о прекращении эксплуатации свалок твердых бытовых и промышленных отходов и восстановлении нарушенных земель



Дело №2-188/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья

ДД.ММ.ГГГГ

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,

с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,

представителя ответчика – администрации Хмелевицкого сельсовета – Лебедевой Т.Ф.;

представителя ответчика – администрации Шахунского района – Багерян А.Г.;

представителя третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области – Маниной Л.В.;

представителя третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – Лямина Н.А.,

представителя третьего лица – Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – Ширина Г.Н.,

при секретаре Брусовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хмелевицкого сельсовета, администрации Шахунского района о прекращении эксплуатации свалок твердых бытовых и промышленных отходов и восстановлению нарушенных земель,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хмелевицкого сельсовета, администрации Шахунского района о прекращении эксплуатации свалок твердых бытовых и промышленных отходов и восстановлению нарушенных земель, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления. Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории Хмелевицкого сельсовета Шахунского района Нижегородской области эксплуатируются свалки бытовых и промышленных отходов, расположенные:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, т.к. разрешительная документация на указанные свалки отсутствует, земельные участки под размещение данных свалок надлежащим образом не отведены. Отходы складируются на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий, Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. На указанные места складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Кроме этого, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанных свалок, что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». Администрация Хмелевицкого сельсовета исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалок твердых бытовых отходов в вышеуказанных местах не принимает. Данные свалки являются экологически опасными объектами, складирование отходов в указанных местах не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность. Просит обязать администрацию Хмелевицкого сельсовета Шахунского района Нижегородской области прекратить эксплуатацию несанкционированных свалок твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных в <адрес> и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположены свалки; обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области организовать работы по прекращению эксплуатации свалок и восстановлению нарушенных земель.

Представитель истца (по доверенности) старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Не возражает установить срок для исполнения решения суда по данному делу – 2 года.

Представитель ответчика администрации Шахунского района (по доверенности) Багерян А.Г. в судебном заседании исковые требования признала. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просила установить срок для исполнения решения суда по данному делу до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика глава администрации Хмелевицкого сельсовета Лебедева Т.Ф. иск признала. Просила установить срок для исполнения решения суда по данному делу до ДД.ММ.ГГГГ.

Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 173, 198 ГПК РФ, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, судом представителям ответчиков разъяснены и понятны. О признании иска и о том, что последствия признания иска разъяснены и понятны, представители ответчиков представили суду письменные заявления. Право на признание иска оговорено в доверенностях представителей. Признание иска ответчиками администрацией Шахунского района и администрацией Хмелевицкого сельсовета принято судом.

Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (по доверенности) Манина Л.В., Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (по доверенности) Лямин Н.А., Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл (по доверенности) Ширин Г.Н. в судебном заседании иск прокурора поддержали.

Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В суде установлено следующее.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ консультантом, старшим госинспектором Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Ляминым Н.А. произведен осмотр свалок, расположенных на территории администрации Хмелевицкого сельсовета. В ходе проведенного осмотра установлено, что на территории администрации Хмелевицкого сельсовета имеются свалки отходов производства и потребления населения, предприятий и организаций близлежащих населенных пунктов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Указанные свалки не огорожены, не оканавлены, отходы складируются хаотично, свалки имеют тенденцию к увеличению. Ответственным за сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории Хмелевицкого сельсовета является администрация, размещение свалок в данном месте противоречит действующему законодательству.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Шахунского района Л.Л.Ф. произведен осмотр свалок, расположенных на территории администрации Хмелевицкого сельсовета. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории администрации Хмелевицкого сельсовета имеются свалки отходов производства и потребления населения, предприятий и организаций близлежащих населенных пунктов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Указанные свалки не огорожены, не оканавлены, отходы складируются хаотично, свалки имеют тенденцию к увеличению. Ответственным за сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории Хмелевицкого сельсовета является администрация, размещение свалок в данном месте противоречит действующему законодательству.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ консультантом, старшим госинспектором Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Ляминым Н.А. произведен осмотр свалок, расположенных на территории администрации Хмелевицкого сельсовета. В ходе проведенного осмотра установлено:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Указанные свалки не огорожены, не оканавлены, отходы складируются хаотично, свалки имеют тенденцию к увеличению. Ответственным за сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории Хмелевицкого сельсовета является администрация, размещение свалок в данных местах противоречит действующему законодательству.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Хмелевицкого сельсовета Шахунского района О.А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства потребления или иными опасными веществами. Согласно постановлению по результатам рейдовых мероприятий, проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, было выявлено несанкционированное место сброса отходов производства и потребления на почву, <адрес>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Хмелевицкого сельсовета Шахунского района О.А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства потребления или иными опасными веществами. Согласно постановлению по результатам рейдовых мероприятий, проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, было выявлено несанкционированное место сброса отходов производства и потребления на почву, <адрес>.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.

На основании ст.ст. 29 и 32 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Из материалов дела усматривается, что разрешительная документация на вышеуказанные свалки отсутствует, земельные участки под размещение данных свалок надлежащим образом не отведены. Отходы складируются на незащищенных земельных участках. При взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На указанные места складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанных свалок у ответчиков отсутствуют.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Однако администрация Хмелевицкого сельсовета исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалок твердых бытовых отходов в вышеуказанных местах не принимает.

В соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.96 г. № 45-З под экологической опасностью следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Таким образом, данные свалки являются экологически опасными объектами, складирование отходов в указанных местах не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность.

Статьей 4 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.96 г. № 45-З предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления поселений в области обращения с отходами возложены полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Ответчики Администрация Хмелевицкого сельсовета и администрация Шахунского района признали требования истца в полном объеме. Признание иска ответчиками принято судом.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд с учетом мнения представителя истца, не возражавшего предоставить ответчикам срок для исполнения решения 2 года, считает возможным установить срок для исполнения решения суда – не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хмелевицкого сельсовета, администрации Шахунского района о прекращении эксплуатации свалок твердых бытовых и промышленных отходов и восстановлению нарушенных земель удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Хмелевицкого сельсовета Шахунского района Нижегородской области в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию несанкционированных свалок твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных в <адрес> и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположены свалки.

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по прекращению эксплуатации свалок и восстановлению нарушенных земель.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья:        (подпись)        М.М.Арефьева

Копия верна:

Судья:

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Судья:

Секретарь суда: