о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда



К делу № 2-1462/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июля 2010 г.

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Васюковой А.Ю., с участием адвоката Конотоповой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоров М.Н. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Егоров М.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет. В обосновании иска Егоров М.Н. указывает, что 27.01.2010г. он обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья. 24.02.2010г. распоряжением Администрации г.Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С указанным распоряжением истец не согласен. Он указывает в иске, что он является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в связи с чем, является инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%. Также истец указывает в иске, что он имеет право собственности на 1/3 долю в <адрес> в <адрес>, где проживает вместе со своей женой и детьми, которые (дети) так же имеют право собственности по 1/3 доли квартиры. Супруга своего жилья не имеет. Квартира имеет общую площадь 55 кв.м., жилую 28,20 кв.м., что недостаточно для проживания семьи из четырех человек в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.

Истец указывает в иске, что в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 14 и пункта 1 части 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), а также Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, он имеет право на первоочередное предоставление жилья как участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими, другим категориям граждан жилые помещения предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного фонда.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ решение об отказе о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения предусмотренные частью первой ст.54 ЖК РФ. Истец считает, что отказ администрации г.Шахты не содержит законных оснований со ссылкой на нарушения предусмотренные ч.1 ст.54 ЖК РФ, а следовательно, отказ администрации г.Шахты является необоснованным и незаконным, нарушающим права истца.

На основании изложенного, истец просит суд признать распоряжение №571 от 24.02.2010г. об отказе в принятии его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным; обязать администрацию г.Шахты поставить его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.3-22).

19.05.2010г. истец дополнил первоначальные исковые требования, требованиями о взыскании с ответчика в свою пользу морального вреда в размере 10 000 руб. (л.д.57).

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Дело в отношении него рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истица - Конотопова Л.И., действующая на основании нотариально выданной доверенности от 24.03.2010г. (л.д.23) в суд явилась, исковые требования Егорова М.Н. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по основаниям аналогичным указанным в иске и письменных выступлениях (л.д.65-66). Пояснила также, что в соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ, ст. 9 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" Егоров М.Н. как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не подлежит признанию малоимущим.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ, п.3 ст.6 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года № 363-ЗС установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на 1 гражданина предоставляемого жилого помещения по договору социального найма определенными федеральным и областным законами. На каждого члена семьи Егорова М.Н. положено по 18 кв.м. общей площади, что составляет 72 кв.м. (72,0 кв.м. - 55 кв.м. = 17,0 кв.м.), т.е. для улучшения жилищных условий Егорову М.Н. положено 17 кв.м. общей жилой площади. Правительством РФ были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995-1997г.г. и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010г.г. с целью создания для данной категории граждан льготных условий для бесплатного внеочередного и первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в связи с наличием у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с Чернобыльской катастрофой, а следовательно Егоров М.Н. имеет статус участника подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г.г. и должен обеспечиваться жилой площадью в размерах и порядке, установленными правительством РФ, а именно ему положено 17 кв.м. для улучшения своих жилищных условий.

Представитель администрации г.Шахты - Коваль С.А., действующая на основании доверенности от 01.02.2010г. (л.д.34), в судебном заседании приведя доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.36-38) просила суд отказать в удовлетворении иска Егорова М.Н. в полном объеме. Пояснила, что согласно действующего в настоящее время распоряжения администрации г.Шахты №776 от 06.03.2006г., во исполнение ст. 5 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 9 кв.м. (л.д.39). Именно из учета данной учетной нормы ставятся на жилищный учет все без исключения жители г.Шахты, в том числе и ликвидаторы последствий на Чернобыльской АЭС. Исходя из учетной нормы в 9 кв.м. общей площади Егоров М.Н. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. он проживает в квартире, принадлежащей на праве личной собственности ему и его двоим детям. Семья истца из 4-х человек (Егоров М.Н., его жена и 2 детей) проживает в квартире общей площадью 55 кв.м. Исходя из установленной учетной нормы в 9 кв.м. семья Егорова могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий если бы на всех членов семьи приходилось бы меньше 36 кв.м. (9 кв.м. х 4 человека проживающих в квартире), Егоровы же проживают в квартире общей площадью 55 кв.м., т.е. имеют превышение жилой площади на 19 кв.м. и таким образом не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и соответственно постановке на квартирный учет.

Выслушав доводы представителей сторон, выслушав главного специалиста отдела жилищной политики администрации <адрес> ФИО4, изучив материалы дела, суд полагает, что иск Егоров М.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Егоров М.Н. является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в связи с чем, является инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%, что подтверждается копией удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, справкой МСЭ об инвалидности (л.д.9).

В судебном заседании установлено также, что Егоров М.Н. имеет право собственности на 1/3 долю в <адрес> в <адрес>, где проживает вместе со своей женой и детьми, которые (дети) так же имеют право собственности по 1/3 доли квартиры за каждым. Супруга своего жилья не имеет. Квартира имеет общую площадь 55 кв.м. (л.д.5,6,11-13,18-21,28-33).

Из материалов дела следует, что Егоров М.Н. 27.01.2010г. обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья.

24.02.2010г. распоряжением Администрации г.Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.17,22). С указанным распоряжением истец не согласен, т.к. полагает, что метраж квартиры, в которой он проживает, недостаточен для проживания семьи из четырех человек в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, а именно 18 кв.м. на одного человека.

Истец указывает в иске, что в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 14 и пункта 1 части 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), а также Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, он имеет право на первоочередное предоставление жилья как участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихсяв улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: 1) если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и 2) одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.

С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получения ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. №17-П (на которое ссылается в иске Егоров М.Н.) были приведены в равное положение инвалиды в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, ставшие на квартирный учет как до 1 января 2005 г., так и после указанной даты. Данным постановлением Конституционного Суда РФ не отменен критерий нуждаемости, как необходимый для самой постановки на жилищный учет инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, для обеспечения инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС такой мерой социальной поддержки как предоставление жилой площади, необходимо помимо инвалидности, связанной с радиационным воздействием, также и признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с действующим законодательством принятие на учет граждан к качестве нуждающихся в жилищных условиях, как и определение самой нуждаемости, осуществляется органами местного самоуправления, т.е. в г.Шахты, администрацией города Шахты (ст.14 ЖК РФ, Областной закон №363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области").

Статьей 5 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" утверждена средняя рекомендованная учетная норма общей площади жилого помещения, которая составляет на одного человека от 6 до 10 кв.м. Пунктом 2 указанной статьи закона установлено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (л.д.42-54).

Распоряжением администрации города Шахты от 06.03.2006г. №776 "Об утверждении учетной нормы жилого помещения", во исполнение статьи 5 Областного закона Ростовской области № 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека в размере 9 кв.м. Отделу по учету жилищного фонда вменено в обязанность определять уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из учетной нормы в 9 кв.м. (л.д.39).

В судебном заседании установлено, что Егоров М.Н. имеет право собственности на 1/3 долю в <адрес> в <адрес>, где проживает вместе со своей женой и детьми, которые (дети) так же имеют право собственности по 1/3 доли квартиры за каждым. Супруга своего жилья не имеет. Квартира имеет общую площадь 55 кв.м. (л.д.5,6,11-13,18-21,28-33).

Исходя из учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной распоряжением администрации города Шахты от 06.03.2006г. №776 "Об утверждении учетной нормы жилого помещения" в 9 кв.м. Егоров М.Н. и его семья, проживающей в <адрес> кв.м. не может быть признан нуждающимся, т.к. на семью из 4 человек приходится более 36 кв.м. (9 кв.м.х4), необходимых для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, распоряжение администрации г.Шахты от 24.02.2010г. №571 "Об отказе Егорову М.Н. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма" (л.д.22) не может быть признано судом необоснованным и незаконным, т.к. вынесено в строгом соответствии с нормами ЖК РФ, Областного закона Ростовской области "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".

На основании изложенного, судом не могут быть удовлетворены исковые требования Егоров М.Н. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Егорова М.Н. к Администрации г.Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет отказано, не могут быть удовлетворены исковые требования о компенсации морального вреда.

Установленные в суде обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Егоров М.Н. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 12.07.2010.

Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010г.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья: И.В. Семцив

Секретарь: А.Ю. Васюкова