Дело №2-300/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шахунья 30 мая 2012 г.
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шатохиной Н.В., с участием представителя истца старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В., представителя ответчика Смирнова А.Ф., представителей третьего лица Лебедевой Н.С., Дурандина Ю.П., Баевой Л.Л., Лебедевой Л.Ф.
при секретаре Прытовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акопян Г. А. о ликвидации свалки отходов деревообработки,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шахунский районный суд с заявлением к Акопян Г.А. о ликвидации свалки отходов деревообработки, мотивируя свои требования тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в апреле текущего года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, принадлежащего ИП Акопян Г.А., расположенного в д. <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности ИП Акопян Г.А. является деревообработка. В ходе производственной деятельности предприятия образуются отходы деревообработки (горбыль, опил, мелкие древесные отходы и т.п.).
ИП Акопян Г.А. на протяжении ряда лет и по настоящее время самовольно использует земельный участок, прилегающий к производственной площадке предприятия, расположенной в д. <адрес>, земельный участок, площадью №, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, под размещение отходов деревообработки, что является нарушением ст.ст. 25, 26, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.
Размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.
Просят обязать индивидуального предпринимателя Акопяна Г. А. ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью №, прилегающему к производственной площадке предприятия, расположенной в д. <адрес>.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. просит иск удовлетворить, не возражает против предоставления ответчику срока для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика иск признал и пояснил, что они уже начали ликвидировать свалку, договариваются с другими организациями по поводу ее вывоза, но им потребуются финансовые затраты и время, чтобы ликвидировать свалку. Просят срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель 3 лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дурандин Ю.П. иск поддержал, против предоставления ответчику срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ не возражает.
Представитель 3 лица Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл Лебедева Н.С. иск поддержала, против предоставления ответчику срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ не возражает.
Представитель 3 лица Администрации Шахунского района Нижегородской области Лебедева Л.Ф. иск поддержала, против предоставления ответчику срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ не возражает.
Представитель 3 лица Администрации Шахунского района Нижегородской области Баева Л.Л. иск поддержала, против предоставления ответчику срока для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ не возражает.
Представитель 3 лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области явился в судебное заседание без надлежаще оформленной доверенности на представление интересов 3 лица, поэтому не был допущен к участию в деле в качестве представителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. С учетом мнения участвующих в деле лиц на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Выслушав стороны, представителей 3 лиц, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.
В суде установлено следующее:
Акопян Г.А. является индивидуальным предпримателем, имеет в собственности земельный участок общей площадью №, расположенный по адресу <адрес> нежилое отдельностоящее здание (производственное) общей площадью №, расположенное по адресу: №
Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ ИП Акопян Г.А. <адрес> цех деревообработки, отходы лесопиления (опил) складируются на землях сельхозназначения, объем свалки №.
Согласно акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП Акопян Г.А. деревня <адрес>, цех деревообработки, отходы лесопиления (опил) складируются на землях сельхозназначения. Площадь земельного участка №.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Целями охраны земель являются:
-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно ст. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должна осуществляться по утвержденным проектами с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, ИП Акопян Г.А. разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, отходы деревообработки не используются и не обезвреживаются, способ их хранения небезопасен для окружающей среды.
Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктами 2.1, 2.8, 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.
Однако, ИП Акопян Г.А. не проводятся профилактические меры, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, нарушается травяной слой и гибнет растительность.
Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.96 г. N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.
При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.
На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст.80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
В соответствии с ч. l ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Таким образом, требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению
Согласно ст.206 ГПК РФ:
1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и заявленным требованиям.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Шахунского муниципального района подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акопян Г. А. о ликвидации свалки отходов деревообработки удовлетворить в полном объеме.
Обязать индивидуального предпринимателя Акопяна Г. А. ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью №, прилегающему к производственной площадке предприятия, расположенной в д. <адрес>.
Представить индивидуальному предпринимателю Акопяну Г. А. в порядке ст.206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснить ответчику, что в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Взыскать с Акопяна Г. А. в бюджет Шахунского муниципального района Нижегородской области госпошлину в размере №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня вынесения полного текста решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Н.В. Шатохина