания Шахунского района; назначить проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района; подготовку и проведение публичных слушаний возложить на администрацию Хмелевицкого сельсовета.
Указанное решение было обнародовано 04 апреля 2011 года посредством размещения на информационных стендах в с.Хмелевицы, в д.Малиновка, в д.Каменик, в д.Б.Свеча, в д.Большая Музя, в с.Верховском.
05 апреля 2011 года распоряжением администрации Хмелевицкого сельсовета №24 определено, что публичные слушания будут проведены: 12 апреля 2011 года в Доме Культуры с.Хмелевицы, 13 апреля 2011 года в здании Хмелевицкой средней школы, 13 апреля 2011 года в здании Хмелевицкой участковой больницы, 14 апреля 2011 года в здании Большемузянского Дома Культуры, 14 апреля 2011 года в здании Большесвечанского Дома Культуры, 15 апреля 2011 года в здании Верховского Дома Культуры. Создана комиссия по проведению публичных слушаний в составе главы администрации, заместителя главы администрации и специалистов администрации Хмелевицкого сельсовета.
Жители муниципального образования были оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний путем размещения информации на информационных стендах.
Публичные слушания были проведены в течение 20 дней с момента принятия распоряжения о назначении (в период с 12 по 15 апреля 2011 года).
При проведении публичных слушаний было организовано ведение протоколов. В связи с тем, что высказываний против инициативы преобразования муниципальных образований не прозвучало, по итогам публичных слушаний принимался итоговый документ - заключение. Заключение и протокол публичных слушаний были обнародованы посредством размещения на информационных стендах в течение 7 дней с момента принятия. Это подтверждается актами об обнародовании, представленными суду, объяснениями в судебном заседании зам.главы сельсовета Лебедевой Т.Ф.
20 апреля 2011 года Сельский Совет Хмелевицкого сельсовета по результатам публичных слушаний принял решение согласиться на преобразование муниципальных образований. Данное решение обнародовано путем размещения на информационных стендах и направлено в Земское собрание Шахунского района.
В период с 20 апреля 2011 года по 15 июня 2011 года представительные органы всех 8 поселений, входящих в состав Шахунского муниципального района, с учетом результатов публичных слушаний выразили согласие на преобразование муниципальных образований, входящих в состав района, путем их объединения во вновь образованное городское поселение с наделением его статуса городского округа.
24 июня 2011 года постановлением администрации Шахунского района № 292 выражена инициатива проведения голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района.
24 июня 2011 года Земское собрание Шахунского района решило выступить с инициативой о преобразовании муниципального образования, образуемого в результате объединения поселений - город Шахунья, рабочий поселок Вахтан, рабочий поселок Сява, Акатовский сельсовет, Красногорский сельсовет, Лужайский сельсовет, Туманинский сельсовет, Хмелевицкий сельсовет, входящих в состав Шахунского района Нижегородской области, путем изменения его статуса в связи с наделением статусом городского округа. Голосование по вопросу «Согласны ли Вы на наделение образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав района, муниципального образования статусом городского округа?» назначено на 25 сентября 2011 года (решение № 22-11 Земского собрания Шахунского района).
Согласно ст.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч. 1).
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (ч. 2).
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (ч. 3).
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района (ч. 7.).
Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи (ч. 8).
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
В силу ч.ч. 1, 3, 4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. При этом на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Решением Хмелевицкого сельсовета от 21 декабря 2009 года № 1-4 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Хмелевицком сельсовете Шахунского района Нижегородской области.
Согласно п. 1.2. на публичные слушания выносятся не только проекты нормативных правовых актов, но и вопросы преобразования муниципального образования.
В силу п. 2.2 Положения решение о проведении публичных слушаний принимает сельский Совет Хмелевицкого сельсовета.
На основании п. 4.2 Положения, по результатам слушаний 2/3 голосов от числа участников принимается итоговый документ – заключение публичных слушаний. Решения публичных слушаний доводятся до сведения всех жителей города путем обнародования данного решения в течение 7 дней с момента принятия решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области», назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования обязан назначить референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается референдум.
Таким образом, представительными органами всех муниципальных образований Шахунского района в соответствии с требованиями законодательства (ч. 3 ст.13 Федерального закона №131-ФЗ) приняты решения об объединении города Шахуньи со всеми остальными поселениями, не влекущем изменения границ муниципальных образований.
Процедура преобразования муниципальных образований Шахунского района в форме одновременного наделения образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав района, муниципального образования статусом городского округа также проводится в соответствии с требованиями законодательства (ч. 7 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ).
Суд не принимает доводы Находкина В.Л. о нарушениях при проведении публичных слушаний как несостоятельные. Его доводы о необходимости участия в публичных слушаниях не менее 10% населения, о необходимости избрания президиума и подсчета голосов основаны на неправильном толковании закона. Ни в Федеральном законе №131-ФЗ, ни в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в Хмелевицком сельсовете не установлен порог явки, при котором публичные слушания считаются состоявшимися. Порядок проведения публичных слушаний не предусматривает избрание президиума и правила подсчет голосов. Преобразование муниципального образования не относится к вопросам местного значения, в связи с чем на публичные слушания не выносился проект правового акта по вопросам местного значения, а обсуждался лишь вопрос преобразования.
Также суд не принимает как необоснованные доводы Находкина В.Л. о том, что не было официального опубликования (обнародования) решения Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11г. и протокола публичных слушаний от 12.04.11 г. Данные документы своевременно размещены на информационных стендах, что в силу ч. 3 ст. 45 Устава Хмелевицкого сельсовета и ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является способом их официального обнародования.
Доводы Находкина В.Л. о фальсификации протоколов суд считает несостоятельными, объективных доказательств данным доводам суду не представлено.
Свидетель Кулаков А.В. в суде пояснил, что на публичных слушаниях не обратил внимание, было ли что-либо в руках Лебедевой, вела ли она записи, что протокол публичных слушаний на доске объявлений он не видел, но точно утверждать, что протокол не вывешивался, не может, так как специально он каждый день не ходил и не смотрел на доску.
И свидетель Кулаков А.В., и сам Находкин В.Л. в суде пояснили, что не формулировали свое мнение по вопросу объединения как отрицательное, считали, что их отрицательное мнение вытекает из задаваемых ими вопросов. В связи с изложенным суд считает, что Сельский Совет Хмелевицкого сельсовета был вправе 20 апреля 2011 года по результатам публичных слушаний принять решение согласиться на преобразование муниципальных образований, поскольку возражений на публичных слушаниях по обсуждаемому вопросу от жителей сельсовета не поступило.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что протокол публичных слушаний Хмелевицкого сельского Совета от 12.04.11 г., решения Хмелевицкого сельского Совета № 14-3 от 01.04.11 г. и № 15-1 от 20.04.11 г., решения Земского собрания Шахунского района № 19-13 от 25.0З.11 г. и № 22-11 от 24.06.11 г. соответствуют требованиям законодательства. При рассмотрении дела, возникающего из публичных правоотношений, согласно ГПК РФ, суд не вправе вторгаться в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, так как невольно будет подменять собой другую ветвь власти и разрешать не правовые, а текущие вопросы.
Судом не установлено, что оспариваемые акты органов местного самоуправления не соответствуют Конституции РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону Нижегородской области от 30 декабря 2005 года №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области».
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Находкина Вячеслава Леонидовича об оспаривании нормативных правовых актов отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья (подпись) М.М.Арефьева
Копия верна:
Судья:
Решение принято в окончательной форме 22.08.2011 г.
Судья:
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь суда: