Дело №2-1029/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шахунья 12 октября 2011 года
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Смеловой В.А., при секретаре Смолиной Н.В.,
с участием представителя истца старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с иском к администрации * * * об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории поселка * * *, указывая, что в * * * проведена проверка исполнения требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории * * *. Проверкой установлено, что на протяжении длительного времени и по настоящее время в районе бывшего канифольного завода на территории * * * на землях, относящихся к категории земель поселений, имеются места несанкционированного складирования твердых бытовых и промышленных отходов. Свалки занимают площадь более 0,5 га, не огорожены, не оканавлены, отходы складируются хаотично. По сравнению с проверкой предыдущего года имеется тенденция к увеличению объемов отходов. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории поселка, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых води т.д.). В результате ветрового разноса происходит захламление отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом администрации Шахунского района Нижегородской области от * * * и фотоматериалами. На указанное место складирования отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещении е свалки, что является нарушением ст.12 пп.1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных – федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п.2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления», утвержденных Минприроды России 15 июля 1994 года природопользователь обязан: принимать надлежащие обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственности объекте размещаются отходы или арендованном; места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя; предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Считает, что складирование бытовых отходов на рассматриваемой площадке недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующей законодательства в области охраны окружающей среды. Отвод земельного участка в установленном законом порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В соответствии со ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Согласно ст.10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории. В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другими негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Таким образом, складирование отходов на данном земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст.1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 года №45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающей жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Ст.4 вышеназванного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности. Согласно п.16 п.п.11, 24 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов. В соответствии с Уставом поселка Вахтан Шахунского района Нижегородской области, утвержденным решением №2-1 от 05.12.2005 года решением поселкового Совета поселка Вахтан Шахунского района Шахунского района Нижегородской области к вопросам местного значения поселка относятся организация благоустройства поселка, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.1.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории поселка Вахтан Шахунского района Нижегородской области, утвержденными постановлением администрации поселка Вахтан №8 от 2008 года, организация работ и координация деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территорий, обеспечению чистоты и порядка, соблюдению иных требований законодательства в сфере благоустройства на территории муниципального образования возлагается на органы местного самоуправления поселка Вахтан. Согласно ст.3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Размещение несанкционированных свалок отходов производства и потребления способно привести к причинению вреда здоровью населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем. Просит обязать администрацию поселка Вахтан Шахунского района Нижегородской области ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, размещенные в районе бывшего канифольного завода на территории п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области.
В судебном заседании представитель истца Обухова Т.В. исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации * * * исковые требования признал и пояснил, что данная свалка будет ликвидирована, образовалась она стихийно, так как ликвидировано было предприятие –канифольный завод, часть цехов разобрали, а на образовавшийся пустырь стали свозить мусор. Просит предоставить срок для ликвидации свалки м месяцев.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности Лямин Н.А. в судебном заседании пояснил, что в * * * им был произведен осмотр территории * * * была выявлена свалка отходов производства и потребления населения, общей площадью более 0,5 га.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
Судом исследованы следующие доказательства.
Акт осмотра от * * *, согласно которому в ходе комиссионной проверки установлено: на территории администрации п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области, в районе бывшего канифольного завода на протяжении ряда лет находится свалка отходов производства и потребления населения, предприятий и организаций поселка. Объем свалки более 0,5 га. Свалка не огорожена, не оканавлена, отходы складируются хаотично, свалка имеет тенденцию к увеличению. Ответственным за содержание земель поселений п.Вахтан является администрация, размещение свалки в данном месте противоречит действующему законодательству. В ходе осмотра осуществлено фотографирование территорий, занятой свалкой отходов производства и потребления, при помощи фотоаппарата «Soni-Cuber-shot».
Фотографии с места свалки.
Акт осмотра от * * *, согласно которому эксплуатация свалки осуществляется с нарушением требований действующего законодательства, в том числе ст.34, п.1 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
Устав поселка Вахтан Шахунского района Нижегородской области.
Постановление главы местного самоуправления поселка Вахтан * * * от * * *, согласно которому Утверждены правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории поселка * * *.
Ответ председателя Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района Лебедевой Л.Ф. от * * *, согласно которому земельный участок, принадлежащий ранее канифольному заводу, находящийся в поселке * * *, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов, по состоянии на * * * является земельным участком неразграниченным в правах, то есть переход права другом у юридическому или физическому лицу не осуществлялся.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:
-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности:
-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории п.Вахтан Шахунского района Нижегородской области – удовлетворить.
Представить администрации поселка Вахтан Шахунского района Нижегородской области срок для устранения выявленных нарушений – * * *
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.
Судья В.А.Смелова