Именем Российской Федерации
19 января 2011 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А. Сухова, при секретаре Е.Н.Черновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Региональные коммунальные системы» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) обратилось в Шахтинский городской суд с исковым заявлением к ООО «Региональные коммунальные системы» по следующим основаниям:
территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах была проведена правовая экспертиза договора, заключаемого ООО «Региональные коммунальные системы» с потребителями, на предмет соответствия действующему законодательству РФ в сфере защиты прав потребителей.
Указанный договор является публичным и затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан, имеющих намерение и уже использующих услуги данного исполнителя исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Публичный договор не соответствует действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей.
Использование публичного договора, не отвечающего требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей, в договорных отношениях с потребителями создает условия для формирования безответственности ООО «Региональные коммунальные системы» по отношению к потребителям; затрудняет реализацию прав потребителей при потреблении коммунальных услуг тепловой энергии; не информирует потребителей о его правах; препятствует реализации права потребителей на контроль за качеством предоставляемых услуг.
Договор является экономической и правовой основой взаимоотношений между исполнителем услуг и потребителем, и должен соответствовать действующему законодательству РФ.
На основании изложенного истец просил суд:
1)признать незаконными действия ООО «Региональные коммунальные системы» по заключению в настоящее время и в последующем с неопределенным кругом потребителей договоров на оказание услуг по теплоснабжению, не соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, и прекратить их;
2)обязать ООО «Региональные коммунальные системы» привести условия договора с потребителями в соответствие с действующим законодательством РФ;
3)обязать ООО «Региональные коммунальные системы» произвести перерасчет платы потребителям за горячее водоснабжение, с которых взималась дополнительная плата за опломбировку приборов учета;
4)обязать ООО «Региональные коммунальные системы» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебное заседание представитель истца - Е.С.Дядева, действующая на основании доверенности от 11.01.2011г., явилась; исковые требования уточнила, просила суд:
1) признать незаконными действия ООО «Региональные коммунальные системы» по заключению с неопределенным кругом потребителей договоров энергоснабжения тепловой энергией до 30.09.2010 г., не соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей;
2) обязать ООО «Региональные коммунальные системы» привести условия договора с потребителями в соответствие с действующим законодательством РФ;
3)обязать ООО «Региональные коммунальные системы» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, остальные исковые требования не поддержала.
Представитель ООО «Региональные коммунальные системы» - Н.Н. Андрюхова, действующая на основании доверенности от 01.12.2010 г., в судебное заседание явилась, предъявленные исковые требования не признала.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Аналогичная позиция изложена в абзаце первом ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с дальнейшими изменениями и дополнениями).
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Указанное исковое заявление подано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области), являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с незаконными действиями ООО «Региональные коммунальные системы», выражающимися в заключении до 30.09.2010г. публичных договоров электроснабжения тепловой энергией не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, не представляется возможным.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, гражданское законодательство, основываясь на автономии воли сторон, тем не менее, предусматривает ограничение такой воли через вводимое государством правовое регулирование определенных правоотношений.
Судом установлено, что ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги электроснабжения тепловой энергией в городе Шахты, является ООО «Региональные коммунальные системы».
В соответствии с п.1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Установлено, что ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г. предлагало заключить публичный договор энергоснабжения тепловой энергией (л.д.25), согласно тексту которого, п.2.1.4. изложен в следующей редакции: «энергоснабжающая организация» обязуется ежемесячно выставлять к оплате счета-квитанции за потребленную тепловую энергию согласно показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Пункт 2.1.7. публичного договора предусматривает обязанность «энергоснабжающей организации» производить начисления в случае отсутствия приборов учета в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, то есть определяет обязанность «энергоснабжающей организации» производить начисления за тепловую энергию для потребителей при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Однако, в указанном публичном договоре исключена обязанность энергоснабжающей организации - ООО «Региональные коммунальные системы» производить расчет платы за тепловую энергию потребителям при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета.
В соответствии с п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, исключение обязанности энергоснабжающей организации - ООО «Региональные коммунальные системы» производить расчет платы за тепловую энергию потребителям при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета неправомерно уменьшает объем обязанностей ООО «Региональные коммунальные системы» перед указанной категорией потребителей.
Пунктом 2.1.3. договора энергоснабжения тепловой энергией, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации при получении от абонента сообщения об отклонении показателей качества тепловой энергии в десятидневный срок организовать совместные измерения, анализ и оформление показателей качества двусторонним актом.
Согласно подпункту «и» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
Таким образом, сроки рассмотрения сообщений абонента ответчиком в договоре энергоснабжения тепловой энергией, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., увеличены по сравнению с действующим законодательством, что ухудшает положение потребителей услуг.
В соответствии с пунктом 3.2.1. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 количество тепловой энергии и масса (или объем теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный Договором период.
Пунктом 3 договора энергоснабжения тепловой энергией, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., предусмотрены права «энергоснабжающей организации».
Согласно пунктам 3.2. и 3.4. указанного договора, энергоснабжающая организация имеет право: осуществлять контроль за потреблением тепловой энергии путем проведения по согласованию с абонентом осмотров используемых бытовых теплоприемников и приборов учета абонента (п.3.2.) и осуществлять контроль за соблюдением абонентом заданных режимов потребления по приборам учета(п.3.4.).
Пунктом 5 договора энергоснабжения тепловой энергией, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., предусмотрен порядок расчета за тепловую энергию.
Так, в соответствии с п.5.1. указанного договора, расчеты производятся денежными средствами по тарифам для соответствующих групп потребителей, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
В названных положениях п.5 договора энергоснабжения тепловой энергией, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., отсутствуют положения об обязанности потребителей дополнительно оплачивать затраты ООО «Региональные коммунальные системы», связанные с осмотрами приборов учета потребителей; осуществлением контроля за соблюдением абонентом заданных режимов теплопотребления по приборам учета; затраты, связанные с выездом специалиста к потребителям для составления акта выхода из эксплуатации приборов учета потребителей; затраты, связанные с опломбировкой приборов, следовательно, размер платы, установленных п.5.1. договора покрывает указанные затраты.
Как следует из материалов дела (л.д.38), ООО «Региональные коммунальные системы» до 30.09.2010 г. взимало дополнительную плату с потребителей за обследование приборов учета (выезд специалиста к потребителям, снятие показаний приборов учета потребителей, составление акта выхода из эксплуатации приборов учета потребителей).
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, взимание ответчиком с потребителей указанной дополнительной платы является увеличением размера платы, установленного п.15 указанных Правил.
Пункт 2.1.7. публичного договора, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., предусматривает обязанность «энергоснабжающей организации» производить начисления в случае отсутствия приборов учета в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, то есть определяет обязанность «энергоснабжающей организации» производить начисления за тепловую энергию для потребителей при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Согласно пункту 4.4. указанного публичного договора, абонент обязуется не допускать самовольного (безучетного) использования тепловой энергии.
Исходя из положений данного пункта, следует, что потребителям, проживающим в многоквартирных домах, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, которым начисляется плата за тепловую энергию в соответствии с нормативами потребления, не допускается безучетное использование тепловой энергии, то есть использование тепловой энергии без приборов учета.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В связи с несоответствием требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей условий публичного договора, предлагаемого заключить ООО «Региональные коммунальные системы» населению города Шахты до 30.09.2010г., ущемляющим права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, суд полагает признать незаконными действия ООО «Региональные коммунальные системы» в части заключения до 30.09.2010г. с неопределенным кругом потребителей договоров энергоснабжения тепловой энергией, не соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, и обязать ООО «Региональные коммунальные системы» привести условия договора энергоснабжения тепловой энергией, заключенного до 30.09.2010г. с неопределенным кругом потребителей, в соответствие с действующим законодательством РФ в сфере защиты прав потребителей.
В силу ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. N2300-1 «О защите прав потребителей» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного суд полагает обязать ООО «Региональные коммунальные системы» довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ООО «Региональные коммунальные системы» г.Шахты в части заключения до 30.09.2010г. с неопределенным кругом потребителей договоров энергоснабжения тепловой энергией, не соответствующих требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Обязать ООО «Региональные коммунальные системы» г.Шахты привести условия договора энергоснабжения тепловой энергией, заключенного до 30.09.2010г. с неопределенным кругом потребителей, в соответствие с действующим законодательством РФ в сфере защиты прав потребителей.
Обязать ООО «Региональные коммунальные системы» г.Шахты довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении суда в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней, начиная с 25.01.2011 г.
Судья:
копия подпись: О.А. Сухов
Секретарь: Е.Н. Чернова