О признании незаконным бездействия по приведению должностных инструкций в соответствии с ФЗ `О противодействии коррупции`



Дело №2- 356 /2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Шахунья                                  17 июля 2012 г.

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Шатохиной Н.В., с участием представителя истца помощника прокурора Шахунского района Нижегородской области Смирнова В.А., представителя ответчика Лебедевой С.В. по доверенности,

при секретаре Прытовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шахунского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации об обязании Государственного учреждения Пенсионного Фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области привести должностные инструкции в соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации об обязании Государственного учреждения Пенсионного Фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области привести должностные инструкции в соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции в Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Шахунскому району Нижегородской области, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства. Начальником Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда по Шахунскому району Нижегородской области утверждены должностные инструкции заместителя начальника, главного бухгалтера-руководителя финансово-экономической группы, специалиста-эксперта финансово-экономической группы, специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), старшего специалиста-эксперта финансово-экономической группы, ведущего специалиста-эксперта (по автоматизации), заместителя начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, заместителя начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста-эксперта (по защите информации), старшего специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, старшего специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности Государственного учреждения - Управления ПФ РФ по Шахунскому району.

В силу требований ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон) предусмотрено, что работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. Кроме того, в силу требований ч.1 ст.9 Закона, служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Согласно ч.2 ст.9 Закона - уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. В соответствии с ч.3 ст.9 Закона – невыполнение работниками, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, требований уведомления об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и не принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что должностная инструкция работника это документ, регламентирующий полномочия и обязанности работника, в ней должны быть указаны должностные обязанности, предусмотренные требованиями законов. А в должностной инструкции работника государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в обязательном порядке должна быть установлена обязанность об уведомлении работником, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В ходе проверки установлено, что в должностных инструкциях сотрудников государственного учреждения - управления ПФ РФ по Шахунскому району содержится раздел , в котором указаны должностные обязанности. В одном из пунктов раздела указана обязанность работника уведомлять своего работодателя об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Грамматическое и логическое толкование текста должностных инструкций позволяет сделать вывод, что указанный в них перечень должностных обязанностей, является исчерпывающим. Таким образом, должностными инструкциями фактически органы прокуратуры или другие государственные органы исключены из числа субъектов, уведомление которых о склонении к совершению коррупционных правонарушений является должностной обязанностью работника управления ПФ РФ по Шахунскому району. Учитывая вышеизложенное, положения должностных инструкций сотрудников государственного учреждения - управления ПФ РФ по Шахунскому району противоречат требованиям ч.1 ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Прокурором Шахунского района, начальнику Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шахунскому району Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ принесены протесты с требованием привести в соответствие должностные инструкции сотрудников Управления ПФ РФ по Шахунскому району Нижегородской области. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором указано, что должностные инструкции работников Управления ПФ РФ по Шахунскому району Нижегородской области соответствуют нормам действующего законодательства РФ, в том числе и законодательству о противодействии коррупции и не требуют внесения изменений. В связи с отказом в добровольном порядке устранить нарушения требований закона, прокурором района было принято решение обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации. Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ, закреплено право на судебную защиту гражданских прав. В соответствии с п.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

    Просят суд обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шахунскому району Нижегородской области привести должностные инструкции сотрудников в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шахунского района Нижегородской области Смирнов В.А. иск поддержал в полном объеме и пояснил, что должностные инструкции работников ГУ -Управление Пенсионного Фонда РФ по Шахунскому району необходимо дополнить, указав органы прокуратуры или другие государственные органы в число субъектов, уведомление которых о склонении к совершению коррупционных правонарушений является должностной обязанностью работников.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Лебедева С.В.иск не признала и пояснила, что согласно ст. 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон) предусмотрено, что работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации обязаны уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации. В настоящее время такой порядок в отношении лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ не установлен. Отсутствие подзаконного правового акта Пенсионного фонда РФ не противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, закрепленному в ч.2 ст.15 Конституции РФ и не нарушает интересы РФ. В своей деятельности сотрудники Управления Пенсионного фонда РФ по Шахунскому району руководствуются действующим законодательством, закрепленным не только в ФЗ РФ «О противодействии коррупции».В соответствии со ст. 57 ТК РФ права и обязанности работника и работодателя относятся к дополнительным условиям трудового договора. Должностная инструкция работника это документ, регламентирующий круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность в том или ином учреждении, т.е. в рамках трудовых отношений. Порядок составления должностной инструкции, внесение в нее изменений нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить, какие права и обязанности сотрудника в нее внести. Наличие или отсутствие в числе обязанностей работников Управления положений, закрепленных в ч.1 ст.9 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» не противоречит нормам действующего законодательства. Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. ФЗ РФ «О противодействии коррупции» не обязывает работодателя вносить изменения в должностные инструкции сотрудников Пенсионного Фонда. Согласно п.2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного указом Президента РФ от 13.03.2012 года Правительству РФ поручено представить до 1 августа 2012 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных и муниципальных служащих, на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации. Положения, закрепленные в должностных инструкциях сотрудников Управления не влекут и не могут повлечь нарушение интересов РФ. Просят в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.

В суде установлено, что согласно должностных инструкций заместителя начальника, главного бухгалтера-руководителя финансово-экономической группы, специалиста-эксперта финансово-экономической группы, специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), старшего специалиста-эксперта финансово-экономической группы, ведущего специалиста-эксперта (по автоматизации), заместителя начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, заместителя начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста-эксперта (по защите информации), старшего специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, старшего специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности, специалиста отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности Государственного учреждения - Управления ПФ РФ по Шахунскому району, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ Управления ПФР по Шахунскому району Р.В.Кошелевым указанные работники обязаны уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликтов интересов.

На данные должностные инструкции ДД.ММ.ГГГГ прокурором Шахунского района Нижегородской области принесены протесты с требованием привести должностные инструкции служащего ПФРФ по Шахунскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ прокурору Шахунского района начальником Управления Р.В.Кошелевым был направлен ответ на протесты, согласно которого они полагают, что должностные инструкции работников Управления ПФ РФ по Шахунскому району Нижегородской области соответствуют нормам действующего законодательства и не требуют внесения изменений.

Согласно Положения о ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области Управление входит в структуру Пенсионного Фонда РФ и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

    Согласно ст.11.1 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации… обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст.9 указанного ФЗ РФ государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Названные обязанности государственного или муниципального служащего по прямому указанию Закона входят в круг его должностных или служебных обязанностей.

Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. При этом она может быть приложением к трудовому договору. Должностная инструкция разрабатывается, как правило, на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).

В Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции. Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

Согласно п.2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного указом Президента РФ от 13.03.2012 года Правительству РФ поручено представить до 1 августа 2012 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных и муниципальных служащих, на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Согласно ст.15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд считает, что в данном случае обязанность, предусмотренная ФЗ РФ «О противодействии коррупции» по прямому указанию закона входит в круг должностных обязанностей работников Управления Пенсионного Фонда РФ по Шахунскому району и ее дублирование путем внесения изменений в должностную инструкцию не требуется. Тем более, что в должностных инструкциях работников ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Шаунскому району указана обязанность уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликтов интересов. К тому же порядок уведомления об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в соответствии со ст. 11.1 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» должен определяться актами Пенсионного Фонда РФ. Указанный порядок актами Пенсионного Фонда РФ в настоящее время не определен.

Таким образом, требования прокурора Шахунского района Нижегородской области не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурора Шахунского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации об обязании Государственного учреждения Пенсионного Фонда РФ по Шахунскому району Нижегородской области привести должностные инструкции в соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья                              Н.В.Шатохина