К делу №2-386/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2011 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А.Сухова, при секретаре Е.Н.Черновой, с участием адвоката А.В. Кудаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.А. Максимова к Г.А. Максимовой, Администрации г. Шахты о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
С.А. Максимов обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением по следующим основаниям: по данным МУП г. Шахты «БТИ» жилой дом <адрес> числится за ФИО3 на основании свидетельства о наследовании от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенного 1 ШНК, заключения ООО АГБ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, оставив завещание на все принадлежащее ей имущество, своему внуку (отцу истца) ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер. В установленный законом срок истец обратился в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако получил отказ, поскольку жилой дом литер <данные изъяты> был возведен без разрешительных документов.
В ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в Администрацию г. Шахты с заявлением об утверждении границ земельного участка, осуществил меры по проведению межевания и установлению границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, поставил земельный участок на кадастровый учет.
В соответствии с протоколом № заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством и целей, не связанных со строительством от ДД.ММ.ГГГГ, истцу был предоставлен земельный участок для оформления документов на жилой дом.
Согласно заключению ООО «АГБ» г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ размещение жилого дома литер <данные изъяты> и хозяйственных строений <данные изъяты> по <адрес> не противоречит требованиям СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с заключением ГПН по г. Шахты ГУ МЧС России по РО от ДД.ММ.ГГГГ размещение жилого дома литер <данные изъяты> и хозяйственных строений литер <данные изъяты> по <адрес> соответствует требованиям СНиП.
На основании изложенного истец просил суд признать за С.А. Максимовым право собственности на жилой дом литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес>.
Истец С.А.Максимов в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Адвокат А.В. Кудаева, представляющая интересы истца на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, просила удовлетворить требования искового заявления С.А. Максимова.
Ответчица Г.А. Максимова в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется ее личная подпись; в ранее поданном заявлении (л.д.41) Г.А. Максимова пояснила, что с исковыми требованиями С.А. Максимова согласна, от своей доли в <адрес> отказывается в пользу С.А. Максимова.
Представитель Администрации г.Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление с подписью представителя Администрации г. Шахты; в ранее представленном письменном отзыве представитель ответчика в удовлетворении исковых требований С.А. Максимова просил отказать.
Выслушав истца, адвоката представляющего его интересы, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое заявление С.А. Максимова обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с требованиями ст.218 ГК РФ основаниями приобретения права собственности является переход права собственности в случае смерти гражданина на принадлежащее ему имущество по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из справки МУП г.Шахты «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, числится за ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенного 1 ШНК; заключения ООО «АГБ» от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно завещанию, удостоверенному и зарегистрированному нотариусом 1 ШГНК ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 все свое имущество, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе и домовладение, завещала ФИО4.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена запись акта о смерти № и зарегистрирована отделом ЗАГС г.Шахты Ростовской области (свидетельство о смерти I-АН № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено судом, наследником по завещанию после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 являлся ФИО4.
Судом установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена запись акта о смерти № и зарегистрирована отделом ЗАГС г.Шахты Ростовской области (свидетельство о смерти II-№ от ДД.ММ.ГГГГ.).
В соответствии со ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
Как следует из домовой (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес>, ФИО3 на момент смерти - ДД.ММ.ГГГГ и ФИО4 на момент смерти - ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и проживали в указанном домовладении.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являются его дети - Максимов С.А. и Максимова Г.А.
Согласно п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
При этом в соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Указанные нормы права содержались и в действующей на момент смерти ФИО3 ст. 546 ГК РСФСР, утратившей силу в связи с введением с 01.03.2002 г. части третьей ГК РФ на основании ФЗ РФ от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ», согласно которой устанавливалось, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны были быть совершены наследником в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ» применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям.
Согласно сообщению нотариуса г. Шахты ФИО39 от ДД.ММ.ГГГГ в нотариальной конторе по адресу: <адрес> наследственного дела после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, зарегистрированной по адресу: <адрес> не заводилось.
Из сообщения нотариуса г. Шахты Ростовской области ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нотариальной конторе по адресу: <адрес> заведено наследственное дело № после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Заявление о принятии наследства по закону после умершего подал:
ДД.ММ.ГГГГ его сын - Максимов С.А., зарегистрированный по адресу: <адрес>. Также фактически приняла наследство дочь умершего Максимова Г.А., зарегистрированная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдано свидетельство о праве на наследство по закону сыну умершего Максимову С.А. на 1/2 долю от 1/2 доли денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсацией.
Согласно п.9 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и факт принятия наследства.
В связи с тем, что судом установлено, что ФИО4 фактически принял наследство после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, распорядился вещами умершей, в связи с тем, что Максимов С.А. в соответствии с требованиями ст.1153 ГК РФ фактически принял наследство после смерти ДД.ММ.ГГГГ г. отца ФИО4, иной наследник ФИО4 - Максимова Г.А. от своей доли наследства на жилой дом после смерти ФИО4 отказалась в пользу Максимова С.А., то суд полагает установленным факт принятия наследства ФИО4 после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, а также установленным факт принятия наследства Максимовым С.А. после смерти ДД.ММ.ГГГГ его отца - ФИО4.
Как усматривается из архивной выписки, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением «Центр хранения архивных документов» в г.Шахты Ростовской области», Решением исполнительного комитета Шахтинского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» ФИО7 и его жене ФИО8 отведено <данные изъяты> кв.м. из усадебного участка <данные изъяты> кв.м. по <адрес> их отца ФИО9 и по согласию ФИО3.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом № заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством и целей, не связанных со строительством от ДД.ММ.ГГГГ, Максимову С.А. был предоставлен земельный участок для оформления документов.
Судом установлено, что распоряжением мэра г.Шахты - главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под индивидуальной жилой застройкой (земли под домами индивидуальной жилой застройки) <адрес>, расположенного в жилой территориальной зоне.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Шахты было отказано истцу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома <адрес>, в связи с тем, что названное разрешение в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ выдается застройщику. Учитывая, что застройщик ФИО4 умер, выдать разрешение не представляется возможным. Также было рекомендовано ФИО5 разрешить вопрос о признании права собственности на жилой дом литер <данные изъяты> в судебном порядке.
В соответствии с п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из заключения ООО «Архитектурно-градостроительное бюро» г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что размещение жилого дома литер <данные изъяты> и хозяйственных строений литер «<данные изъяты> по <адрес> не противоречит требованиям СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Из заключения Государственного пожарного надзора по г.Шахты ГУ МЧС России по РО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что размещение существующих строений домовладения, расположенных по адресу: <адрес> не противоречит требованиям СНиП.
Как следует из экспертного заключения № эксперта ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литер <данные изъяты> с пристройкой литер <данные изъяты> расположенный по <данные изъяты> по освещенности, инсоляции, по линейным размерам и высоте, площади противопожарного этажа, наличию все коммуникаций соответствует требованиям СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»; СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Данное строение прочно связано с землей, так как имеет в своем основании бетонный фундамент, не создает препятствий в пользовании имуществом собственникам находящихся рядом жилых домов и других построек, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Ответчик не представил суду возражений относительно необоснованности и верности заключения, представленного истцом в обоснование своей позиции.
Таким образом, суд полагает, что экспертное заключение, выполненное ФИО40, является достоверным, соответствует относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и вследствие изложенного содержит доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания, а, следовательно, может быть использовано как доказательство по настоящему делу.
Учитывая то обстоятельство, что жилой дом литер <данные изъяты> расположен на земельном участке, выделенном в установленном порядке для его размещения, а также учитывая, что в соответствии с заключением ООО «Архитектурно-градостроительное бюро» г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ размещение жилого дома литер <данные изъяты> по <адрес> не противоречит требованиям СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и в соответствии с экспертным заключением № эксперта ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литер <данные изъяты> с пристройкой литер <данные изъяты>», расположенный по <адрес> соответствует требованиям СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»; СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, а также в связи с тем, что установлен факт принятия наследства ФИО4 после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и установлен факт принятия наследства Максимовым С.А. после смерти ДД.ММ.ГГГГ его отца - ФИО4, то суд полагает, что в силу ст.218 ГК РФ подлежит удовлетворению требование истца о признании за ним права собственности на жилой дом литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194,198, 264 ГПК РФ, ст. ст. 218, 1154 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Максимовым С.А., <данные изъяты>, право собственности на жилой дом литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: подписьКопия верна: Судья: О.А.Сухов
Секретарь: Е.Н.Чернова