об обязании заключить договор



дело № 2-3831/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.11.2010г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Д.В. Галактионова, при секретаре С.Н. Силантьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чулковой Т.Г. к Администрации города Шахты, Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании (понуждении) заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Чулкова Т.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Шахты, Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании (понуждении) заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по следующим основаниям:

Истец является собственницей <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г.Шахты ФИО5 и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серия РО 61 №.

Данный <адрес> является ветхим. Истец неоднократно обращалась в различные инстанции по вопросу технического состояния данного дома и предоставления другого благоустроенного жилья, либо выплаты компенсации за данное жилье. Однако ответы на ее обращения являются противоречивыми.

Так, в письме МУ «УГХ» № от ДД.ММ.ГГГГ О техническом состоянии данного дома было указано следующее: « На Ваше обращение в Управление городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу технического состояния дома сообщаем, что общежитие по <адрес> было принято в муниципальную собственность от ОАО «Ростовуголь» в декабре 2003 г. Общежитие 2х этажное, 1967г. Постройки, каменные стены, системы отопления, водоснабжения не работают, электроснабжение отключено. В общежитии 19 комнат, зарегистрировано 29 человек, фактически проживает 1 человек - ФИО6 в ком. 10, куда напрямую от наружной электрической сети проведено электричество. Вышеуказанное общежитие включено в ТЭО закрывающейся ш. Глубокой для переселения из него жильцов. При выделении средств из федерального бюджета, жильцы будут обеспечены жильем, а общежитие подлежит сносу. Поэтому выполнять капитальный ремонт общежития нецелесообразно».

Истец полагает, что исходя из технического состояния данного дома, проживание в нем являлось просто невозможным.

Далее, согласно письма Администрации г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГбыло указано следующее: <адрес> является пострадавшим от ведения горных работ ликвидируемым ДАО «Шахта им.Артема». Чулкова Т.Г. состоит в дополнительном списке «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» непригодным для проживания по критериям безопасности» под № 403».

На последующее обращение истца МУ «ГУ ЖКХ» г. Шахты был дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалось следующее: «Специалистами МУ ГУЖКХ рассмотрено Ваше обращение о получении разрешения на прописку в <адрес>, принадлежащую Вам на праве собственности. По сведениям МУ ГУЖКХ жилое здание по <адрес> было передано в муниципальную собственность со статусом «общежитие» в котором на момент передачи никто не проживал. В связи с отсутствием фактически проживающих по месту регистрации и непригодностью здания для дальнейшего проживания и эксплуатации, жильцы были сняты с регистрационного учета в судебном порядке, в том числе по <адрес> ФИО7 - решение ШГС от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с действующим законодательством, ст.4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат. Сведения о том, что Вы являетесь собственником <адрес> (общежитие) - отсутствовали. Так как Вы являетесь собственником квартиры, то в соответствии со ст. 30 ЖК РФ, обязаны поддерживать жилое помещении в надлежащем состоянии. На сегодняшний день здание по <адрес> находится в непригодном для проживания состоянии, полуразрушено. Так как МУ ГУЖКХ осуществляет деятельность по учету и эксплуатации муниципального жилищного фонда, вопрос о регистрации собственников находится вне компетенции полномочий учреждения».

Однако, истец полагает, что согласно действующего законодательства она имеет право на предоставление другого благоустроенного жилья, либо на компенсацию за ветхое жилье (социальную выплату) согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Причем, социальная выплата должна ей предоставляться независимо оттого, что указанная <адрес> принадлежит ей на праве собственности; независимо от регистрации (то есть независимо от прописки; так как прописана в другой квартире по адресу: <адрес>, которая так же принадлежит ей на праве собственности); и независимо от наличия у нее другого жилья принадлежащего ей на праве собственности - <адрес>. Необходимо учитывать, что жилой <адрес> пострадал от ведения горных работ. (Причем сын истицы ФИО7, снятый с регистрационного учета в судебном порядке -решение ШГС от ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ)

Полученные истцом ответы являлись совершенно противоречивыми, в конце 2007г. она обратилась с письменным обращением в Мэрию г.Шахты. Согласно ответа Администрации г.Шахты от 26.11.2007г.в указанном списке по адресу <адрес> значится ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (то есть, ее умершая мать после смерти которой она вступила в наследство на данную квартиру).

Лишь при обращении в Комиссию по правам человека при Президенте РФ с вопросами о том, состоит ли она в настоящее время в списках лиц, подлежащих переселению из ветхого жилья, либо в списках лиц, которым должна быть выплачена компенсация за ветхое жилье; если состоит, то под каким номером; за счет средств какого бюджета - федерального, областного или местного должна быть произведена выплата ей компенсации за ветхое жилье, либо предоставлено другое благоустроенное жилье; каков размер данной денежной компенсации, и каким нормативным актом регулируется размер данной денежной компенсации; будет ли предоставлено ей жилье, либо компенсация, и в какие сроки, ей был дан более конкретный ответ.

Так согласно письму Министерства строительства и жилищного хозяйства Администрации Ростовской области от 18.08.2008г. был дан более конкретный ответ. « Ваше обращение в Комиссию по правам человека при Президенте РФ, по вопросу переселения из ветхого жилья рассмотрено в Министерстве строительства и жилищного хозяйства области. По существу поставленных вопросов сообщаю следующее: переселении е граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, ведется согласно Правилам предоставлениям межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, в соответствии с которыми содействие переселяемых из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим по договору социального найма в жилом помещении или гражданам, проживающим в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности за счет средств федерального бюджета. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с вышеуказанными Правилами, определяется исходя из приобретаемого по социальной норме жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Согласно информации администрации <адрес>, жилой <адрес> значится в списке жилых домов подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» непригодными для проживания по критериям безопасности. Одновременно Администрация г. Шахты информирует, что Вы состоите в списке граждан, проживающих в ветхих жилых домах подлежащих сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» непригодными для проживания по критериям безопасности. По вопросам сроков переселения Вам необходимо обратиться в Администрацию г. Шахты».

Однако в добровольном порядке данный вопрос не разрешается.

На основании изложенного истец просила суд:

Обязать Администрацию г.Шахты заключить с Чулковой Т.Г. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике; размер социальной выплаты определить исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме общей площади жилья - 33 кв.м.( для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м.общей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты.

Истица в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что ее мама ФИО2, умершая в ДД.ММ.ГГГГ, до 1995г. проживала по адресу <адрес>, а с1995г. по адресу <адрес>. В 1999 году <адрес> была приватизирована и после смерти матери она оформила указанную квартиру в собственность. С 1999 года по 2001г. в данной квартире проживал ее сын, который умер ДД.ММ.ГГГГ Ни в одном из указных общежитий она не проживала. С 1996 года она проживает в <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, на основании договора купли-продажи. Она неоднократно обращалась в различные инстанции по вопросу технического состояния данного дома и выплаты компенсации за данное ветхое жилье. Однако ответы на ее обращения были противоречивыми.

Представитель Администрации города Шахты в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по основаниям указанным в возражениях, просила в иске отказать (лист(ы) дела 46-48).

Представитель Администрации Ростовской области в судебное заседание не явились, в судебное заседание не явились, извещены в порядке, предусмотренном главой 10 ГПК РФ. Предоставили возражения, согласно котором просили в иске отказать (лист(ы) дела 61-63).

Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явились, в судебное заседание не явились, извещены в порядке, предусмотренном главой 10 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд установил.

В соответствии с «Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Пункт 5 Правил предусматривает, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализацию содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В соответствии с п.5 Правил содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В силу п. 11 указанных Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что: гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Ранее истица обращалась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Шахты, Администрации Ростовской области, 3-е лицо МУ «Департамент ЖКХ», об обязании предоставления социальных выплат. Заочным решением № 2-2501/09 от 23.12.2009г. исковые требования были удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию г. Шахты заключить с Чулковой Т.Г. в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике; размер социальной выплаты определить, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживании, на момент предоставления социальной выплаты.

В иске к Администрации Ростовской области отказал.

Не согласившись с заочным решением, Администрация города Шахты подали кассационную жалобу, в которой просили отменить решение, ссылаясь на то, что истица не имеет права на получение социальных выплат, поскольку не имеет регистрации по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении не проживает.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда № от ДД.ММ.ГГГГ решение Шахтинского городского суда от 23.12.2009г. было отменено. Дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

В судебном заседании установлено, что согласно справке МУП БТИ г.Шахты (лист(ы) дела 6) Чулкова Т.Г., является собственником <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г.Шахты ФИО5 (лист(ы) дела 10) и свидетельства о государственной регистрации права, выданном ДД.ММ.ГГГГ учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость <адрес> № (лист(ы) дела 9).

Согласно ответа Администрации города Шахты № 11315 от 06.09.2010г. (лист(ы) дела 35) Департаментом строительства и перспективного развития ведется работа по переселению граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания, согласно Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005г. №428, по спискам, согласованным с Министерством энергетики Российской Федерации, составленных на день принятия решения о ликвидации шахт.

Жилой <адрес> значится в списке ветхих, подлежащих переселению и сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» ОАО «Ростовуголь», непригодными для проживания по критериям безопасности, согласованным с Министерством энергетики Российской Федерации.

Переселение граждан из <адрес> в настоящее время ведется по предоставлению ими соответствующих документов в МУ «МФЦ г.Шахты».

В настоящее время из 17 квартир значащихся в списке, переселены жители 6 квартир.

Департаментом строительства и перспективного развития не проводились работы по сносу жилого <адрес>.

Вопрос технического состояния дома не в компетенции Департамента строительства и перспективного развития.

В департаменте строительства и перспективного развития также отсутствует информация о сносе <адрес> за счет средств федерального бюджета (лист(ы) дела39).

Согласно акта от 20.10.2010г. (лист(ы) дела 68) составленного заместителем директора МУ «Департамент ЖКХ» ФИО8, начальником отдела по работе с населением МУ «Департамент ЖКХ» ФИО9, гласным специалистом ПО МУ «Департамент ЖКХ» ФИО10, следует, что при визуальном обследовании жилого <адрес> установлено, что жилое здание полностью разрушено (отсутствует фундамент, стены и т.д.), на месте здания свалка, поросль деревьев.

В соответствии с письмом Администрации города Шахты № 2.4-06/1527 от 26.11.2007г. в списке «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» непригодным для проживания по критериям безопасности» согласованным с Федеральным агентством по энергетике по адресу <адрес> значится ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (лист(ы) дела 15). Истица указала, что в данном письме не верно указан год рождения ее матери, она родилась ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Шахты в судебном заседании данный факт не оспаривался.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ (лист(ы) дела 84). Наследницей после ее смерти является истца, которая приняла наследство и получила свидетельство о праве на наследство по закону на <адрес>.

Из письма Администрации города Шахты № 2.8.1-18/456/1932 от 29.12.2008г. следует, что Чулкова Т.Г. значится в дополнительном списке граждан от 25.01.2006г., проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» непригодными для проживания по критериям безопасности под № 403 (лист(ы) дела 18). В судебном заседании представитель Администрации города Шахты пояснила, что истица состоит в дополнительном списке под №403, более подтверждать данную информацию не посчитала необходимым.

Кроме того, судом установлено, что Чулковой Т.Г. на праве собственности принадлежит <адрес> на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (лист(ы) дела 7). В данной квартире зарегистрирована и проживает истица. В судебном заседании представитель Администрации города Шахты указал, что в суд были ошибочно представлены сведения о том, что Чулкова Т.Г. зарегистрирована по адресу <адрес>, данное обстоятельство подтвердила и сама истица в своем исковом заявлении (лист(ы) дела 4 абзац3 ).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

Анализируя положения «Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года право на получение социальных выплат имеют лица, проживающие в ветхом доме, подлежащем сносу, в связи с их переселением из сносимого ветхого жилья. Целью предоставления социальных выплат является приобретение жилья для постоянного проживания. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности для приобретения жилья за счет средств предоставленной ему данной выплатой.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что <адрес> значится в списке ветхих, подлежащих переселению и сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» ОАО «Ростовуголь», непригодными для проживания по критериям безопасности. Чулковой Л.Г. принадлежит на праве собственности <адрес> и она состоит в дополнительном списке граждан от 25.01.2006г., проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им.Артема» непригодными для проживания по критериям безопасности под № 403, но истица не проживала и не была зарегистрирована в данной квартире. Более того, истица имеет на праве собственности иную квартиру, в которой зарегистрирована и проживает с 1996г. по настоящее время.

Все приведенное законодательство нацелено на оказание социальной помощи действительно нуждающимся гражданам, но не на обогащение за счет государства теми гражданами, которые не проживали на момент в подобных помещениях и желают лишь улучшить свое благосостояние.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Чулковой Т.Г. к Администрации города Шахты, Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании (понуждении) заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чулковой Т.Г. к Администрации города Шахты, Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании (понуждении) заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья