К делу № 2-1333/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2010 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Васюковой А.Ю., с участием адвоката Конотоповой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грачев В.Г. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Грачев В.Г. обратился в суд с иском к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет. В обосновании иска Грачев В.Г. указывает, что 27.01.2010г. он обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья. 24.02.2010г. распоряжением Администрации г.Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С указанным распоряжением истец не согласен. Он указывает в иске, что он является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в связи с чем, является инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%. Также истец указывает в иске, что он своего жилья не имеет, проживает по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Истец указывает в иске, что в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 14 и пункта 1 части 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), а также Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, он имеет право на первоочередное предоставление жилья как участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими, другим категориям граждан жилые помещения предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного фонда.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ решение об отказе о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения предусмотренные частью первой ст.54 ЖК РФ. Истец считает, что отказ администрации г.Шахты не содержит законных оснований со ссылкой на нарушения предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ, а следовательно, отказ администрации г.Шахты является необоснованным и незаконным, нарушающим права истца.
На основании изложенного, истец просит суд признать распоряжение №573 от 24.02.2010г. об отказе в принятии его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным; обязать администрацию г.Шахты поставить его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.3-17).
19.05.2010г. истец дополнил первоначальные исковые требования, требованиями о взыскании с ответчика в свою пользу морального вреда в размере 10000 руб. (л.д.50).
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Дело в отношении него рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истица - Конотопова Л.И., действующая на основании нотариально выданной доверенности от 10.08.2008г. (л.д.18) в суд явилась, исковые требования Грачева В.Г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям аналогичным указанным в иске и письменных выступлениях (л.д.58-59). Пояснила также, что в соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ, ст. 9 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года №363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" Грачев В.Г. как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не подлежит признанию малоимущим.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ, п.3 ст.6 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года №363-ЗС установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 33,0 кв.м. общей площади жилья для одиноких граждан предоставляемого жилого помещения по договору социального найма определенными федеральным и областным законами.
Поскольку Грачев В.Г. проживает один, не имет собственного жилья, ему положено 33,0 кв.м. общей площади. Правительством РФ были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997г.г. и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010г.г. с целью создания для данной категории граждан льготных условий для бесплатного внеочередного и первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в связи с наличием у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с Чернобыльской катастрофой, а следовательно Грачев В.Г. имеет статус участника подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г.г. и должен обеспечиваться жилой площадью в размерах и порядке, установленными правительством РФ, а именно ему положено 33,0 кв.м. для улучшения своих жилищных условий, без признания его малоимущим.
Представитель администрации г.Шахты - Коваль С.А., действующая на основании доверенности от 01.02.2010г. (л.д.27), в судебном заседании приведя доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.28-31) просила суд отказать в удовлетворении иска Грачева В.Г. в полном объеме. Пояснила, что согласно действующего в настоящее время распоряжения администрации г.Шахты №776 от 06.03.2006г., во исполнение ст. 5 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 9 кв.м. Именно из учета данной учетной нормы ставятся на жилищный учет все без исключения жители г.Шахты, в том числе и ликвидаторы последствий на Чернобыльской АЭС. Кроме того, администрация г.Шахты ставит на квартирный учет только малоимущих, Грачев В.Г. к ним не относится.
Исходя из этого Грачев В.Г. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и соответственно постановке на квартирный учет, т.к. он не признан малоимущим.
Выслушав доводы представителей сторон, выслушав главного специалиста отдела жилищной политики администрации г.Шахты ФИО4, изучив материалы дела, суд полагает, что иск Грачев В.Г. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Грачев В.Г. является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в связи с чем, является инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%, что подтверждается копией удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, справкой МСЭ об инвалидности (л.д.11,13,49).
В судебном заседании установлено также, что Грачев В.Г. не имеет в собственности недвижимого имущества (л.д.7,15), проживает в чужом жилом помещении по договору безвозмездного пользования жилым помещением.
Из материалов дела следует, что Грачев В.Г. 27.01.2010г. обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья.
24.02.2010г. распоряжением Администрации г.Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку Грачев В.Г. не признан малоимущим, (л.д.14,16). С указанным распоряжением истец не согласен, т.к. в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, ему положено 33,0 кв.м., из расчета того, что он проживает один. Истец полагает, что он должен быть поставлен на квартирный учет, без признания его малоимущим, как инвалида Чернобыльца.
Истец указывает в иске, что в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 14 и пункта 1 части 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), а также Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, он имеет право на первоочередное предоставление жилья как участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихсяв улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: 1) если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и 2) одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. №17-П (на которое ссылается в иске Грачев В.Г.) были приведены в равное положение инвалиды в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, ставшие на квартирный учет как до 1 января 2005 г., так и после указанной даты. Данным постановлением Конституционного Суда РФ не отменен критерий нуждаемости, как необходимый для самой постановки на жилищный учет инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.22-25).
Таким образом, для обеспечения инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС такой мерой социальной поддержки как предоставление жилой площади, необходимо помимо инвалидности, связанной с радиационным воздействием, также и признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с действующим законодательством принятие на учет граждан к качестве нуждающихся в жилищных условиях, как и определение самой нуждаемости, осуществляется органами местного самоуправления, т.е. в г.Шахты, администрацией города Шахты (ст.14 ЖК РФ, Областной закон №363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области").
Статьей 6 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" утвержден минимальный размер площади жилого помещения, который составляет для одиноко проживающих граждан от 25 до 33 кв.м. общей площади жилого помещения. В пункте 3 статьи предусмотрено, что норма предоставления жилья по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным и областным законодательством, для одиноко проживающих граждан составляет 33,0 кв.м.
В пункте 5 данной статьи указанно, что порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на её получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.
Главой 2 Областного закона (ст.ст.8-16) установлен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда (л.д.36-46).
Из показаний опрошенного в судебном заседании специалиста отдела жилищной политики администрации г.Шахты ФИО4 следует, что по заявлению Грачева В.Г. была проведена проверка, в ходе которой он не был признан малоимущим и соответственно не поставлен в связи с этим на квартирный учет для получения дополнительной жилой площади.
Специалист отдела жилищной политики пояснила также, что в настоящее время, а именно с мая 2010 года ставят на квартирный учет без признания малоимущими только ветеранов ВОВ, поскольку были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". По иным категориям граждан, в том числе и по инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодательство не изменилось и для постановки их на квартирный учет, на данный момент необходимо признание их малоимущими.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с действующим в настоящее время законодательством ставят на квартирный учет без признания малоимущими только ветеранов ВОВ, поскольку были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах". По иным категориям граждан, в том числе и по инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодательство не изменилось и для постановки их на квартирный учет, на данный момент необходимо признание их малоимущими.
Таким образом, распоряжение администрации г.Шахты от 24.02.2010г. №573 "Об отказе в принятии Грачева В.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма" (л.д.16) не может быть признано судом необоснованным и незаконным, т.к. вынесено в строгом соответствии с нормами ЖК РФ, Областного закона Ростовской области "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
На основании изложенного, судом не могут быть удовлетворены исковые требования Грачев В.Г. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Грачева В.Г. к Администрации г.Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет отказано, не могут быть удовлетворены исковые требования о компенсации морального вреда.
Установленные в суде обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Грачев В.Г. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 12.07.2010г.
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010г.
Судья:(подпись)
Копия верна:
Судья: И.В. Семцив
Секретарь: А.Ю. Васюкова