02.09.2010 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области
в составе: судьи Кинзбурской Т.Л.
при секретаре Николаюк Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марцинюк Л.Т к Администрации г. Шахты, 3-м лицам - Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации, Марцинюк В.Д. об обязании внести уточнения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Марцинюк Л.Т. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она является нанимателем и зарегистрирована в <адрес>. Дом <адрес> входит в список домов, жильцы которых подлежат переселению по «Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах» за счет средств реструктуризации угольной промышленности. Она проживала в <адрес> на момент составления в 90-х годах списка граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности с супругом Марцинюк В.Д.. Поэтому в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» по <адрес> была внесена семья, состоящая из 2-х человек: Марцинюк В.Д. и она в качестве его жены.
С ДД.ММ.ГГГГ фактические семейные отношения с мужем у них прекращены, т.к. он ушел жить к другой женщине. Брак между ними был прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ Из-за сложившихся с бывшим супругом крайне неприязненных отношений она не проживает с ним в одном <адрес> много лет. Живет в соседней <адрес> у дочери Ф В ДД.ММ.ГГГГ жильцам <адрес> стали предоставлять социальные выплаты для приобретения жилья. На ее обращение в Администрацию г. Шахты ей сообщили, что социальная выплаты для приобретения жилья может быть предоставлена ей только вместе с бывшим супругом на семью из 2-х человек для приобретения одной квартиры, при этом им надо вместе подписать соглашение о сдаче ветхого жилья. Марцинюк В.Д. категорически отказался идти в Администрацию, предоставить свой паспорт, получать социальную выплату для приобретения жилья вместе с ней и подписывать соглашение о сдаче ветхого жилья, заявив, что ничего совместно с ней делать не будет и останется жить в ветхом жилье.
Считает, что ей должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья как одинокой, а не как члену семьи Марцинюк В.Д., поскольку в настоящее время она не является членом его семьи, брак между ними расторгнут и с момента расторжения брака они одной семьей не проживают, отношения между ними неприязненные. Она нуждается в жилье, ей <данные изъяты>, она является инвалидом <данные изъяты>. Семье ее дочери Ф проживающей в <адрес> уже предоставили социальную выплату для приобретения жилья. Она ранее обращалась к ответчику с просьбой дать согласие на перерегистрацию ее из <адрес>, где из-за неприязненных отношений с мужем она не проживает, в <адрес> дочери, чтобы получить жилье с дочерью на семью из 2-х человек, но ей устно в этом было отказано.
Учитывая расторжение брака между ею и Марцинюк В.Д., прекращение между ними брачных отношений и прекращение ведения общего хозяйства, считает, что необходимо внести уточнение в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, указав по <адрес> ее не в качестве члена семьи Марцинюк В.Д., а в качестве одинокого гражданина, для последующего получения социальной выплаты для приобретения жилья ею отдельного жилья от бывшего мужа, площадью 33 кв.м. В добровольном порядке данный вопрос Администрация разрешать отказалась, уточнение в списки в связи с изменением семейных отношений не внесла, в ответе указала, что социальная выплаты для приобретения жилья может быть предоставлена только из расчета 42 кв.м. - на семью из 2 человек.
Окончательно сформулировав исковые требования, истица просит обязать Администрацию городаШахты уточнить список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, указав по <адрес> ее не в качестве члена семьи Марцинюк В.Д., а в качестве одинокого гражданина. Обязать Администрацию г. Шахты заключить с ней в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты
наприобретение жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представители истицы Чернова С.В., действующая на основании доверенности, и Пономарева О.А., действующая на основании доверенности и ордера в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, в обоснование привели вышеизложенные доводы.
Представитель Администрации г. Шахты, Коваль С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, в списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» согласованным с Министерством энергетики РФ значится жилой <адрес>. В пофамильном списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности в <адрес> значится семья Марцинюк В.Д., состоящая из 2-х человек: его и его жены Марцинюк Л.Т. Марцинюк Л.Т. обратилась в Администрацию г. Шахты с просьбой предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья не как члену семьи Марцинюк В.Д., а как одинокой гражданке, сославшись на то, что членами одной семьи они не являются, брак расторгнут, вместе они не живут. Марцинюк Л.Т. было разъяснено, что получить социальную выплату для приобретения жилья она может только вместе с бывшим супругом, поскольку в списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности они значатся как одна семья. Внести изменения в список невозможно, список составлен давно, в 90-х годах, при принятии решения о ликвидации шахты, расторжение брака не является основанием для внесения уточнений в список в отношении жильцов <адрес>.
3-е лицо - Марцинюк В.Д. в судебное заседание явился, просил вынести решение на усмотрение суда, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ с истицей семейных отношений не поддерживает, брак в ДД.ММ.ГГГГ они расторгли. С ДД.ММ.ГГГГ из-за конфликтных отношений между ними истица ушла из <адрес> жить к дочери в <адрес> этого же дома. Отношений они не поддерживают. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к нему с просьбой пойти в Администрацию г. Шахты подписать бумаги на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья. Он ей отказал, т.к. не желает приобретать жилье взамен ветхого вместе с истицей. Ей он заявил, что его устраивает жилье, в котором он живет и переселяться никуда не будет.
Представители Администрации Ростовской области и Минэнерго России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили письменные отзывы на иск (л.д. 60-61, 70-71)
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Марцинюк Л.Т. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 9 вышеназванных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Судом установлено, что истица вместе с бывшим супругом Марцинюк В.Д. зарегистрирована в <адрес>.
Дом <адрес> включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по «Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах». На момент составления в 90-х годах списка граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности истица состояла в браке с Марцинюк В.Д. и проживала в <адрес>. Поэтому в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» по <адрес> была внесена семья, состоящая из 2-х человек: Марцинюк В.Д. (квартиросъемщик) и Марцинюк Л.Т. (жена).
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ фактические семейные отношения между супругами Марцинюк были прекращены, в связи с тем, что Марцинюк В.Д. ушел жить к другой женщине. Брак между ними прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ Из-за сложившихся с бывшим супругом неприязненных отношений истица с ДД.ММ.ГГГГ не проживает с бывшим супругом в одной <адрес>, живет в соседней <адрес> у дочери Ф В ДД.ММ.ГГГГ жильцам <адрес> стали предоставлять социальные выплаты для приобретения жилья. На обращение истицы за социальной выплатой в Администрацию <адрес> ей сообщили, что социальная выплаты для приобретения жилья может быть предоставлена ей только вместе с бывшим супругом на семью из 2-х человек, при этом им надо вместе подписать соглашение о расторжении договора социального найма и сдаче ветхого жилого помещения. Марцинюк В.Д. категорически отказывается идти в Администрацию г. Шахты для получения социальной выплаты на приобретение жилья и подписывать вместе с истицей соглашение о расторжении договора социального найма и сдаче ветхого жилого помещения, заявляя, что ничего совместно с бывшей супругой делать не будет, его устраивает ветхое жилье и он останется жить в нем. После этого, истица обратилась в Администрацию г. Шахты с письмом на имя мэра с просьбой учесть ее при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья одну, а не как члена семьи бывшего супруга в связи с изменением семейного положения, предоставив документы об этом. Однако, письмом от 15.01.2010 года исх. № истице фактически в этом было отказано.
Анализируя изложенное, суд считает, что отказ Администрации г. Шахты уточнить список граждан, подлежащих переселению из ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, указав по <адрес> Марцинюк Л.Т. не в качестве члена семьи Марцинюк В.Д., а в качестве одинокого гражданина является необоснованным.
В силу п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 Администрация г. Шахты обязана ежегодно уточнять списки граждан, подлежащих переселению. Изменение семейного положения между лицами, включенными в список также является основанием для внесения уточнений в списки.
В настоящее время в списке граждан, проживающих в ветхих подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, значится, что в <адрес> проживает наниматель Марцинюк В.Д. и его жена Марцинюк Л.Т., т.е. истица указана как член семьи Марцинюк В.Д. Однако, это не соответствует действительности, т.к. брак между Марцинюк В.Д. и Марцинюк Л.Т. расторгнут, семейные отношения прекращены, совместно они не проживают, общего хозяйства не ведут.
В силу ст. 69 Жилищного кодекса РФ истица не может быть отнесена к членам семьи нанимателя Марцинюк В.Д. На основании этого имеются все основания для внесения уточнения в список и указания Марцинюк Л.Т. не в качестве супруги Марцинюк В.Д., а отдельно в качестве одинокого гражданина. Отказ Администрации г. Шахты в этом истице неправомерен. Своим отказом уточнить список Администрация г. Шахты препятствует истице реализовать свое право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Получить социальную выплату для приобретения жилья как член семьи Марцинюк В.Д. истица также не может, в связи с отказом бывшего супруга приобретать с ней новое жилье, подписать соглашение о расторжении договора социального найма и сдаче ветхого жилого помещения. Подписание такого соглашения является обязательным условием получения социальной выплаты.
Вместе с тем, суд считает, что в удовлетворении требований истца об обязании Администрацию г. Шахты заключить с ней в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты
дляприобретения жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты необходимо отказать исходя из следующего. Договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья может быть заключен Администрацией г. Шахты с истицей только после внесения Администрацией города уточнения в список граждан, проживающих в ветхих подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, последующего согласования данного уточненного списка с Министерством энергетики Российской Федерации для дальнейшего выделения денежных средств.
Поскольку в настоящее время уточнения в список еще не внесены, с Министерством энергетики Российской Федерации для дальнейшего деления денежных средств они не согласованы, то требования истицы об обязании Администрацию г. Шахты заключить с ней в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты
для приобретения жилья удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городаШахты уточнить список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской революции» непригодным для проживания по критериям безопасности, указав по <адрес> Марцинюк Л.Т в качестве одинокого гражданина.
В удовлетворении требований Марцинюк Л.Т об обязании Администрации города Шахты заключить с ней в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу договор о предоставлении социальной выплаты наприобретение жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Л. Кинзбурская