об индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании сумм недоплат возмещения вреда здоровью, убытков



К делу №2-287/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2011 г.

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А.Сухова, при секретаре Е.Н.Черновой, с участием прокурора Н.Ю. Кулинич, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буткова Г.М. к Муниципальному Учреждению «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» об индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании сумм недоплат возмещения вреда здоровью, убытков,

УСТАНОВИЛ:

Г.М. Бутков обратился в суд с исковым заявлением по следующим основаниям: он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом 2-й группы в связи с заболеванием, связанным с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему была назначена пенсия в размере фактического ущерба.

В соответствии со ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» до внесения изменений и дополнений в вышеуказанный закон до 12.02.2001 г. предусматривалась индексация ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, в том числе и пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.3 п.2 Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19.06.2002 г. индексация ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью должна производиться на основании роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

В связи с высоким ростом индекса потребительских цен покупательная способность недоплаченной ежемесячной суммы в возмещении вреда здоровью значительно снизилась, в связи с чем, истец полагает, что ему нанесен значительный материальный ущерб.

Пунктом 16 Постановления Пленума ВС от 05.04.2005г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. № 35…" предусмотрено, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Истец указал в иске, что в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма в возмещении вреда здоровью выплачивалась ему в меньшем, чем полагалось размере, высоким уровнем инфляции за данный промежуток времени, ему причинены убытки в размере - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

На основании изложенного, истец просит суд взыскивать с МУ «ДТСР города Шахты» из средств федерального бюджета в пользу Г.М. Буткова сумму в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с Федеральным законодательством РФ; взыскать с МУ «ДТСР города Шахты» из средств федерального бюджета в пользу Г.М. Буткова недоплаченную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; взыскать с МУ «ДТСР города Шахты» из средств федерального бюджета в пользу Г.М. Буткова убытки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Представитель истца - С.А. Балашов, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явился; пояснил, что с расчетом, произведенным МУ «ДТСР города Шахты» согласен, просил взыскать с ответчика в пользу Г.М Буткова сумму в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; недоплаченную сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и убытки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Представитель Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» - Демидова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, с иском полностью не согласна по основаниям, указанным в представленном мотивированном возражении. Представила арифметический расчет требований истца по индексации ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ,о взыскании сумм недоплат возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,и убытков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просила суд в иске Г.М. Буткову отказать в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению согласно расчету проверки арифметической правильности, представленного МУ «ДТСР города Шахты РО», изучив материалы дела, суд полагает, что иск Г.М. Буткова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом 2-ой группы в связи с заболеванием, связанным с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Из информации Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» усматривается, что суммы в возмещение вреда здоровью истцу выплачиваются с ДД.ММ.ГГГГ

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").

Как установлено судом и не отрицалось в судебном заседании представителем Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области», Бутков Г.М. в 2000 году получал ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Установлено также, что до ДД.ММ.ГГГГ истцу ежемесячно в счет возмещения вреда, причиненного здоровью выплачивались <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако, если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года по 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации сумм возмещения вреда пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что за период с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм исходя из индекса роста потребительских цен.

В соответствии с частью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. Как указал в данном Постановлении Конституционный Суд РФ и что нашло отражение в положениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суд при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года вправе принимать решения о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, инвалиды, пенсионеры по старости), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с п.п. 25 части 1 ст.14 или пунктом 11 ч.1 ст.15 Закона РФ от 18.06.1992г. №3061-1, ч.1 и 2 ст.2 ФЗ от 12.01.2001г. № 5-ФЗ индексируются с 19.06.2002г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

С учетом изложенного, на основании анализа указанного законодательства, а также материалов дела, суд приходит к выводу о том, что суммы в возмещения вреда здоровью истцу должны быть индексированы следующим образом.

Сумма в возмещение вреда за период с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. подлежит индексации с учетом индекса МРОТ - 1,581, выражающего соотношение МРОТ в РФ с 01.07.2000г. - 132 руб. (установлен Федеральным законом от 19.06.2000г. №82-ФЗ) и МРОТ с 01.01.1997г. - 83 руб. 49 коп. (установлен Федеральным законом от 09.01.1997г. № 6-ФЗ).

Сумма в возмещение вреда за следующий период с 01.01.2001г. подлежит индексации с учетом индекса роста МРОТ - 1,515, выражающего соотношение МРОТ в РФ с 01.01.2001г. - 200 руб. и МРОТ с 01.07.2000г. - 132 руб. (установлены Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ).

Таким образом, ежемесячная сумма в возмещение вреда истцу с учетом индекса роста МРОТ должна составлять:

С 01.07.2000г. по 31.12.2000г. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,581 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

С 01.01.2001г. по 31.12.2001г. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,515 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

С 01.01.2002г. по 31.12.2002г., исходя из величины прожиточного минимума за год в целом по субъекту РФ (Ростовской области) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, поскольку действие Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ на этот период не распространяется и впоследствии, начиная с 19 июня 2002 года, в соответствии со ст. 3 Федерального закона №31-ФЗ, на коэффициенты инфляции, установленные Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке установленном Правительством РФ.

Конституционный суд РФ в п.3.1 своего Определения от 4 октября 2005 года № 364-О отметил, что как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования нормативные положения статьи 3 ФЗ от 26.04.2004г. № 31-ФЗ не предполагают придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ № 11-П (19 июня 2002г.) до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона (29 мая 2004г.).

В пункте 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 года № 364-О указывается, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

При этом, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном Определении конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, учитывая, что наиболее благоприятным для истца являются критерии индексации исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ростовской области, суд полагает, что индексация ежемесячной суммы в возмещение вреда за период с 01.01.2002 г. до 01.01.2004г. должна производиться на коэффициенты роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ростовской области.

Из данных представленных Министерством труда и социального развития Ростовской области следует, что величина ВМП для пенсионеров увеличилась по состоянию на 01.01.2002г. в 1,25 раза, на 01.01.2003г. в 1,26 раза, на 01.01.2004г. в 1,16 раза.

Следовательно, с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. ежемесячная сумма в возмещение вреда истцу с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в сохраняющем силу Постановлении №11-П и Определении № 364-О должна составлять <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,25 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; с 01.01.2003г. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,26 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; с 01.01.2004г. <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,16 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ) "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изменена часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно данной норме закона размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом изменен сам механизм индексации, в настоящее время она определяется из уровня инфляции на очередной финансовый год.

Решением Верховного Суда РФ №ГКПИ 06-445 от 14.06.2006г. признан недействующим абзац первый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая №292, в редакции от 24 марта 2006г. №163 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части, ограничивающей возможность осуществления индексации размеров названных в абзацах втором и третьем данного пункта компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005г. №141-ФЗ.

Следовательно, с 01.01.2005 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп х 1,11 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2006г. №246 «Об индексации 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2006 г. осуществлена индексация размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год".

Следовательно, с 01.01.2006 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,09 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Федеральным Законом №238-ФЗ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 год» установлен прогнозный уровень инфляции 6,5-8,0 процента (коэффициент - 1,08).

Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,08 = <данные изъяты> руб.<данные изъяты> коп.

Федеральным Законом №198-ФЗ от 24.07.2007г. (ред. 08.11.2008 г.) «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» установлен коэффициент 1,105.

Следовательно, с 01.01.2008 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,105 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Федеральным Законом №204-ФЗ (ред. 30.12.2008 г.) «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлен коэффициент 1,13.

Следовательно, с 01.01.2009 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,13 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 «Об индексации 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2010 г. осуществлена индексация с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Следовательно, с 01.01.2010 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составляет:

<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. х 1,1 = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Таким образом, ежемесячные выплаты в возмещение вреда Г.М. Буткову с ДД.ММ.ГГГГ должны составлять <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Ненадлежащее назначение сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу Г.М. Буткова подлежит взысканию с МУ «ДТСР города Шахты РО» сумма задолженности в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., согласно расчета недоплат сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приведенного в таблице:

Период времени (месяц, год)

Страховая сумма, фактически выплаченная (руб).

МРОТ

ПМ

31-ФЗ

Страховая сумма, подлежащая к выплате (руб.)

Разница между фактически выплаченными суммами и подлежащими к выплате (руб.)

Кол-во

мес.

Сумма недоплаты

за период (руб.)

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,581

<данные изъяты>

6

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,515

<данные изъяты>

1м.14 дн.

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

11 м. 16дн.

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,25

<данные изъяты>

5 м. 17 дн.

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

6 м. 13 дн.

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,26

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,16

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,11

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,09

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,08

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,105

<данные изъяты>

12

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>

1,13

<данные изъяты>

6

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, общая недоплата ответчиком сумм возмещения вреда Г.М. Буткова составила за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании ч.3 ст.5, п.25 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) истец имеет право на защиту от инфляции сумм возмещения вреда, в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившие его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины.

Пунктом 16 Постановления Пленума ВС от 05.04.2005г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000г. №35…" предусмотрено, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК Российской Федерации: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Как установлено судом, должник, установленный данным решением суда, - Муниципальное учреждение «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» около десяти лет не исполнял обязанности по надлежащему назначению и выплате в полном объеме сумм по ежемесячным выплатам.

В связи с тем обстоятельством, что ежемесячные платежи, предусмотренные базовым Законом, выплачивались ответчиком истцу в меньшем размере, суд полагает необходимым удовлетворить требование истца о взыскании убытков по ежемесячным платежам, рассчитанных с использованием индексов роста потребительских цен.

При этом суд учитывает, что указанная индексация является механизмом, предназначенным для реализации принципа полного возмещения убытков в условиях нестабильности цен, поэтому право на взыскание индексации не должно ставится в зависимость от вины должника в соответствии с общими правилами ответственности за неисполнение обязательств, установленным главой 25 ГК РФ. В данном случае, подобная индексация - это не самостоятельный вид гражданско-правовой ответственности, при которой учитывается вина должника, а способ определения действительного размера имеющегося обязательства на день его исполнения, то есть размер убытков.

Согласно ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Базового закона) выплата ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ №35 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 №7, от 11.05.2007г. №23), судам разъяснено, что в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; в связи с чем, суд полагает взыскать ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью Г.М. Буткову и недоплаты компенсаций, убытки с Муниципального учреждения "Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области" за счет средств федерального бюджета.

В связи с тем, что данным решением Шахтинского городского суда ежемесячные денежные выплаты за вред здоровью были взысканы с Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области», то суд полагает, что установленные настоящим решением убытки, причиненные в связи с выплатой указанных сумм возмещения вреда здоровью не в полном объеме также подлежат взысканию с Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области».

Истец определяет период своего требования по взысканию убытков периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в размере, установленном расчетом, произведенным ответчиком.

Судом проверены расчеты, произведенные сторонами по делу, и судом за основу взят расчет убытков, произведенный ответчиком, поскольку он является арифметически верным.

При вынесении решения суд также учитывает мнение представителя истца Г.М. Буткова о том, что расчет убытков в связи с выплатой сумм возмещения вреда здоровью не в полном объеме, произведенный ответчиком Муниципальным учреждением «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области», является арифметически верным.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

В связи с тем, что судом удовлетворены исковые требования Г.М. Буткова в порядке ст.103 ГПК РФ, ст.ст.13, 33316, 33319 и 33320 Налогового кодекса РФ, с Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в доход местного бюджета.

Установленные в суде обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Буткова Г.М. к Муниципальному Учреждению «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» об индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, взыскании сумм недоплат возмещения вреда здоровью, убытков - удовлетворить.

Взыскать с Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» за счет федерального бюджета в пользу Буткова Г.М. сумму возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., с последующей ежегодной индексацией в соответствии с Федеральным законодательством РФ.

Взыскать с Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» за счет федерального бюджета в пользу Буткова Г.М. недоплаченную сумму возмещения вреда здоровью, образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Взыскать с Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» за счет средств федерального бюджета в пользу Буткова Г.М. единовременно сумму убытков за выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью не в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Взыскать с Муниципального Учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

копия верна: судья О.А.Сухов

секретарь Е.Н.Чернова