об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения



Дело №2-427/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,

с участием и.о. заместителя прокурора Шахунского района Самарова Ю.А., представителя ответчика администрации Шахунского района – Зайцевой Е.П.,

при секретаре Прозоровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску прокурора Шахунского района к Муниципальному образовательному учреждению «Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2», администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – МОУ СОШ № 2), администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения, указывая, что прокуратурой Шахунского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов, об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения МОУ СОШ № 2. Проведенной проверкой установлено следующее. МОУ СОШ № 2 расположена по адресу: <адрес>. При входе в здание школы имеется крыльцо высотой около 20 см с наружной лестницей. Вход в здание школы не оборудован пандусом с поручнями. Таким образом, условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание школы не созданы. Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права неопределенного круга детей-инвалидов (которые учатся или могут учиться в школе) на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. МОУ СОШ № 2 является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Шахунского муниципального района. Просят обязать МОУ СОШ № 2, администрацию Шахунского района обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы путем сооружения пандуса при входе и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями законодательства.

И.о. заместителя прокурора Шахунского района Самаров Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик МОУ СОШ № 2 о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщено.

Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МОУ СОШ № 2 на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации Шахунского района (по доверенности) Зайцева Е.П. в судебном заседании пояснила, что Администрация Шахунского района является ненадлежащим ответчиком по делу, школа должна самостоятельно исполнять данные обязательства. Ходатайствовала об установлении срока для исполнения решения суда – 1 год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В суде установлено, что прокуратурой Шахунского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов, об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения МОУ СОШ № 2. Проведенной проверкой установлено следующее. МОУ СОШ № 2 расположена по адресу: <адрес>. При входе в здание школы имеется крыльцо высотой около 20 см с наружной лестницей. Вход в здание школы не оборудован пандусом с поручнями. Таким образом, условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание школы не созданы.

МОУ СОШ № 2 является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Шахунского муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Во исполнение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: свод правил по проектированию и строительству «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» (принят постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 73); «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29 ноября 1999 года №73; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 70 (СП 35-101-2001, СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Пункт 1.7.1 СП 35-101-2001 определяет следующие критерии доступности зданий: беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам; достижение места целевого назначения или обслуживания в пользование предоставленными возможностями; возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

На основании п. 4.4 СП 35-101-2001, при перепаде высот на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами.

В соответствии с п. 6.6 СП 35-101-2001, поручни, стойки и другие опорные устройства должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51261.

Согласно п.п. 3.9, 3.32 СНиП 35-01-2001, для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м у лестниц – на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Таким образом, в соответствии с требованиями СП 35-101-2001 и СНиП 35-01-2001 вход в здание школы должен иметь пандус, наружная лестница при входе в здание должна иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права детей-инвалидов (которые учатся или могут учиться в школе) на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Представитель ответчика Администрации Шахунского района просит установить срок для исполнения решения суда – не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок /ч. 2/.

Суд с учетом мнения истца, не возражавшего установить срок для исполнения решения суда не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, считает возможным установить указанный срок для исполнения решения суда.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Администрация Шахунского района освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного с МОУ СОШ № 2 подлежит взысканию в доход бюджета Шахунского муниципального района государственная пошлина 4 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Шахунского района к Муниципальному образовательному учреждению «Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2», администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2», Администрацию Шахунского района в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы путем сооружения пандуса при входе и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями законодательства.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Шахунская средняя общеобразовательная школа № 2» в доход бюджета Шахунского муниципального района государственную пошлину 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней.

Судья(подпись)М.М.Арефьева

Копия верна:

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Судья:

Секретарь суда: