Дело № 2-2364/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2010 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Пчелинцевой В.С.,
с участием адвоката Смирновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горячевой Н.И. к Администрации г. Шахты об установлении факта отсутствия намерения в ухудшении жилищных условий, о признании незаконным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Шахты о признании незаконным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, окончательно сформулировав их, просит установить факт отсутствия намерения в ухудшении жилищных условий при совершении сделки купли - продажи квартиры по договору от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным Постановление Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязать Администрацию г. Шахты принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ с дальнейшим обеспечением жильем (л.д.27-28).
В обоснование иска истица ссылается на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. В настоящее время проживает в принадлежащей ее дочери - Михайловой А.Н. на праве собственности квартире. Кроме нее в вышеуказанной квартире проживают и зарегистрированы еще три человека. Согласно ФЗ «О ветеранах» в качестве мер социальной поддержки она имеет право на обеспечение жильем, так как нуждается в улучшении жилищных условий. Она обратилась в Администрацию г. Шахты с заявлением о постановке ее на учет как ветерана ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья. Постановлением Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма, тогда как она обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ. В данном постановлении Администрация г. Шахты ссылается на то, что ей отказано в постановке на учет в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, т.к. ДД.ММ.ГГГГ ею была продана квартира по адресу: г. Шахты, <адрес> Данный отказ считает незаконным и необоснованным.
Ею, действительно, ДД.ММ.ГГГГ была продана принадлежащая ей 1/2 доля в праве собственности на вышеуказанную квартира, а вторая 1/2 доля в праве собственности была продана ее внуком - Михайловым А.Д., однако, еще будучи собственником вышеуказанной доли квартиры, она так же обращалась с заявлением в Администрацию г. Шахты о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ, но и тогда, в нарушение ФЗ «О ветеранах», ей было отказано в связи с тем, что была соблюдена норма жилой площади в 9 кв.м. на одного члена семьи. Тогда как согласно ФЗ «О ветеранах» норма жилой площади для ветерана составляет 22 кв.м., которая в настоящее время увеличена до 36 кв.м.
Ранее принадлежащая ей 1/2 доля жилого помещения находилась в <адрес> в г. Шахты, в которой присутствовал постоянный запах сырости, неблагоустроенной и фактически непригодной для проживания, к тому же проживание ее, ветерана ВОВ, человека в преклонном возрасте, с молодым человеком в одной комнате было невозможным. По данному поводу были публикации в СМИ, на которые Администрация г. Шахты ни как не реагировала. Продавая свою 1/2 долю в праве собственности на вышеуказанную квартиру, у нее не было намерения, и она не совершала ни каких действий, в результате которых она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. на момент продажи квартиры уже являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий ветераном ВОВ. Кроме того, сделка по продаже квартиры ею была совершена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30, согласно которого она могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что еще раз подтверждает отсутствие у нее намерения ухудшить жилищные условия, либо стать нуждающейся в их улучшении.
Истица Горячева Н.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в обоснование привела вышеизложенные доводы.
Представители истицы - Михайлова А.Н., действующая в порядке ст. 53 ГПК РФ и Смирнова И.В., действующая на основании доверенности (л.д. 20), в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, в обоснование привели вышеизложенные доводы. Михайлова А.Н. пояснила, что первоначально ее мать Горячева Н.И. проживала в <адрес> на 3-м этаже в двухкомнатной квартире, затем она произвела обмен без доплаты на однокомнатную <адрес> на первом этаже в этом же доме. В квартира <адрес> была постоянная сырость. ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была продана за № Свою мать Горячеву Н.И. Михайлова А.Н. забрала жить к себе по адресу: <адрес>. На деньги вырученные от продажи квартиры матери и сына была газифицирована квартира <адрес>. С матерью Горячевой Н.И. она заключила договор найма комнаты в своей квартире, т.к. договор найма требовала Администрация г. Шахты для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации г. Шахты - Селезнева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования Горячевой Н.И, не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 29-31).
Выслушав стороны, представителей истцов, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма малоимущим гражданам предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истица Горячева Н.И. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 4). В настоящее время она проживает по договору найма жилого помещения (л.д. 15) в <адрес> в г. Шахты принадлежащей на праве собственности ее дочери - Михайловой А.Н. Кроме нее в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают еще три члена семьи собственника (л.д.5). Своего жилья истица не имеет (л.д.6). Горячева Н.И. ДД.ММ.ГГГГ продала 1/2 доли квартиры «1 дома «1 по <адрес> в <адрес>, вторую половину одновременно продал ее внук Михайлов А.Д. (л.д.10).
В ДД.ММ.ГГГГ Горячева Н.И. обратилась в Администрацию г. Шахты с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ.
Постановлением Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма со ссылкой на ст. 53, 54 ЖК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 3 Областного закона № 363 - ЗС от 07.10.2005 г. (л.д. 8).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что отказ Горячевой Н.И. Администрации г. Шахты в принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма является законным.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. одним из видов социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны является - получение и содержание жилых помещений.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 указанного закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. (в ред. от 09.01.2010г. №30) закреплена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны. Имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным Законом РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. и Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. (в ред. от 09.01.2010г. №30) необходимо наличие специального правового статуса и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Истица является ветераном Великой Отечественной войны, однако ее нуждаемость не нашла своего подтверждения.
Распоряжением Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 9 кв.м. Горячева Н.И. проживает в квартире дочери Михайловой А.Н., которой данное жилое помещение принадлежит на праве собственности, общей площадью № В квартире зарегистрированы 4 человек.
В ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» и Указе Президента РФ, на который ссылается истица, установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
При обосновании своих требований истицей подменяется понятие учетной нормы площади жилого помещения понятием нормы предоставления площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая стороны должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Исковые требования об установлении факта отсутствия у Горячевой Н.И. намерения ухудшить свои жилищные условия при совершении сделки купли-продажи квартиры по договору от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку стороной истицы не представлено доказательств в подтверждении своих исковых требований. Согласно п.9 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) проданная Горячевой Н.И. квартира была пригодна к проживанию, соответствующим образом благоустроенная, отвечающая санитарным и техническим требованиям. Как пояснила представитель истицы - Михайлова А.Н. квартира была со всеми удобствами, центральным отоплением, но очень сырая и холодная.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч.12 ст.1 Областного закона № 363 - ЗС от 07.10.2005 г. граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 3 Областного закона № 363 - ЗС от 07.10.2005 г. отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59,60 ГПК РФ и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Горячевой Н.И. к Администрации г. Шахты об установлении факта отсутствия намерения в ухудшении жилищных условий при совершении сделки купли - продажи квартиры по договору от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным Постановления Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истице в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, об обязании Администрации г. Шахты принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ с дальнейшим обеспечением жильем отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Л.Н. Черепанова
Секретарь: В.С. Пчелинцева