о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим



Дело №2-2421/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2010 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Логашкине К.А., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г.Шахты Ростовской области к Администрации города Шахты Ростовской области о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим по следующим основаниям: Постановлением Администрации города Шахты от 23.12.2009 г. №3745 утверждено Положение об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков городе Шахты (далее Постановление № 3745). Данное Постановление по мнению прокурора г.Шахты Ростовской области незаконно и подлежит отмене поскольку не соответствует положениям ст.ст.2;16;19; 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», вынесено за пределами полномочий, отнесенных Администрации города Шахты Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно подп. д) п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.10 коррупционным фактором является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Таким образом, Постановление Администрации города Шахты № 3745 от 23.12.09 издано первым заместителем Главы Администрации города Шахты за пределами его компетенции, а следовательно является незаконным.

Постановление № 3745 было опубликовано в газете «Шахтинские известия» № 270-273 от 30.12.09 г.

04.05.10 прокурором города Шахты на Постановление № 3745 принесен протест. Однако, в удовлетворении данного требования прокурора Администрацией города Шахты было отказано. Основанием для отказа в удовлетворении протеста прокурора города явились положения ст.ст. 2, 20 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 245 ГПК РФ, 251 ГПК РФ, прокурор г.Шахты Ростовской области просит суд признать Постановление Администрации г.Шахты от 23.12.2009 г. №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты» недействующим с момента издания.

Помощник прокурора г.Шахты Ростовской области Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель Администрации города Шахты по доверенности Коваль С.А. в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку по ее мнению Постановление Администрации г. Шахты от 23.12.2009 г. №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты» вынесено в соответствии с пп.10 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-Ф3 с целью организации первичных мер пожарной безопасности, а также с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным Законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пп.10 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров

Статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В силу выше названной статьи, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно ст.20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Судом установлено, 23.12.2009 года первым заместителем главы Администрации города Шахты Мамоновым В.Н. издано постановление №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в г.Шахты». Настоящим Постановлением было утверждено Положение об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты. Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года было опубликовано в газете «Шахтинские известия» №270-273 от 30.12.2009 года.

04.05.2010 г. прокурором г.Шахты был принесен протест на Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года и предложено в десятидневный срок отменить названное постановление как противоречащее федеральному законодательству. 18.05.2010 г. заместителем главы Администрации города Шахты Файман В.В. на имя прокурора г.Шахты был дан ответ, с указанием на то, что Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года не может быть отменено, поскольку не противоречит действующему законодательству.

Постановление Администрации города Шахты №3745 от 23.12.2009 года, по мнению суда не законно и подлежит отмене, поскольку исходя из анализируемых выше правовых норм, действия по разработке положения об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты не отнесены Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, не соответствуют требованиям ст.19 Федеральным законом от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентирующей перечень первичных мер пожарной безопасности, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, а также не соответствуют требованиям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления.

Кроме того, в силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности обеспечивается принятием нормативных правовых актов исключительно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При подаче заявления прокурор г.Шахты был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с Администрации города Шахты подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199; 251-253 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Признать Постановление Администрации города Шахты от 23 декабря 2009 года №3745 «Об обороте пиротехнических изделий и организации проведения фейерверков в городе Шахты недействующим с момента издания.

Обязать Администрацию города Шахты после вступления решения по настоящему гражданскому делу в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете «Шахтинские известия».

Взыскать с Администрации города Шахты в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд Ростовской области в течении десяти суток.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Копия верна: (подпись)

Судья: Федченко В.И.

Судья: Федченко В.И.

Секретарь: Логашкин К.А.