Дело № 12-11/12
Р Е Ш Е Н И Е
город Шахунья | 29 февраля 2012 года |
Судья Шахунского районного суда Нижегородской области Смелова В.А., с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, по доверенности, Маниной Л.В., представителя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Вахтанский детский сад «Ёлочка» - Косиковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья жалобу территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах на постановление от 19 января 2012 года мирового судьи судебного участка №1 Шахунского района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Вахтанский детский сад «Ёлочка»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19 января 2012 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вахтанский детский сад «Ёлочка» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КРФоАП ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения – освобождено и вынесено в адрес юридического лица – устное замечание. Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КРФоАП в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Вахтанский детский сад «Ёлочка» прекращено ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, согласно ч.1 ст.29.9 КРФоАП.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах обратился в Шахунский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, мотивируя ее тем, что на основании ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАПРФ, выражается в невыполнении в установленный законом срок законного предписания (постановления, предписания, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). В соответствии со ст.11 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц…». В период с 01 декабря 2011 года по 17 декабря 2011 года в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения Вахтанского детского сада «Ёлочка» была проведена плановая, выездная проверка на основании Распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 23 ноября 2010 года №26-10044.в ходе проверки были выявлены нарушения. Данные нарушения отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №26-10044 от 17 декабря 2010 года. По устранению выявленных нарушений было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об устранении выявленных нарушений санитарных правил №26-10044/176 от 17 декабря 2010 года. К 06.12.2011 г. пункты 2, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 22, 30 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия наседания. Об устранении выявленных нарушений санитарных правил №26-10044/176 от 17 декабря 2010 года выполнены не были, а именно:
пункт 2 – для защиты детей от солнца и осадков не оборудованы теневые навесы на территории каждой групповой площадки, что является нарушением п.3.9 гл.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Данное нарушение может привести в летний период к тепловому или солнечному удару у детей.
пункт 6 – не проведен ремонт всех используемых помещений постирочной. Не проведен ремонт и замена всех оконных блоков. Не восстановлено плиточное покрытие на стенах. Для отделки стен (выше плитки) потолков в помещениях с повышенной влажностью воздуха (постирочная, санитарный узел для персонала) не использована масляная краска, что является нарушением п.5.1, 5.2, 5.4, абзац 3 п.п.5.5 гл.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; п.2.2, 2.9, 2.11 гл.2 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных». При невыполнении данного пункта невозможно провести текущую и генеральную уборку и как следствие этого пыль, грязь будут оседать на постельные принадлежности, полотенца для лица, спец.одежду персонала, в том числе персонала пищеблока).
пункт 7 – не приобретена и не замена в учреждении следующая мебель: - дошкольная мебель – 10 комплектов (в подготовительную группу), кровати для детей до 3-х лет с длиной 120 см, ложем с переменной высотой от пола – 15 штук, что является нарушением п.6.6, 6.14 гл.6 СанПиН 2.4.1.2660-10. данное нарушение может вызвать сколиоз, нарушение осанки у детей.
пункт 10 – не проведен ремонт душевых поддонов во всех санитарных узлах в ясельных и дошкольных группах, что является нарушением п.6.18 гл.6 СанПин 2.4.1.2660-10. В связи с тем, что душевые поддоны используются для закаливания, мытья ног в летний период, а в ясельных группах – для проведения гигиенических процедур у детей, то поддоны с нарушением целостности могут привести к травматизму у детей.
пункт 11 – не доведено количество санитарно-технического оборудования (раковин, унитазов) в каждой умывальной дошкольных групп до нормативных в соответствии с пунктом 6.18.1-6.18.3 гл.6 СанПин 2.4.1.2660-10, а именно: в ясельных группах – 3 умывальные раковины для детей и 1 для персонала, в дошкольных группах 4 умывальные раковины для детей, 1 для персонала, 4 детских унитаза, что является нарушением п.6.18.1-6.18.3 гл.6 СанПиН 2.4.1.2660-10.
пункт 12 – не выполнена подводка горячей воды через смесители ко всем умывальным раковинам, душевым поддонам в туалетные для детей и персонала, постирочную, мед.кабинет, на пищеблок, что является нарушением п.9.5 гл.9 СанПин 2.4.1.26660-10. При этом не соблюдается личная гигиена персоналом и детьми, что может привести к инфекционным и паразитарным заболеваниям.
пункт 13 – не приобретены и не установлены во всех буфетные, туалетные, помещения мед.назначения резервные источники горячего водоснабжения (электроводонагреватели) с обеспечение жесткой подводки к местам пользования, что является нарушением абзаца 2 п.9.5 гл.9 СанПиН 2.4.1.2660-10.
пункт 14 – не оборудованы все помещения постирочной механической вытяжной вентиляцией, что является нарушением п.3.1 гл.3 СанПиН 2.1.2.2646-10. Данное нарушение может привести к нарушению циркуляции воздуха, к образованию плесени и повышенной влажности (грибок).
пункт 16 – не проведена ревизия оконных блоков во всех основных помещениях зданий. Не проведена замена 4 оконных блоков в подготовительной группе, что является нарушением п.7.10 гл.7, п.8.7 гл.8, п.18.7 гл.18 СанПин 2.4.1.2660-10. В связи с тем, что окна ветхие и гнилые, то нарушается естественное освещение внутри помещения, не возможно провести проветривание в помещении, а также возможен травматизм у детей и персонала.
пункт 17 – мясорубка для сырой продукции не смонтирована в заготовочном цехе, что является нарушением абзаца 2 п.4.23, гл.4, п.14.4 гл.14 СанПиН 2.4.1.2660-10. В связи с тем, что мясорубка находится в помещении для суточного запаса продуктов и хранения скоропортящихся продуктов, то это может привести к обсеменению готовой продукции (шкаф для хлеба, холодильник для хранения продуктов находятся рядом с мясорубкой).
пункт 19 – не приобретено и не установлено в моечной кухонной посуды двухсекционной ванны. Не заменены моечные раковины на моечные ванны в заготовочном цехе – 2 шт., не выполнена подводка горячей воды через смесители ко всем моечным ваннам и раковинам, что является нарушением п.9.5 гл.9 п.14.1, 14.5, 14.10 гл.14 СанПиН 2.4.1.2660-10. Данное нарушение может привести к нарушению правил мытья кухонной посуды (доски, ножи, кастрюли), что в свою очередь может привести к вспышке инфекционных заболеваний (дизентерия, сальмонеллез) и пищевых отравлений.
пункт 21 – не предусмотрены в туалетных помещениях групповых отдельные водопроводные краны для технических целей (уборки помещений групповой, туалета и т.д.), что является нарушением п.18.3 гл.18 СанПиН 2.4.1.2660-10.
пункт 22 – не приобретено и не проведено замены в постирочной неисправного санитарно-технического оборудования (раковин, унитаза); оборудования для стирки и замачивания белья, что является нарушением п.2.5 гл.2 СанПиН 2.1.2 2646-10. Забор воды проводят из умывальных раковин для мытья рук детей, что может привести к вспышке инфекционных и паразитарных заболеваний (энтеробиоз, аскаридоз).
пункт 30 – не проведено озеленение территории участка не менее 50% площади территории, свободной от застройки, что является нарушением абзаца 2 п.3.1 СанПиН 2.4.1.2660-10. в связи с этим отсутствует защита детей от пыли и перегрева в летний период.
Кроме того, согласно ст.1 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни иди здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В таких условиях совершенное муниципальным дошкольным образовательным учреждение Вахтанский детский сад «Ёлочка» правонарушение не может квалифицироваться в качестве малозначительного, поэтому просят отменить постановление мирового судьи.
В судебном заседании Манина Л.В. жалобу поддержала, просит отменить постановление мирового судьи, как незаконное и принятое с нарушением норм права.
Представитель МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» Косикова Т.П. в судебном заседании пояснила, что выполнение предписаний невозможно из-за отсутствия финансирования, просит оставить постановление мирового судьи в силе.
Изучив, представленные материалы, выслушав представителей Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском. Тоншееском, Тонкинском, Шарагнском, Ветлужском, Уренском районах Манину Л.В. и юридического лица МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» Косикову Т.П., оценив доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд полагает, что постановление мирового судьи судебного участка №1 Шахунского района Нижегородской области от 19 января 2012 года об освобождении от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» в связи с малозначительностью, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как установлено судом, 17 декабря 2010 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Вахтанская начальная школа – детский сад (МОУ Вахтанская начальная школа – детский сад) выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил и представлен срок для устранения нарушений. Вышеуказанное предписание к 06 декабря 2011 года выполнены не полностью. 14 декабря 2011 года вынесен протокол об административном правонарушении, на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №26-10137 от 14 декабря 2011 года.
Определением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах от 19 декабря 2011 года дело об административном правонарушении регистрационный номер 360-26/14.12.2011 для рассмотрения по существу передано мировому судье Шахунского района.
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Шахунского района Нижегородской области от 19 января 2012 года виновность МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ была установлена. В силу ст.2.9 КоАП РФ МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» было освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Суд не может согласиться с доводами мирового судьи, освободившего МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» от административной ответственности по следующим основаниям.
Согласно п.1-3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
наличие события административного правонарушения;
лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
виновность лица в совершении и административного правонарушения;
обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленные представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Косиковой Т.П. суду: заявка на имя главы администрации Шахунского района А.М.Курдина №35 от 20.02.2012 года о выделении денежных средств для приобретения производственной стиральной машины с центрифугой; заявка главе администрации Шахунского района А.М.Курдину №36 от 20.02.2012 года о выделении дополнительных денежных средств для ремонта прачечной (смета прилагается); заявка главе администрации Шахунского района Курдину А.М. №37 от 20.02.2012 года о выделении денежных средств для приобретения линолеума в коридор; заявка главе администрации Шахунского района А.М.Курдину №38 от 20.02.2012 года об оказании помощи для выполнения предписаний «Роспотребнадзора» - не свидетельствуют об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм действующего законодательства.
В связи с чем, суд полагает, что у МДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка» имелась возможность по устранению выявленных проверкой нарушений.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно абзаца 3 п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Мировой судья в своем постановлении исключительных оснований для признании совершенного административного правонарушения малозначительным не привел.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд полагает, что невыполнение санитарно-эпидемиологических требований может привести к существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, а также к массовой заболеваемости детей.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ в части применения положений ст.2.9 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применения административного наказания.
Таким образом, административное дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в мировой суд.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Шахунского района Нижегородской области от 19 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Вахтанский детский сад «Ёлочка», в связи с малозначительностью – отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Шахунского района Нижегородской области.
Судья: В.А. Смелова