об оспаривании акта органа местного самоуправления



Дело Номер обезличен

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8.07.2010 года

Шахтинский городской суд Ростовской области:

судьи Колосковой О.Р.

при секретаре Драгуновой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... (в порядке ст.45, 251 ГПК РФ) к Администрации ... о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ... обратился в суд с заявлением ссылаясь на то, что Постановлением Администрации ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. «О создании комиссии по обследованию организаций, предоставляющих услуги, в сфере регистрации права на недвижимое имущество и проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории ...» (далее Постановление) утверждено Положение о городской комиссии по контролю качества услуг в сфере регистрации права на недвижимое имущество и проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории ... (приложение 1), состав комиссии (приложение 2).(далее Положение) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не относит к вопросам местного значения проведение контроля за качеством оказания вышеуказанных услуг. Осуществление государственного или муниципального контроля осуществляется в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». В соответствии с п.4 ст. 2 данного закона муниципальный контроль- деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта РФ. Согласно разделу 4 Положения комиссия имеет право в пределах своих полномочий запрашивать необходимую информацию для работы комиссии. Согласно разделу 2 задачей комиссии является обеспечение в ... прав, свобод и законных интересов потребителей, организация исполнения законов и иных нормативных правовых актов в данной сфере. Согласно п. 3.3 Положения комиссия организует и проводит мероприятия по обследованию предприятий города. Поэтому комиссия фактически осуществляет контрольные мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности, оказывающие услуги населению в сфере регистрации прав на недвижимость и ее технической инвентаризации. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию на местном уровне правоотношений, касающихся оказания услуг по регистрации прав на недвижимость и порядка технической инвентаризации объектов капитального строительства. Согласно пп. Д п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличенаг. коррупционным фактором является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления. Постановление Номер обезличен опубликовано в средствах массовой информации в газете «Шахтинские известия». Дата обезличенаг. прокурором ... принесен протест. В удовлетворении протеста отказано со ссылкой на то, что постановление издано в соответствии с муниципальной программой «Город без очередей на 2007-2010г.г.», Постановлением Администрации от Дата обезличенаг. «Об утверждении стандарта комфортности предоставления услуг на территории ...» и создании комиссии по контролю за его исполнением»., а так же в целях реализации Соглашения о порядке взаимодействия Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по ..., Администрацией ... и Муниципального автономного учреждения «МФЦ ...» в рамках работы МФЦ от Дата обезличенаг. Ссылаются на то, что данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как любая форма контроля должна осуществляться в соответствии с нормами федерального законодательства. Просят признать Постановление Администрации ... Номер обезличен от Дата обезличенаг. «О создании комиссии по обследованию организаций, предоставляющих услуги в сфере регистрации

прав на недвижимое имущество и проведения технической инвентаризации объектов недвижимости на территории ...» недействующим с момента издания.

Прокурор в суд явился, заявленные требования поддержал, пояснил, что ссылка в исковом заявлении на опубликование обжалуемого постановления в газете «Шахтинские известия» является технической ошибкой, постановление не опубликовывалось.

Представитель Администрации в суд явился, требования не признал, так как указанное постановление не является нормативным правовым актом, является правовым актом органа местного самоуправления, принятым в соответствии со ст.46 Устава муниципального образования «город Шахты». Постановление принято в рамках Соглашения о порядке взаимодействия Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по ..., Администрацией ... и Муниципального автономного учреждения «МФЦ ...» в рамках работы МФЦ ... от Дата обезличенаг., то есть по взаимоотношениям с конкретными юридическими лицами, не затрагивает права неопределенного круга лиц и не возлагает на них обязанности. Все права комиссии осуществляются в рамках Соглашения, подписанного конкретными сторонами для реализации программы «Город без очередей на 2007-2010г.г.» и создания комфортных условий работы указанными организациями по приему граждан, который они осуществляют в здании МФЦ ....

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как указано в п.7 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 13) заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ.

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Согласно п.9 и п.10 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

Если при принятии заявления судья придет к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться заявителю.

Судом установлено, что оспариваемое прокурором ... не было опубликовано в печатном издании органа местного самоуправления- газете «Шахтинские известия».

Как указано в оспариваемом Постановлении оно принято во исполнение муниципальной программы «Город без очередей на 2007-2010г.г.», Постановления Администрации от Дата обезличенаг. «Об утверждении стандарта комфортности предоставления услуг на территории ...» и создании комиссии по контролю за его исполнением».

До принятия Постановления и Приложения между администрацией города, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ... и муниципальным автономным учреждением «МФЦ ...» в рамках работы многофункционального центра ... было подписано Соглашение.

В соответствии с данным соглашением Управление назначает для работы в МФЦ ответственных работников Шахтинского отдела Управления, размещает сотрудников Управления в помещении МФЦ - здания общественно-делового центра «Город будущего», предназначенного для размещения многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг. Согласно п.2.2 Соглашения Администрация имеет право на осуществление мониторинга эффективности работы МАУ «МФЦ ...», результаты которого доводит до сведения Сторон настоящего Соглашения, создает условия для повышения комфортности получения гражданами и юр.лицами результатов выполнения МАУ «МФЦ ...» работ, оказания услуг в соответствии с требованиями « стандарта комфортности», а также исполнения Управлением государственных функций, оказывает содействие в информировании граждан и юр.лиц о деятельности МФЦ, способствует созданию необходимых условий для работы работникам Управления и специалистам МФЦ.

Согласно п.3 Положения комиссия выполняет следующие функции: сбор и анализ информации о состоянии и оказании услуг в сфере регистрации прав на недвижимость и проведения технической инвентаризации, определение основных направлений в деятельности комиссии по административной реформе, организация и проведение мероприятий по обследованию предприятий города, анализ эффективности проведенных мероприятий, организация и проведение семинаров, круглых столов для организаций по вопросам оказания услуг, информирование населения по деятельности комиссии, проведение мероприятий по обмену опытом.

Согласно п.4 комиссия имеет право запрашивать в пределах полномочий информацию, направлять служебные записки Мэру ..., привлекать специалистов Администрации, организаций по согласованию с их руководителями для участия в проводимых комиссией мероприятиях по вопросам, входящими в их компетенцию.

Как следует из анализа вышеприведенных актов, в них не содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, а содержатся нормы по взаимодействию конкретных организаций, по созданию комфортных условий работы для реализации Программы «Город без очередей». При этом нормы оспариваемого Постановления согласуются с положениями Соглашения, подписанного руководителями конкретных служб.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое Постановление и Положение не являются нормативными.

Согласно ст.134 ГПК РФ.

Согласно ст. 134 п.1 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Следовательно, поскольку прокурор обратился с данным заявлением, об оспаривании акта, который не является нормативным, и при этом не указал лицо, в интересах которого он вправе обратиться с указанным требованием, то дело подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 220ч. 1, 221, 224, 225, 134 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению прокурора ... (в порядке ст.45, 251 ГПК РФ) к Администрации ... о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим

Определение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: (подпись) О.Р. Колоскова.

Копия верна

Судья: О.Р. Колоскова

Секретарь: Н.А. Драгунова