Дело №2-444/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья | 13 августа 2012 года |
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Смеловой В.А.,
с участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.,
представителя ответчика – администрации Шахунского района – Баевой Л.Л., Крючковой М.А.;
представителя третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – Дурандина Ю.П.,
представителя третьего лица – Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – Ширина Г.Н.,
при секретаре Смолиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шахунского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов и восстановлению нарушенных земель,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шахунского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых отходов и восстановлению нарушенных земель, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в июне 2012 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Шахунского района. Проверкой установлено, что в 1 км от д.Тюрики Шахунского района Нижегородской области, на территории администрации Лужайского сельсовета, на землях сельскохозяйственного назначения, администрацией Шахунского района Нижегородской области организована и эксплуатируется свалка бытовых и строительных отходов, образованных от разборки ветхого жилого фонда и аварийных домов. Площадь свалки около 1 га.
Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данного земельного участка, грунтовых вод, т.к. разрешительная документация на указанную свалку отсутствует, земельный участок под размещение данной свалки надлежащим образом не отведен. Отходы складируются на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий, Кроме того, участок складирования отходов являются местом обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. На указанном месте складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Кроме этого, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанной свалки, что является нарушением п.п. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке установленном Правительством РФ. Данная свалка является экологически опасным объектом, складирование отходов в указанном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность. Просит обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов, расположенную на территории Лужайского сельсовета Шахунского района Нижегородской области, в 1 км от д.Тюрики на землях сельскохозяйственного назначения, площадью около 1 га, и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка.
Представитель истца (по доверенности) старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Не возражает против предоставления срока по ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации Шахунского района (по доверенности) Крючкова М.А. в судебном заседании исковые требования признала. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ просила установить срок для исполнения решения суда по данному делу до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации Шахунского района (по доверенности) Баева Л.Л. в судебном заседании исковые требования признала. Просила установить срок для исполнения решения суда по данному делу до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьих лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области – Дурандин Ю.П., Россельхознадзора по Нижегородской области и республике Марий Эл – Ширин Г.Н., в судебном заседании иск прокурора поддержали.
Представитель 3 лица Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствии их представителя
С учетом мнения участвующих в деле лиц на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.
В суде установлено следующее.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом, госинспектором Ветлужского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Дурандиным Ю.П. произведен осмотр территории администрации Лужайского сельсовета Шахунского района Нижегородской области. В ходе проведенного осмотра установлено, что в 1 км от д. Тюрики на землях сельхозназначения организована свалка отходов ТБО и строительных отходов (шифер, битый кирпич, бруски, доски и остатки бревен) образованных от разбора ветхого фонда и аварийных домов в г. Шахуньи площадью около 1 га. Данный земельный участок является не востребованным и по постановлению правительства передан в собственность администрации Шахунского района
Согласно сообщению и.о. гл.администрации Шахунского района временное складирование материалов от разборки аварийных жилых домов на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения было согласовано. Данный участок не является общедолевой собственностью физических лиц и не входит в сельхозугодия, ранее на данном участке находились строения складского типа. Складирование не носит характер свалки бытовых отходов. От трасы Н.Новгород – Киров участок отделяет полоса зеленых насаждений и расстояние в 500 метров.
В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.
На основании ст.ст. 29 и 32 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из материалов дела усматривается, что разрешительная документация на вышеуказанные свалки отсутствует, земельный участок под размещение данной свалки надлежащим образом не отведен. Отходы складируются на незащищенных земельных участках. При взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории администрации, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земли, грунтовых вод и др.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
На указанном месте складирования отходов отсутствуют утвержденные проекты с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение вышеуказанной свалки у ответчика отсутствует.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.
Однако администрация Шахунского района Нижегородской области исчерпывающих мер по получению разрешительной документации на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принимает.
В соответствии со ст. <адрес> «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 45-З под экологической опасностью следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Таким образом, данная свалка является экологически опасным объектом, складирование отходов в указанных местах не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность.
Статьей <адрес> «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 45-З предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст. 6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления поселений в области обращения с отходами возложены полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.
На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Ответчики Администрация Шахунского района признали требования истца в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд с учетом мнения представителя истца, не возражавшего предоставить ответчикам срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считает возможным установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Шахунского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки твердых бытовых и строительных отходов удовлетворить полностью.
Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области со дня вступления решения суда в законную силу прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов, расположенную на территории Лужайского сельсовета Шахунского района Нижегородской области, в 1 км от д.Тюрики на землях сельскохозяйственного назначения, площадью около 1 га и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца
Судья: (подпись) В.А.Смелова
Копия верна.
Судья: В.А. Смелова
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь суда: