Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья16 мая 2011 года
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Полякова В.М.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Самарова Ю.А.,
представителя ответчика отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (по доверенности) Мусаева Н.М.,
руководителя отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области Ефимовой В.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Шахунского района Нижегородской области к отделению по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о признании незаконным бездействия по соблюдению ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы, обязании расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области В по п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Шахунского района Нижегородской области обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с заявлением к отделению по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о признании незаконным бездействия по соблюдению ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы, обязании расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области В по п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», мотивируя тем, что прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции в отделении по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства в части несоблюдения ограничений связанных с государственной гражданской службой.
Установлено, что приказом (распоряжением) руководителя отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ на должность старшего казначея отдела расходов, которая является государственной должностью федеральной государственной службы, назначена В, стаж работы в Отделении с ДД.ММ.ГГГГ
В приходится дочерью Ефимовой В.М., которая согласно Приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ занимает должность начальника (руководителя) Отделения.
Согласно п.п. 13, 16.1 Положения об отделении по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, утвержденного приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, руководство деятельностью Отделения осуществляет руководитель Отделения, руководитель Отделения организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Отделения.
В соответствии с п.3.18 должностного регламента государственного гражданского служащего руководителя Отделения, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель отделения обязан организовать и осуществлять на принципах единоначалия руководство и контроль деятельность отделения.
Таким образом, должность старшего казначея расходов Отделения подконтрольна руководителю Отделения.
В силу п.3 ст.3 Федерального закона №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является законность.
Согласно п.1 ст., п.1 ст.4 Закона Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции в Нижегородской области», одной из задач антикоррупционной политики является создание мер противодействия коррупции в Нижегородской области.
Противодействие коррупции в Нижегородской области осуществляется на принципах, одним из которых является приоритет профилактических мер, направленных на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию.
На основании ст.7 Закона о коррупции, одни из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а так же для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
- В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в РФ», государственный служащий обязан, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Закона, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, близкого родства или свойств (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родителей и детей супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данные ограничения связаны с возможным возникновением конфликта интересов на государственной гражданской службе.
В соответствии ст.19 Закона, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, сообщества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения гражданских служащих, а следовательно, и на качество их служебной деятельности, которое может проявиться не только в снижении дисциплины, но и в злоупотреблении служебным положением.
Таким образом, руководителем Отделения Ефимовой В.М. осуществляется общее руководство и контроль за деятельностью Отделения, на принципах единоначалия, в том числе и за работой старшего казначея отдела расходов, должность которую занимает ее дочь В, что является несоблюдением ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы.
На основании п.13 ч.1 ст.33 Закона, основанием для расторжения служебного контракта с государственным служащим является несоблюдение ограничений связанных с государственной службой.
Прокурором Шахунского района, руководителю Отделения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, с просьбой отозвать представление прокурора в связи с необоснованностью.
В свою очередь прокуратура района считает, что нарушения действующего закона имеют место быть, в связи с чем было принято решение обратиться в защиту интересов Российской Федерации в суд.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ, закреплено право на судебную защиту гражданских прав.
В соответствии с п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Самаров Ю.А. исковое заявление поддержал по указанным выше основаниям.
Представителя ответчика отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (по доверенности) Мусаев Н.М., руководитель отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области Ефимова В.М. в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Шахунского района Нижегородской области не признали и пояснили, что В принята на работу в Отделение ДД.ММ.ГГГГ бывшим начальником Отделения Х на должность казначея – инспектора бюджетного отдела.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» с ДД.ММ.ГГГГ В переведена на государственную должность федеральной государственной службы специалиста в бюджетный отдел. На должность старшего казначея бюджетного отдела переведена с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с), с ДД.ММ.ГГГГ бюджетный отдел переименован в отдел расходов. Общий стаж государственной службы в Отделении составляет приблизительно 15 лет.
Ефимова В.М. принята на работу в Отделение ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя начальника Отделения. С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника Отделения.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственных должностей федеральной государственной службы» с ДД.ММ.ГГГГ Ефимова В.М. назначена на должность руководителя Отделения.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.5 Положения об отделе расходов Отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее – Положение об отделе), утвержденного приказом руководителя Отделения от ДД.ММ.ГГГГ №, отдел является самостоятельным структурным подразделением, непосредственное руководство отделом расходов осуществляет начальник отдела и является линейным руководителем для работников отдела расходов. Пунктов 1.8 Положения об отделе предусмотрено, что работники отдела непосредственно подчиняются начальнику отдела и в своей деятельности непосредственно подконтрольным начальнику отдела.
Контроль со стороны руководителя Отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области ограничивается общим контролем за деятельностью Отделения в целом, а не индивидуально над каждым работником отдела. Данная функция относится к полномочиям соответствующего начальника отдела. А в отношении лиц, непосредственно, находящихся в подчинении руководителя Отделения, контроль над данными работниками осуществляется непосредственно руководитель Отделения.
В занимает должность в отделе расходов и подчиняется непосредственно начальнику отдела, что предусмотрено пунктом 1.4 должностного регламента старшего казначея отдела расходов.
Таким образом, согласно утвержденной организационно-штатной структуре, исполнение должностных обязанностей В не связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью руководителю Отделения, что не противоречит статьям 15.16 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является принцип законности.
Контекст данной нормы Закона позволяет выделить следующие направления его реализации:
1). точное исполнение Закона государственными служащими, исключающее коррупционные проявления;
2). точное исполнение Закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;
3). точное соблюдение и исполнение Закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции;
Данный принцип ни в коем случае не должен входить в противоречие с другим основополагающим принципом той же нормы Закона, как признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, который, кроме того, закреплен в Конституции Российской Федерации.
Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Обязывая расторгнуть служебный контракт с В, тем самым нарушаются ее конституционные права гражданина Российской Федерации.
За период деятельности Отделения конфликтных ситуаций не возникало, в том числе и связанных со служебной деятельностью В.
Проверками, проводимыми Росфиннадзором, вышестоящей организацией Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области финансовых нарушений, в том числе и в виде необоснованного получения доходов, не установлено (проверка проводилась Росфиннадзором и Управлением в 2010 году и ранее).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шахунского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции в отделении по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства в части несоблюдения ограничений связанных с государственной гражданской службой.
А именно: приказом (распоряжением) руководителя отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ на должность старшего казначея отдела расходов, которая является государственной должностью федеральной государственной службы, назначена В, стаж работы в Отделении с ДД.ММ.ГГГГ
В приходится дочерью Ефимовой В.М., которая согласно Приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ занимает должность начальника (руководителя) Отделения.
Согласно п.п. 13, 16.1 Положения об отделении по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, утвержденного приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ, руководство деятельностью Отделения осуществляет руководитель Отделения, руководитель Отделения организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Отделения.
В соответствии с п.3.18 должностного регламента государственного гражданского служащего руководителя Отделения, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, руководитель отделения обязан организовать и осуществлять на принципах единоначалия руководство и контроль деятельность отделения.
Таким образом, должность старшего казначея расходов Отделения подконтрольна руководителю Отделения.
В силу п.3 ст.3 Федерального закона №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является законность.
Согласно п.1 ст., п.1 ст.4 Закона Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции в Нижегородской области», одной из задач антикоррупционной политики является создание мер противодействия коррупции в Нижегородской области.
Противодействие коррупции в Нижегородской области осуществляется на принципах, одним из которых является приоритет профилактических мер, направленных на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию.
На основании ст.7 Закона о коррупции, одни из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а так же для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в РФ», государственный служащий обязан, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Закона, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, близкого родства или свойств (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родителей и детей супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данные ограничения связаны с возможным возникновением конфликта интересов на государственной гражданской службе.
В соответствии ст.19 Закона, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, сообщества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Целью установления такого ограничения является недопущение возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения гражданских служащих, а следовательно, и на качество их служебной деятельности, которое может проявиться не только в снижении дисциплины, но и в злоупотреблении служебным положением.
Таким образом, руководителем Отделения Ефимовой В.М. осуществляется общее руководство и контроль за деятельностью Отделения, на принципах единоначалия, в том числе и за работой старшего казначея отдела расходов, должность которую занимает ее дочь В, что является несоблюдением ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы.
На основании п.13 ч.1 ст.33 Закона, основанием для расторжения служебного контракта с государственным служащим является несоблюдение ограничений связанных с государственной службой. Поэтому утверждение представителя УФК о том, что В не находится в подчинении Ефимовой, являющейся ее матерью, не верно.
Прокурором Шахунского района, руководителю Отделения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений. Представление не было удовлетворено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования и.о. прокурора Шахунского района Нижегородской области к отделению по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о признании незаконным бездействия по соблюдению ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы, обязании расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области В по п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», удовлетворить.
Признать незаконным бездействие отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области по несоблюдению ограничений связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Обязать отделение по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области В по п.13 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Взыскать с отделения по Шахунскому району Управления Федерального казначейства по Нижегородской области государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в доход Федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Шахунский районный суд.
СудьяВ.М. Поляков