о признании правомероного отказа в постановке на квартирный учет в квачестве нуждающего в улучшении жил. условий



                                                                            

Дело № 2-1267/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08.04.2011 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Сигора Т.А.

при секретаре     Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева В.Г. к Администрации города Шахты о признании неправомерным отказа Администрации г. Шахты в постановке на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на квартирный учет, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска истец ссылается на то, что 27.01.2010г. он обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющего право на первоочередное предоставление жилья. 24.02.2010г. распоряжением Администрации г. Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет, причиной отказа послужило признание его не малоимущим. С указанным распоряжением истец не согласен, так как является инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%, полученной при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Своего жилья не имеет, проживает по договору безвозмездного пользования жилым помещением.

Поэтому имеет право на первоочередное предоставление жилья и должен быть принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 14 и пункта 1 части 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ), а также Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П.

Просит суд признать распоряжение Администрации г. Шахты №573 от 24.02.2010г. об отказе в принятии его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным; обязать Администрацию г.Шахты поставить его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Представитель истца - исковые требования Грачева В.Г. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ, ст. 9 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года №363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" Грачев В.Г. должен быть поставлен на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС без признания его малоимущим.

Представитель Администрации г. Шахты - исковые требования не признал по тем основаниям, что постановке на квартирный учет для получения социального жилья подлежат малоимущие граждане, Грачев В.Г. к ним не относится.

Исходя из этого Грачев В.Г. не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и соответственно постановке на квартирный учет, т.к. он не признан малоимущим. Предоставила письменные обоснование возражений по иску.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела,изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Грачев В.Г. является участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. 02.07.2008г. ему установлена вторая группа

инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 80% бессрочно, в связи с увечьем полученным при исполнении им иных обязанностей связанных с аварией на ЧАЭС, что подтверждается справкой МСЭ об инвалидности (л.д.11).

Грачев В.Г. не имеет жилья на условиях и не имеет в собственности недвижимого имущества (л.д.7,15), проживает в чужом жилом помещении по договору безвозмездного пользования жилым помещением.

27.01.2010г. он обратился в Администрацию г. Шахты с заявлением о постановке его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеющего право на первоочередное предоставление жилья.

24.02.2010г. распоряжением Администрации г. Шахты истцу было отказано в принятии на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку Грачев В.Г. не признан малоимущим. (л.д.14,16). Суд считает отказ неправомерным по следующим основаним.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ бесплатно или за доступную плату жилое помещение из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами предоставляется малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) (далее - Базовый закон) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ который вступил в силу 1 января 2005 года статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были изложены в новой редакции.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Базового закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 17-П эти положения Базового закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом

Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным

федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно общему правилу, закрепленному частью 1 статьи 52 ЖК РФ, жилье по договорам социального найма (как в муниципальном, так и в государственном жилищном фонде) предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по Одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Указанные положения закона закреплены и ч. 1, 7 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области»

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ). Поэтому по общему правилу именно орган местного самоуправления является органом, осуществляющим принятие на учет, как в отношении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, которым предоставляется жилье за счет муниципального жилищного фонда, так и в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся в числу указанных в части 3 статьи 49 ЖК РФ, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного     фонда субъекта Российской Федерации (государственного жилищного фонда).

Одновременно названный Областной закон в статье 9 определяет категории граждан, не подлежащих признанию малоимущими в целях обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма и включаемых в отдельные списки, помимо общих. Среди этих категорий указаны «иные категории граждан, предусмотренные федеральным законом» (пункт 3 части 3 статьи 9).

Гражданам, указанным в части 3 настоящей статьи, предоставляются жилые помещения по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным и областным законодательством (часть 4 статьи 9).

Базовый закон, как в ранее действовавшей редакции, так и в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, относящихся к названным в нем категориям, предусматривает «нуждаемость в улучшении жилищных условий», и для реализации этого права необходима постановка такого гражданина на соответствующий учет.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и

обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом жилищное законодательство основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими не связывает и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда.

Установленные по делу доказательства опровергают возражения представителя Администрации г. Шахты по иску и суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Поскольку суд пришел к выводу о неправомерности отказа Администрации г. Шахты в постановке Грачева В.Г. на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то подлежат удовлетворению исковые требования истца об обязании Администрации г. Шахты поставить его на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По общим правилам моральный вред компенсируется, если причинитель вреда действовал виновным образом.

Положениями закона, которые регулируют, данные правоотношениям бесспорное взыскание морального вреда не предусмотрено. Истцом не представлено доказательств, что ему действиями Администрации г. Шахты в данном случае причинены ему нравственные либо физические страдания, что необходимо для компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поэтому исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать распоряжение Администрации г. Шахты №573 от 24.02.2010г. об отказе в принятии Грачева В.Г. на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконным;

Обязать Администрацию г. Шахты поставить Грачева В.Г. на квартирный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда в сумме 10 000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение десяти дней, начиная с 14.04.2011г.

          

Судья: (подпись)                   Сигора Т.А.

Копия верна:

          Судья                                           Сигора Т.А.

Секретарь                                    Иванова А.В.