Об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе во включении в список на переселение из ветхого жилья



№2-690/11

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.03.2011г. г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.

С участием адвоката Тембай Е.А.

При секретаре Ростовской М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривченков Г.А. к Администрации <адрес>, 3-е лицо Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе во включении в список на переселение из ветхого жилья,

УСТАНОВИЛ:

Кривченков Г.А. обратился в суд к Администрации <адрес>, 3-е лицо Федеральное государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе во включении в список на переселение из ветхого жилья, ссылаясь на то, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Данный жилой дом лит. «А» был приобретён им на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В конце декабря 2009г. ему стало известно, что жильё является ветхим и Департаментом строительства и перспективного развития ведётся работа по переселению граждан из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания, поэтому им были поданы документы в Администрацию <адрес> для рассмотрения вопроса о переселении из ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания. В ответ на своё обращение он получил отказ Администрации <адрес>, основанием для отказа в удовлетворении его заявления послужил ответ Федерального государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов. Считает данный отказ Департамента строительства и перспективного развития Администрации <адрес> незаконным, т.к. Департамент строительства и перспективного развития Администрации <адрес> в своём отказе сделал необоснованный вывод о том, что он приобрёл ветхое жилое помещение по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, намеренно ухудшив свои жилищные условия и, что, приобретая ветхое жилое помещение, ставшее в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, новый собственник заведомо знает о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении. Однако, приобретая в собственность спорное жилое помещение, он не знал о том, что оно признано в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. При оформлении пакета документов из БТИ (выписки из технического паспорта) не было указано, что, приобретаемый им дом является ветхим и непригодным для проживания, поэтому он вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права и просит признать письмо Департамента строительства и перспективного развития Администрации <адрес> об отказе ему в переселении из ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности, незаконным и обязать Администрацию <адрес> включить его в список на переселение из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания.

Впоследствии истец изменил исковые требования, не меняя основания иска, просил обязать Администрацию <адрес> включить его, являющегося собственником жилого <адрес> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и согласовать данный список с Министерством энергетики РФ.

Истец и его представитель - адвокат ФИО2 в судебное заседание явились, поддержали требования в полном объёме.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив в адрес суда возражения на иск, в котором указал, что истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ В справке о составе семьи начальника ТО № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истец проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>. С момента рождения до ДД.ММ.ГГГГ истец проживал с родителями по адресу: <адрес>. Таким образом, постоянным местом жительства, местом проживания истца являлся дом родителей, расположенный по адресу: <адрес>. Домовладение, расположенное по адресу: <адрес> стало постоянным местом жительства истца только с ДД.ММ.ГГГГ Между тем, в соответствии с п.11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила) социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, и гражданам, проживающим в жилом помещении, принадлежащем им и (или) членам их семей на праве собственности. При этом социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты. Из положений пункта 11 указанных Правил следует, что право на получение социальных выплат имеют только те граждане, которым жилое помещение принадлежит на праве собственности и которые одновременно проживают в этом жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности, длительный период, данное жильё являлось и является единственным местом жительства, местом проживания с момента рождения. Таким образом, граждане при обращении в органы местного самоуправления для рассмотрения вопроса о переселении из ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности должны предоставить документы, подтверждающие их право на получение социальных выплат: правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности граждан на жилое помещение, документы, подтверждающие проживание в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности на момент составления списков на переселение граждан в соответствии с п.8 Правил, поэтому истец не имеет право на получение социальных выплат, поскольку приобретённый им в собственность дом не являлся постоянным местом проживания, в том числе и на момент составления списков для переселения граждан.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, своих возражений на иск не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Кривченков Г.А. является собственником домовладения <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Данное домовладение ранее принадлежало ФИО8, умершему ДД.ММ.ГГГГ После его смерти во владение наследственным имуществом ФИО8 вступила его племянница - ФИО4, что подтверждается свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54)

Впоследствии ФИО4 продала истцу домовладение <адрес> за 105 000 рублей, согласно договору купли-продажи. При оформлении данной сделки никаких ограничений на продажу данного домовладения не было зарегистрировано.

Поэтому, после приобретения в личную собственность домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, Кривченков Г.А. переехал на постоянное место жительства по указанному адресу, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5 и ФИО6, проживающие с истцом по соседству.

Однако, после переезда на постоянное место жительства уже в собственное домовладение ФИО7 узнал о том, что прежний собственник данного домовладения - ФИО8 был включён в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, после чего обратился с заявлением о включении его в указанный список на переселение и получил отказ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» был утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счёт средств государственной поддержки (направления финансирования) и в качестве одного из мероприятий указано содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Таким образом, в рамках данной программы были составлены и утверждены списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35). В данном списке указан собственник домовладения <адрес> - ФИО8

Согласно п.3 Положения о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, а также участвующим в реструктуризации угольной промышленности другим организациям, определяемым Правительством Российской Федерации по предложениям Министерства энергетики Российской Федерации. Независимо от объёма предоставленных средств государственной поддержки получатели этих средств не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, по обеспечению социальной защиты работников и безопасных условий работы, ликвидации предприятий, а также других мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Таким образом, проанализировав текст данного постановления, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны принимать участие в мероприятиях по оказанию содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, а не руководствоваться только списками, предоставленными ликвидационной комиссией шахты «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».

Согласно же п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, законодатель возложил на органы местного самоуправления составление ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых домов, чего не было сделано Администрацией <адрес>.

Согласно п.2.1.1 Положения о финансово-экономическом отделе Департамента строительства и перспективного развития Администрации <адрес>, утверждённого Мэром <адрес> ФИО9, данный отдел создан для финансового учёта и контроля реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры; жилищному строительству; содействию гражданам в переселении из жилья, пострадавшего от ведения горных работ ликвидируемыми шахтами; сносу ветхого жилья на территории муниципального образования <адрес>. В соответствии же с п.2.2.3 указанного Положения на финансово-экономический отдел Департамента строительства и перспективного развития Администрации <адрес> возложена организация переселения граждан по проектам ликвидации шахт в соответствии с утверждёнными списками на переселение, подготовка изменения данных списков и согласование с Министерством энергетики Российской Федерации.(л.д. ).

Однако, после смерти ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, изменения в списки граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, Департаментом строительства и перспективного развития Администрации <адрес> не вносились.

Между тем, истец, став собственником домовладения, которое было признано ветхим, подлежащим сносу и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Аютинская», имеет полное право на переселение из ветхого жилья в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости шахтёрских городов и посёлков.

В соответствии с п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее-ветхое), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Что же касается доводов представителя ответчика, изложенных в своих возражениях, о том, что право на получение социальных выплат имеют только те граждане, которым жилое помещение принадлежит на праве собственности и которые одновременно проживают в этом жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности длительный период, данное жильё являлось и является единственным местом жительства, местом проживания с момента рождения., то данные доводы суд находит несостоятельными, поскольку они не основаны на законе и представитель Администрации <адрес> по своему трактует положения п.11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно п.11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счёт средств предоставленной ему социальной выплаты.

Таким образом, меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нём регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилья.

Совокупность установленных судом обстоятельств дела свидетельствует об обоснованности исковых требований Кривченков Г.А.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кривченков Г.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> включить Кривченков Г.А., являющегося собственником жилого <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и согласовать данный список с Министерством энергетики Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 21.03.2011г.

Судья (подпись).

Копия верна: Судья С.Ф. Романова

Секретарь М.В. Ростовская