об отмене решения, принятого по результатам голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, проведенного 25 сентября 2011 года



Дело №2-1071/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        город Шахунья                                                        29 ноября 2011 года

        Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи В.А.Смеловой, при секретаре Смолиной Н.В., с участием помощника прокурора Шахунского района Лебедева А.Е., заявителя Яковлева Д.Н., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Шахунского района по доверенности Чемоданова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по заявлению Яковлева Д.Н. об отмене решения, принятого по результатам голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, проведенного 25 сентября 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев Д.Н. обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением об отмене решение, принятого по результатам голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, проведенного 25 сентября 2011 года, указывая, что 25 сентября 2011 года в соответствии с решением Земского собрания Шахунского района №22-11 от 24.06.2011 года на территории Шахунского района состоялось голосование по вопросу преобразования муниципальных образований, входящих в состав Шахунского муниципального района. Считает, что решение, принятое по итогам голосования, подлежит отмене в связи с несоответствием с ч.3, ч.4, ч.5 ст.7, п.3 ч.6 ст.57, ч.4 ст.62 Закона Нижегородской области №226-з «О местном референдуме в Нижегородской области» от 30 декабря 2005 года, Конституции Российской Федерации, Федерального закону, Закону Нижегородской области, а также наличии возможности множественного толкования вопроса голосования и наличие неопределенных правовых последствий принятого на голосовании решения. Частью 1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что под преобразованием муниципальных образований следует понимать объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Частью 2 ст.11, частью городского округа либо лишением его статуса городского округа. Частью 2 ст.11, ч.7 ст.13 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено: «Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных ст.16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа…», «Изменение статуса городского поседения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поседение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района путем голосования, предусмотренного ч.3 чт.24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района». Считает, что получение статуса городского округа возможно только для городского поселении, так как согласно ч.1 ст.2 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значении поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Считает решение, принятое по итогам голосования, предусматривает два отдельных вида преобразований:

1) объединение муниципальных образований, входящих в состав муниципального района во вновь образованное муниципальное образование, которое может быть только городским поселением, так как только городское поселение при соблюдении определенных законом условий, может быть преобразовано в городской округ, то есть – присвоение первоначального статуса городского поселения;

2) изменение статуса вновь образованного городского поселения на статус городского округа.

Кроме того данное решение противоречит ч.6 ст.66 Закона Нижегородской области №226-з «О местном референдуме в Нижегородской области» от 30.12.2005 года, которая предусматривает данные преобразования как два отдельных преобразования: «На голосование по вопросам изменения границ муниципального образования в зависимости от характера изменения границ, преобразования могут быть вынесены следующие вопросы:

1) в случае изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территори1, входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, - о согласии населения поселения и (или) населенного пункта, входящего в состав муниципального района на отнесение территории данного поселения и (или) населенного пункта к территории другого муниципального района;

2) в случае изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, - о согласии населения населенного пункта, входящего в состав поселения, на отнесение территории данного населенного пункта к территории другого поселения;

3) в случае объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, - о согласии населения каждого из поселений на объединение с другим поселением (другими поселениями);

4) в случае разделения поселения, влекущего образование двух или более поселений, - о согласии населения соответствующей части территории разделяемого поселения на образование на этой территории нового поселения;

5) в случае изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа – о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и выделение его из состава муниципального района в связи с наделением его статусом городского округа или о согласии населения муниципального района на выделение из его состава городского поселения в связи с наделением этого поселения статусом городского округа;

6) в случае изменения статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа – о согласии населения городского поселения на изменение статуса этого городского поселения и включением его в состав муниципального района в связи с лишением его статуса городского округа или о согласии населения муниципального района на включение в его состав городского поселения в связи с лишением этого поселения статуса городского округа».

Какого-либо двойного преобразования законом не предусмотрено. О недопустимости объединения в одном вопросе по сути двух самостоятельных вопросов говорит, например Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2003 года по едлу№76-Г03-2; «Выносить на голосование сразу два вопроса нельзя, так как эти вопросы взаимообусловлены и положительный ответ на второй вопрос при отрицательном ответе на первый окажется нереализуемым исходя из закона».

Территория же вновь образованного городского поселения будет противоречить требованиям п.5 ст.11 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как входящие в его состав поселения имели статус муниципальных образований и были по факту – самостоятельными. Кроме того следует учесть, что в соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации при наделении городского поселения статусом городского округа учитываются в том числе и перспективы развития городского поселения. При этом в указанной форме говорится о перспективе, подтвержденной генеральным планом данного городского поселения, то есть существующего муниципального образования, а не того, в который он будет преобразован. При решении вопроса об объединении всех поселений, которые входят в состав муниципального района в одно городское поселение и наделение его статусом городского округа, не учтены положение ч.7 ст.13 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которому изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется.

Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Считает, что не учтено мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом муниципального района. Так как объединяются все поселения района, то данная норма становится невыполнимой, так как отсутствует закону. Федеральный закон №131-ФЗ не предусматривает возможность упразднения муниципального района.

Ответ на вопрос голосования: «Согласны ли вы на наделение, образуемого в результате объединения поселений город Шахунья, р.п.Вахтан, р.п.Сява, Акатовский сельсовет, Красногорский сельсовет, Лужайский сельсовет, Туманинский сельсовет, Хмелевицкий сельсовет, входящих в состав Шахунского района Нижегородской области, муниципального образования статусом городского округа» имеет возможность множественного толкования и наличие неопределенных правовых последствий.

Считает, что формулировка вопроса вводит в заблуждение, так как в вопросе оговаривается об объединении поселений, а в перечислении указаны самостоятельные муниципальные образования, то есть скрыто заложенное в решении нарушение требований п.5 ст.11 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответ на вопрос голосования отражает по-сути, согласие или несогласие на возможность наделения статусом городского округа вновь образованное муниципальное образование. Но абсолютно не выявляет волю жителей на объединение в новое муниципальное образование, то есть имеется возможность при положительном мнении, что если будет вновь образованное муниципальное образование наделить его статусом городского округа и иметь отрицательное мнение на необходимость создания такого муниципального образования. Предполагаемое преобразование лишит жителей муниципальных районов права на такую форму непосредственной демократии как участие в публичных слушаниях, поскольку невозможно организовать по общемуниципальному бюджету или по программам социально-культурного развития в поселениях, отстоящих друг от друга на десятки километров. Совершенно однозначно, что органы местного самоуправления единого муниципального образования (городского округа) получат безграничное право принимать общеобязательные правила без учета мнения населения вследствие изначального отсутствия условий организации обсуждения всем местным сообществом конкретного вопроса местного значения. Следовательно, полноценное осуществление ряда весьма значительных вопросов местного значения с участием жителей в преобразованном городском округе невозможно. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность всех органов государственной власти и они не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и Федеральными законами. При установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом, региональному законодателю необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона №1з1-ФЗ, но и исходить из определенной общепризнанными нормами международного права и Конституцией РФ сущности местного самоуправления и необходимости обеспечения решения вопросов местного значения органами власти наиболее близкими к гражданам. Отсюда следует, что в созданных сельских и городских поселениях как самостоятельных муниципальных образованиях местного самоуправление наиболее приближено к населению. Считает, что создание единого Шахунского городского округа Нижегородской области с ликвидацией городских и сельских поселений как самостоятельных муниципальных образований, лишит жителей права на реальное местное самоуправление, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законодательством.

Просит отменить решение, принятое по итогам голосования, проведенного на территории Шахунского района 25 сентября 2011 года и взыскать в его пользу оплаченную государственную пошлину в размере * * *

В судебном заседании Яковлев Д.Н. поддержал заявленные требования и уточнил основания своих требований. Пояснил, что в связи с тем, что результаты голосования опубликованы были несвоевременно, результаты голосования не могут считаться действительными, кроме того в газете «Знамя Труда» указано, что после предварительной проверки правильности составления протоколов, в связи с чем и сама публикация не может считаться законной, не были представлены документы, итоговое решение, принятое по результатам выборов, решение, подтверждающие формирование муниципальной избирательной комиссии. Протокол подписан председателем избирательной комиссии муниципального образования Мухиной Н.П., а она является председателем территориальной избирательной комиссии, но согласно закона, разная процедура избрания председателя муниципальной и территориальной избирательной комиссии.

Просит признать недействительными результаты голосования от * * * по вопросу преобразования муниципального преобразования муниципальных образований, входящих в состав Шахунского муниципального района и отменить решение, принятое по результатам голосования по вопросу преобразования муниципального преобразования муниципальных образований, входящих в состав Шахунского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица Чемоданов В.Н. с требованиями Яковлева Д.Н. не согласен, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому объединение нескольких поселений в единое городское поселение, а также изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, являются видами преобразований муниципальных образований, предусмотренными Федеральными законом от * * * №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом указанный закон не содержит ограничений, не позволяющих проводить эти преобразования одновременно. Следовательно, объединение всех поселений, находящихся на территории * * * , в единое городское поселение и одновременное изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа правомерно. Объединение никоим образом не ограничивает и тем более не отменяет общепризнанные правка и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указывает, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Что касается формулировки, вынесенной на референдум: «Согласны ли Вы на наделение образуемого в результате объединения поседений г.Шахунья, р.п. Вахтан, п.п.Сява, Акатовский сельсовет, Красногорский сельсовет, Лужайский сельсовет, Туманинский сельсовет, Хмелевицкий сельсовет, входящих в состав Шахунского района. Нижегородской области, муниципального образования, статусом городского округа?». Считает что исходя из содержания, вопрос сформулирован более чем конкретно. Исключается и возможность множественного его толкования, поэтому ответ на него однозначный: «да» или «нет». Считает, доводы Яковлева Д.Н. о том, что результаты референдума противоречат ч.4 ст.62 Федерального закона от 30.12.2003 года №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области» и Конституции РФ не состоятельны. Содержащееся в его заявлении словосочетание: «а также наличия возможности множественного толкования вопроса голосования и наличие неопределенных правовых последствий принятого на голосовании решений» абсолютно не логично во взаимосвязи с реальностью. Разделение (объединение) и связанные с ним последствия большинству жителей района понятны и сопоставимы. Каждый гражданин, принявший 25 сентября 2011 года участие в голосовании, сделал свой выбор добровольно, в силу убеждений и желаний. При обращении в суд заявитель должен был указать в заявлении факты, свидетельствующие о нарушениях законодательства в ходе подготовки и проведения референдума. Однако, таких подтверждений у Яковлева Д.Н. не имеется. Изложенные в заявлении доводы безосновательны и представляют собой не более, чем эмоции. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района. Складывается впечатление, что истец пребывает, образно говоря, в неведении. Процедура голосования проводилась исключительно раздельно – иное не допустимо. Подтверждением тому являются Протоколы избирательной комиссии. В соответствии с Протоколом избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район Нижегородской области о результатах голосования на территории города Шахунья, Шахунского района, Нижегородской области: число участников голосования, внесенных в список на момент окончания голосования составляло, - 17301; число действительных бюллетеней - 8773; число голосов участников голосования по позиции «да», содержащихся в бюллетене – 7550; число голосов участников голосования по позиции «нет», содержащихся в бюллетене – 1223. в соответствии с протоколом избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район, Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района. Нижегородской области за исключением территории города Шахунья: число участников голосования, внесенных в список на момент окончания голосования составляло – 16640; число действительных бюллетеней – 9190; число голосов участников голосования по позиции «да», содержащихся в бюллетене – 5696; число голосов участников голосования по позиции «нет»,содержащихся в бюллетене – 3494. В соответствии с Протоколом избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район, Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района, Нижегородской области: число участников голосования, внесенных в список на момент окончания голосования составляло – 33941; число действительных бюллетеней – 17963; число голосов участников голосования по позиции «да», содержащихся в бюллетене – 13246; число голосов участником голосования по позиции «нет», содержащихся в бюллетене – 4717. таким образом, результаты состоявшегося 25 сентября 2011 года референдума свидетельствуют о том, что большинством голосов волеизъявления населения района выражено в пользу объединения. Протокол избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район, Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района, Нижегородской области был опубликован в Шахунской районной газете «Знамя труда» №169-170 от 13 октября 2011 года. В соответствии с п.7 ст.22 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении каким-либо органом государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Мероприятия, связанные с подготовкой и проведением референдума осуществлялись в соответствии с действующим законодательством, фактов, свидетельствующих о нарушении прав граждан на участие в референдума в территориальную комиссию Шахунского района, не поступало. Просит в удовлетворении заявления отказать.

В соответствии с п.2 ст.56 закона Нижегородской области от 30 декабря 2005 года №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области» - комиссия муниципального образования направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов голосования. В Шахунской районной газете «Знамя труда» от 27 сентября 2011 года №159 была опубликована журналистом районной газеты Т.Шохиревой информационная статья под заголовком «референдум состоялся», в которой приводятся общие данные о результатах референдума. В соответствии с п.3 ст.56 закона Нижегородской области от 2005 года №226-з – официальное опубликование (обнародование) результатов референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям «да» и «нет», осуществляется комиссией муниципального образования не позднее чем за десять дней после определения результатов референдума. Официальное опубликование (обнародование) протокола избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район, Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района было в Шахунской районной газете «Знамя труда» от 13 октября 2011 года №169-170. Протокол избирательной комиссии муниципального образования был направлен для опубликования в Шахунскую районную газету 10 октября 2011 года. Публикация в печатном издании вышла 13 октября 2011 года. В данном случае избирательная комиссия муниципального образования признает нарушение пункта 3 ст.56 закона Нижегородской области от 2005 года №226-з «О местном референдуме в Нижегородской области», хотя о результаты голосования после подсчета голосов, поданных по позициям «да» и «нет» сразу же после подведения итогов были размещены в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования («Интернет»).

В соответствии с п.4 ст.56 закона Нижегородской области от 2005 года №226-з – официальное опубликование (обнародование) данных об итогах голосования и о результатах референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах всех комиссий, осуществляется комиссией муниципального образования в течение двух месяцев со дня голосования. Избирательная комиссия муниципального образования Шахунский район направила в газету «Знамя труда» полные данные об итогах голосования и о результатах референдума. В соответствии с п.1 ст.15 закона Нижегородской области от 2005 года №226-з «О местном референдуме в Нижегородской области» - подготовку и проведение референдума, а также обеспечение реализации и защиты прав граждан при проведении референдума осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; участковые комиссии. В соответствии с п.2 ст.17 закона Нижегородской области от 2005 года №226-з полномочия избирательной комиссии муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию, в этой связи имеется Постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 09.06.2011 года №296 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район на территориальную избирательную комиссию Шахунского района» (постановление №296 от 09.04.2004 г. с подтверждением избирательной комиссии Нижегородской области от 04.09.2011 года о действии данного постановления). В соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона от 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 20.06.2011 года №1609 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Шахунского района», данным постановлением председателем комиссии назначена Мухина Н.П..

В соответствии с п.7 ст.24 Федерального закона от 2002 года №67-ФЗ – формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в п.7 ст.22 Федерального закона от 2002 года №67-ФЗ, предложений собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с этим имеется Постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 20.06.2011 года №1608 «О формировании территориальной избирательной комиссии Шахунского района». Информационное сообщение о формировании территориальной избирательной комиссии Шахунского района было опубликовано в Шахунской районной газете «Знамя труда» от 10 июля 2011 года №113-114. в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона от 2002 года №67-ФЗ заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членом комиссии с правом решающего голоса.

Протокол территориальной избирательной комиссии Шахунского района от 05.07.2011 года №1 «Об избрании заместителя председателя территориальной избирательной комиссии Шахунского района». Протокол территориальной избирательной комиссии Шахунского района от 05.07.2011 года №2 «Об избрании секретаря территориальной избирательной комиссии Шахунского района».

В соответствии с изложенным считает, что выдвинутые истцом претензии к территориальной избирательной комиссии Шахунского района несостоятельны.

            В обоснование своих требований Яковлев Д.Н. указывает, что решение принятое по итогам голосования подлежит отмене в соответствии с ч.ч.3, 4, 5 ст.7; п.3 ч.6 ст.57, частью 4 ст.62 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области» ввиду не соответствия решения Конституции РФ, федеральному закону, закону Нижегородской области, а также наличия возможности множественного толкования вопроса голосования и наличия неопределенных правовых последствий принятого на голосовании решения.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит регламентацию двух самостоятельных процедур преобразования: объединение поселений и наделение статуса городского поселения статусом городского округа. Вместе с тем, 131-ФЗ не содержит запретов и ограничений по проведению данных процедур одновременно. Более того, одновременное проведение данных процедур является логически и финансово обоснованным.

Полномочия территориальной комиссии одного состава, переданные ей по решению избирательной комиссии Нижегородской области, переходят к новому составу комиссии. Таким образом, поскольку муниципальная избирательная комиссия не создана, территориальная избирательная комиссия правомочно осуществляла подготовку и проведение голосования 25.09.2011 г.

Статьей 43 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области» предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. При этом, объем средств на проведение референдума комиссия муниципального образования распределяет территориальным и участковым комиссиям не позднее чем соответственно за 40 и 30 дней до дня голосования, территориальные комиссии обеспечивают распределение соответствующих средств участковым комиссиям не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме.

Смета расходов на подготовку и проведение голосования 25.09.2011 г. утверждена решением Земского собрания Шахунского района №23-1 от 19.08.2011, т.е. с соблюдением 30 дневного срока. Иных сроков для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением голосования по правилам проведения местного референдума, действующим законодательством не предусмотрено.

        Судом исследованы следующие доказательства.

Заявление об отмене решения, принятого по результатам голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, проведенного 25 сентября 2011 года;

Копия письма комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 06.07.2004 года №3.20 – 29/109;

Копия ответа комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 23.09.2011 года №3.20-23/463;

Копия газеты «Знамя труда» от 25.06.2011 года;

Постановление избирательной комиссии Муниципального образования Шахунского района №7-3 от 26.09.2011 года «Об утверждении протокола о результатах голосования на территории Шахунского района Нижегородской области 25 сентября 2011 года»;

Отзыв на заявление;

Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области: №1608 от 20.06.2011 года о формировании территориальной избирательной комиссии Шахунского района; №1609 от 20 июня 2011 года о назначении председателя территориальной избирательной комиссии Шахунского района Мухиной Н.П..

Протокол от 25.09.2011 года избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района Нижегородской области за исключением территории города Шахуньи;

Протокол от 25.09.2011 года избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района Нижегородской области о результатах голосования на территории города Шахуньи Шахунского района Нижегородской области;

Протокол от 25.09.2011 года избирательной комиссии муниципального образования Шахунский район Нижегородской области о результатах голосования на территории Шахунского района Нижегородской области;

Постановление избирательной комиссии Муниципального образования Шахунского района №7-1 от 26.09.2011 года об утверждении протокола о результатах голосования на территории города Шахуньи Шахунского района Нижегородской области 25.09.2011 года;

Постановление Избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района №7-2 от 26.09.2011 года об утверждении протокола о результатах голосования на территории Шахунского района Нижегородской области за исключением территории города Шахуньи 25 сентября 2011 года;

Постановление избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района №7-3 от 26.09.2011 года об утверждении протокола о результатах голосования на территории Шахунского района Нижегородской 25 сентября 2011 года;

Постановление избирательной комиссии Нижегородской области №296 от 09.06.2004 года о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района на территориальную избирательную комиссию Шахунского района;

    Копия газеты «Знамя труда» от 13.10.2011 года;

Жалоба председателю территориальной избирательной комиссии Шахунского района Нижегородской области Мухиной Н.П. от 23.09.2011 года, согласно которой волеизъявление населения района выражено в пользу преобразования, за которое проголосовало 73,13 процента жителей района;

    Ответ Избирательной комиссии №01-22/974 от 10.10.2011 года;

Дополнительный отзыв с приложенными документами вручена в судебном заседании заявителю Яковлеву Д.Н.;

Ответ С.А.Потапова Заместителя Губернатора, Заместителя Председателя Правительства Нижегородской области №П-49/13709/11-1 от 11.11.2011 года «О преобразований муниципальных образований Шахунского района Нижегородской области» представлен на обозрение участникам судебного заседания.

          Помощник прокурора Шахунского района Лебедев А.Е. в судебном заседании пояснил, что в ходе судебного заседания были установлены нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей - это не своевременная публикация данных голосования, не опубликование протоколов голосования в 10 дневной срок, однако, это не может служить основанием для отмены результатов голосования, так как в ходе проведения референдума нарушений требований законодательства при проведении голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, о которых идет речь в заявлении Яковлева Д.Н. не выявлено.

          Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом.

         Кроме того, решение по вопросу наделения, образуемого в результате объединения поселений, муниципального образования статусом городского округа принимает, а в настоящее время уже приняло Законодательное Собрание Нижегородской области с учетом мнения, выраженного населением Шахунского района на голосовании, которое опубликовано 03.11.2011 года в соответствии с требованиями ч.7 ст.13 ФЗ 131 от 06.10.2003 года.

Согласно ст.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч.1).

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (ч.2).

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (ч.3).

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района (ч.7.).

         Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление Яковлева Д.Н. удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании установлено, что 25.09.2011 проводилось голосование раздельно на территории города и района, что позволило установить как консолидированную волю всех жителей Шахунского района, так и мнение жителей существующего городского поселения. По результатам голосования установлено, что за преобразование проголосовали 13 246 человек, что составляет свыше 73% имеющих право голоса жителей района.

26.09.2011 результаты голосования утверждены постановлениями территориальной избирательной комиссии Шахунского района (7-1;7-2;7-3 от 26.09.2011года). 01 ноября 2011 года принят Закон Нижегородской области «О наделении Шахунского района статусом городского округа», который вступил в законную силу 03.11.2011.

Таким образом, процедура наделения образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав района, муниципального образования статусом городского округа была соблюдена. Итоги голосования были определены 26 сентября 2011 года. 27 сентября 2011 года в газете «Знамя Труда» опубликованы общие сведения о результатах референдума, т.е. в соответствии с требованиями ст.56, которая не устанавливает требования, об официальном статусе данного сообщения. Однако в дальнейшем, действительно сроки официального опубликования и обнародования итогов голосования были нарушены, предусмотренные ч.3 ст. 56. Полные данные о результатах голосования размещены газете «Знамя труда» в не предусмотренные законом сроки. Исходя из положения ст. 56 сроки не являются пресекательными, т.е. их пропуск не влияет на законность итогов голосования, так как данные нарушения не являются существенными, не ограничивают конституционные права граждан на участие в референдуме и в соответствии с требованиями ст.62 Закона НО «О местном референдуме НО» не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования. Сам заявитель в судебном заседании признал, что нарушенный срок не влияет на итоги голосования, указные в документах территориальной избирательной комиссии.

Кроме того, в силу ч.5 ст.24 131-ФЗ, статья 57 Закона НО «О местном референдуме НО» требования о юридической силе решения, принятого на референдуме, не применяется к голосованию, проведенному 25.09.2011. Решение же по итогам голосования исходя из требования ч.7 ст. 13 ФЗ 131 принято в виде Закона НО, опубликовано 03.11.2011 г.

Согласно ст.13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч.1).

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (ч.2).

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (ч.3).

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района (ч.7.).

Доводы Яковлева Д.Н. о том, что 10 дневной нарушен печати протокола голосования и, что протокол подписан не правомочным лицом суд находит не состоятельными, так как в ходе судебного заседания установлено, что нарушение срока обнародования результатов голосования не влияет на волеизъявление граждан, принятое по итогам голосования, проведенного на территории Шахунского района 25 сентября 2011 года.

Суд приходит к выводу, что нельзя признать недействительными результаты голосования от 25.09.2011 года по вопросу преобразования муниципального преобразования муниципальных образований, входящих в состав Шахунского муниципального района и отменить решение, принятое по результатам голосования по вопросу преобразования муниципального преобразования муниципальных образований, входящих в состав Шахунского муниципального района, на основании того, что протокол подписан не правомочным лицом, так как это не соответствует действительности.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит регламентацию двух самостоятельных процедур преобразования: объединение поселений и наделение статуса городского поселения статусом городского округа. Вместе с тем, 131-ФЗ не содержит запретов и ограничений по проведению данных процедур одновременно. Более того, одновременное проведение данных процедур является логически и финансово обоснованным.

Согласно п.7 ст.12 ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.5 ст.7 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области», вопрос референдума должен быть сформулирован так, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Из логического и грамматического анализа вопроса, предложенного к вынесению на голосование («Согласны ли Вы на наделение образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав района, муниципального образования статусом городского округа?»), можно прийти к выводу, что он фактически содержит в себе один вопрос, который сформулирован конкретно, однозначно и не предполагает его множественного толкования. Формулировка данного вопроса позволяет выявить действительную волю населения относительно преобразования, т.к. предполагает конкретный выбор: либо согласны на преобразование либо нет.

Ссылка в заявлении, в обоснование довода о неправомерности вынесенного на голосование вопроса, на определение Верховного Суда РФ от 27.10.2003 не может быть принята, так как тогда предметом судебного рассмотрения являлся другой вопрос.

В силу Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона №131-ФЗ отсутствие планов и программ комплексного социально-экономического развития территорий и документов территориального планирования, в том числе генерального плана, не препятствует преобразованию муниципальных образований Шахунского района в городской округ.

В силу ст.15 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области», подготовку и проведение референдума, а также обеспечение реализации и защиты прав граждан при проведении референдума осуществляют избирательная комиссия муниципального образования и участковые комиссии. Статье 17 данного закон предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Нижегородской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования Шахунского района переданы территориальной избирательной комиссии по решению Избирательной комиссии Нижегородской области (постановление №296 от 29.06.2004).

Территориальная избирательная комиссия Шахунского района является постоянно действующим органом, полномочия которого не зависят от списочного состава. Как видно из самого решения от 29 июня 2004 года возложение полномочий на территориальную комиссию сроком не ограничено.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации также неоднократно разъясняла, что в том случае, если в решении избирательной комиссии о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию не указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, то территориальная комиссия исполняет эти полномочия до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.

Поэтому полномочия территориальной комиссии одного состава, переданные ей по решению избирательной комиссии Нижегородской области, переходят к новому составу комиссии.

Таким образом, поскольку муниципальная избирательная комиссия не создана, территориальная избирательная комиссия правомочно осуществляла подготовку и проведение голосования 25.09.2011.

Относительно вопросов финансирования проведенного голосования, то следует отметить следующее.

Статьей 43 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области» предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. При этом, объем средств на проведение референдума комиссия муниципального образования распределяет территориальным и участковым комиссиям не позднее чем соответственно за 40 и 30 дней до дня голосования, территориальные комиссии обеспечивают распределение соответствующих средств участковым комиссиям не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме.

В нашем же случае смета расходов на подготовку и проведение голосования 25.09.2011 утверждена решением Земского собрания Шахунского района №23-1 от 19.08.2011, т.е. с соблюдением 30 дневного срока. Иных сроков для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением голосования по правилам проведения местного референдума, действующим законодательством не предусмотрено.

Что касается указание в документах избирательной комиссии неверных реквизитов, а именно в постановлении об утверждении календарного плана от 26.07.2011 года, данные нарушения явились следствием ненадлежащего исполнения членами избирательной комиссии должностных обязанностей, однако оно не может ставить под сомнение итоги голосования.

В соответствии с ч.7 ст.13 131-ФЗ, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Данная правовая норма выступает гарантией, не допускающей преобразование муниципальных образований без согласия населения.

Голосование 25.09.2011 года проводилось раздельно на территории города и района, что позволило установить как консолидированную волю всех жителей Шахунского района, так и мнение жителей существующего городского поселения. По результатам голосования установлено, что за преобразование проголосовали 13 246 человек, что составляет свыше 73% имеющих право голоса жителей района.

26.09.2011 года результаты голосования утверждены постановлениями территориальной избирательной комиссии Шахунского района. 01 ноября 2011 года принят Закон Нижегородской области «О наделении Шахунского района статусом городского округа», который вступил в законную силу 03.11.2011.

Таким образом, процедура наделения образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав района, муниципального образования статусом городского округа была соблюдена.

          Учитывая изложенное, нарушений требований законодательства при проведении голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, о которых идет речь в заявлении Яковлева Д.Н. не выявлено, проведенное преобразование Шахунского района ни коей мере не ограничивает права заявителя на участие в местном самоуправлении. Проживая в городе Шахунье он также вправе осуществлять свои права, в том числе путем реализации своего активного и пассивного избирательного права при формировании представительных и иных органов местного самоуправления.

Итоги голосования были определены 26 сентября 2011 года. 27 сентября 2011 года в газете «Знамя Труда» опубликованы общие сведения о результатах референдума, т.е. в соответствии с требованиями ст.56, которая не устанавливает требования об официальном статусе данного сообщения. Однако в дальнейшем, действительно сроки официального опубликования и обнародования итогов голосования были нарушены, предусмотренные ч.3 ст. 56. Полные данные о результатах голосования размещены газете «Знамя труда» в предусмотренные законом сроки. Исходя из положения ст. 56 сроки не являются пресекательными, т.е. их пропуск не влияет на законность проведения итогов голосования.

Вместе с тем данные нарушения не являются существенными, не ограничивают конституционные права граждан на участие в референдуме и в соответствии с требованиями ст.62 Закона НО «О местном референдуме НО» не могут служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования. Сам заявитель в судебном заседании признал, что нарушенный срок не влияет на итоги голосования, указные в документах территориальной избирательной комиссии.

Кроме того, в силу ч.5 ст.24 131-ФЗ, статья 57 Закона НО «О местном референдуме НО» требования о юридической силе решения, принятого на референдуме, не применяется к голосованию, проведенному 25.09.2011. Решение же по итогам голосования исходя из требования ч.7 ст. 13 ФЗ 131 принято в виде Закона НО, опубликовано 03.11.2011 г.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

          Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           В удовлетворении заявления Яковлеву Д.Н. об отмене решения, принятого по результатам голосования по вопросу преобразования муниципальных образований Шахунского района, проведенного 25 сентября 2011 года отказать в полном объеме.

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:                   В.А.Смелова