об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения



Дело №2-425/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

город Шахунья ДД.ММ.ГГГГ

Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,

с участием и.о. заместителя прокурора Шахунского района Самарова Ю.А., представителя ответчика – МОУ Верховская ООШ – Малышевой О.Н., представителя ответчика администрации Шахунского района – Зайцевой Е.П.,

при секретаре Прозоровой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по иску прокурора Шахунского района к Муниципальному образовательному учреждению «Верховская основная общеобразовательная школа», администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шахунского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Верховская основная общеобразовательная школа» (далее – МОУ Верховская ООШ), администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения, указывая, что прокуратурой Шахунского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов, об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения МОУ Верховская ООШ. Проведенной проверкой установлено, что при входе в здание МОУ Верховская ООШ, расположенное по адресу: <адрес>, имеется крыльцо высотой 110 см с наружной лестницей. Вход в здание школы не оборудован пандусом с поручнями. Таким образом, условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание школы не созданы. Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права неопределенного круга детей-инвалидов (которые учатся или могут учиться в школе) на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. МОУ Верховская ООШ является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Шахунского муниципального района, которая организует предоставление общедоступного и бесплатного образования. Просят обязать МОУ Верховская ООШ, администрацию Шахунского района обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы путем сооружения пандуса при входе и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями законодательства.

И.о. заместителя прокурора Шахунского района прокурора Самаров Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика директор МОУ Верховская ООШ Малышева О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что детей и взрослых инвалидов-колясочников в настоящее время ни в школе, ни в поселке нет, ничьи права они не нарушают. В настоящее время смета доходов и расходов составлена, школа своих денежных средств не имеет.

Представитель ответчика администрации Шахунского района (по доверенности) Зайцева Е.П. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Администрация Шахунского района является ненадлежащим ответчиком по делу, школа должна самостоятельно исполнять данные обязательства. Ходатайствовала об установлении срока для исполнения решения суда – 1 год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В суде установлено, что прокуратурой Шахунского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов, об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения МОУ Верховская ООШ. Проведенной проверкой установлено, что при входе в здание МОУ Верховская ООШ, расположенное по адресу: <адрес>, имеется крыльцо высотой 110 см с наружной лестницей. Вход в здание школы не оборудован пандусом с поручнями. Таким образом, условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание школы не созданы.

МОУ Верховская ООШ является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем школы является администрация Шахунского муниципального района, которая организует предоставление общедоступного и бесплатного образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Во исполнение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются: свод правил по проектированию и строительству «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» (принят постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 73); «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29 ноября 1999 года №73; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16 июля 2001 года № 70 (СП 35-101-2001, СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

Пункт 1.7.1 СП 35-101-2001 определяет следующие критерии доступности зданий: беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам; достижение места целевого назначения или обслуживания в пользование предоставленными возможностями; возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

На основании п. 4.4 СП 35-101-2001, при перепаде высот на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами.

В соответствии с п. 6.6 СП 35-101-2001, поручни, стойки и другие опорные устройства должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51261.

Согласно п.п. 3.9, 3.32 СНиП 35-01-2001, для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м у лестниц – на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

Таким образом, в соответствии с требованиями СП 35-101-2001 и СНиП 35-01-2001 вход в здание школы должен иметь пандус, наружная лестница при входе в здание должна иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Указанное нарушение требований законодательства существенно ущемляет права детей-инвалидов (которые учатся или могут учиться в школе) на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Представитель ответчика Администрации Шахунского района просит установить срок для исполнения решения суда – не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок /ч. 2/.

Суд с учетом мнения истца, не возражавшего установить срок для исполнения решения суда не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, считает возможным установить указанный срок для исполнения решения суда.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Администрация Шахунского района освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного с МОУ Верховская ООШ подлежит взысканию в доход бюджета Шахунского муниципального района государственная пошлина 4 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Шахунского района к Муниципальному образовательному учреждению «Верховская основная общеобразовательная школа», администрации Шахунского района об обязании устранить нарушения законодательства об обеспечении доступной среды обитания для маломобильных групп населения удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Верховская основная общеобразовательная школа», Администрацию Шахунского района в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы и здание для питания обучающихся путем сооружения пандусов при входах и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями законодательства.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Верховская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета Шахунского муниципального района государственную пошлину 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение 10 дней.

Судья(подпись)М.М.Арефьева

Копия верна:

Судья:

Решение вступило в законную силу:

Судья:

Секретарь суда: