О признании незаконным бездействия по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья23 мая 2011 года

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Полякова В.М.,

с участием помощника прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Самарова Ю.А.,

представителя администрации Шахунского района Нижегородской области (по доверенности) Шестериковой Г.А.,

при секретаре Коробейниковой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шахунского района Нижегородской области в интересах Г. к администрации Шахунского района нижегородской области о признании незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Г., оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста; обязании администрации Шахунского района Нижегородской области поставить Г. в 2011 году на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Шахунского района Нижегородской области, обязании администрации Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области в Шахунском районе Нижегородской области предоставить по договору социального найма Г. в 2011 году жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района Нижегородской области обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с исковым заявлением в интересах Г. к администрации Шахунского района Нижегородской области о признании незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Г., оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста, обязании администрации Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области предоставить по договору социального найма Г. жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, мотивируя тем, что Г. (Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Сразу после рождения от Г. отказалась мать. Регистрация рождения осуществлена отделом ЗАГС города Шахуньи.

ДД.ММ.ГГГГ Г. была направлена в <данные изъяты> дом ребенка №.

ДД.ММ.ГГГГ ее перевели в <данные изъяты> дом.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2002 год Г. Г. обучалась в Кулебакской специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида.

В 2001 году в администрацию Шахунского района из администрации Кулебакской школы-интерната поступил запрос о трудоустройстве и предоставлении жилья Г.. Администрацией Шахунского района на запрос <данные изъяты> – интерната был направлен ответ о том, что Г. по окончании школы-интерната в Шахунском районе будет предоставлена работа (возможно не по специальности) и койко-место в общежитии (возможно устройство) в цыганскую семью. На указанном ответе сделана надпись карандашом о том, что Г. поставлена в очередь на получение жилья. Какого – либо иного документа, подтверждающего постановку в очередь на получение жилой площади, в личном деле Г. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Г. заключила брак с Г., 1982 года рождения.

В связи с отсутствием жилья администрацией <адрес> Г. была выделена комната в общежитии общей площадью № по адресу <адрес>№

ДД.ММ.ГГГГ по взаимному согласию с гражданином К семья Г. обменяла выделенную комнату № на другую комнату № общей площадью 19,5 м2, в том же общежитии, в которой проживает в настоящее время.

Согласно копии паспорта Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. №.

Администрацией Шахунского района запросы об уточнении времени окончания обучения Г. в <адрес> школу-интернат в период с 2001 года по настоящее время не направлялись, местонахождение Г. не уточнялось.

В 2010 году Г. обратилась в администрацию Шахунского района с целью выяснения, когда ей, как сироте будет предоставлена отдельная квартира. В администрации Шахунского района Г. сообщили, что в очереди на получение жилого помещения ее в списках нет, объясняя это тем, что она не явились в администрацию с документами сразу после окончания школы – интерната, а так же потому, что ей администрацией <адрес> предоставлена комната в общежитии.

Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области заключается уполномоченным органом по форме, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Согласно ч.1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений Жилищного фонда Нижегородской области (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области №400 от 07 декабря 2007 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области», уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.

Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года №116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления.

В настоящее время Г. достигла возраста 23 лет, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ей не предоставлено.

Частью 1 ст. 94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Таким образом, предоставление Г. комнаты в общежитии нельзя считать как предоставление жилья.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило заявление Г. о нарушении администрацией Шахунского района жилищных прав. По данному заявлению была проведена проверка, установлено, что Г. как сирота имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако, незаконное бездействие органов местного самоуправления Шахунского района, выразившееся в непостановке Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста не должно препятствовать реализации её законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста в следствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого оставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:

- не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;

- не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;

- не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, Г. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.

На основании ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В судебном заседании помощник прокурора прокуратуры Шахунского района Нижегородской области Самаров Ю.А. изменил исковые требования и просит признать незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Г., оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста; обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области поставить Г. в 2011 году на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Шахунского района Нижегородской области., обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области в Шахунском районе Нижегородской области предоставить по договору социального найма Г. в 2011 году жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Г. в судебное заседании не явилась, извещалась о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении искового заявление в ее отсутствие, исковые требования поддерживает полностью.

Представитель ответчика – администрации Шахунского района Нижегородской области (по доверенности) Шестерикова Г.А. в судебном заседании частично согласилась с требованиями прокурора и пояснила, что не согласна с требованием о признании незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Г., оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста, поскольку срок на это был пропущен., а требования о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Шахунского района Нижегородской области, обязании администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области в Шахунском районе Нижегородской области предоставить по договору социального найма Г. в 2011 году жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признала.

Третье лицо – представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, суд о причине неявки не сообщил, поэтому в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ причины неявки судом признаются неуважительными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Г. (Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Сразу после рождения от Г. отказалась мать. Регистрация рождения осуществлена отделом ЗАГС города Шахуньи.

ДД.ММ.ГГГГ Г. была направлена в <данные изъяты> №.

ДД.ММ.ГГГГ ее перевели в <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2002 год Г. Г. обучалась в <данные изъяты> специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида.

В 2001 году в администрацию Шахунского района из администрации <данные изъяты> школы-интерната поступил запрос о трудоустройстве и предоставлении жилья Г.. Администрацией Шахунского района на запрос <данные изъяты> школы – интерната был направлен ответ о том, что Г. по окончании школы-интерната в Шахунском районе будет предоставлена работа (возможно не по специальности) и койко-место в общежитии (возможно устройство) в цыганскую семью. На указанном ответе сделана надпись карандашом о том, что Г. поставлена в очередь на получение жилья. Какого – либо иного документа, подтверждающего постановку в очередь на получение жилой площади, в личном деле Г. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ Г. заключила брак с Г., 1982 года рождения.

В связи с отсутствием жилья администрацией <адрес> Г. была выделена комната в общежитии общей площадью 14,5 м2 по адресу <адрес>523.

ДД.ММ.ГГГГ по взаимному согласию с гражданином К семья Г. обменяла выделенную комнату № на другую комнату № общей площадью 19,5 м2, в том же общежитии, в которой проживает в настоящее время.

Согласно копии паспорта Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. 504.

Администрацией Шахунского района запросы об уточнении времени окончания обучения Г. в Кулебакскую школу-интернат в период с 2001 года по настоящее время не направлялись, местонахождение Г. не уточнялось.

В 2010 году Г. обратилась в администрацию Шахунского района с целью выяснения, когда ей, как сироте будет предоставлена отдельная квартира. В администрации Шахунского района Г. сообщили, что в очереди на получение жилого помещения ее в списках нет, объясняя это тем, что она не явились в администрацию с документами сразу после окончания школы – интерната, а так же потому, что ей администрацией <адрес> предоставлена комната в общежитии.

Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области заключается уполномоченным органом по форме, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 №147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Согласно ч.1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений Жилищного фонда Нижегородской области (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области №400 от 07 декабря 2007 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области», уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.

Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года №116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления.

В настоящее время Г. достигла возраста 23 лет, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма для постоянного проживания ей не предоставлено.

Частью 1 ст. 94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Таким образом, предоставление Г. комнаты в общежитии нельзя считать как предоставление жилья.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Шахунского района поступило заявление Г. о нарушении администрацией Шахунского района жилищных прав. В ходе проведенной проверки, установлено, что Г. как сирота имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако, незаконное бездействие органов местного самоуправления Шахунского района, выразившееся в непостановке Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста не должно препятствовать реализации её законных прав.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста в следствие незаконного бездействия органов местного самоуправления, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области №123-3, жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого оставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:

- не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;

- не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;

- не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, Г. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма не менее 33 квадратных метров общей площади и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Шахунского района Нижегородской области по постановке Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей 23-летнего возраста.

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области поставить Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженке г.Шахунья в 2011 году на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Шахунского района Нижегородской области.

Обязать администрацию Шахунского района Нижегородской области за счет средств бюджета Нижегородской области в Шахунском районе Нижегородской области предоставить по договору социального найма Г. в 2011 году жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Взыскать с администрации Шахунского района Нижегородской области государственную пошлину в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей в доход Федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Шахунский районный суд Нижегородской области.

СудьяВ.М. Поляков