об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья



            Дело № 2-481/11РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

16.03.2011 г.          г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области

в составе: судьи Кинзбурской Т.Л.

                   при секретаре Николаюк Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбенко В.А. к Администрации города Шахты, 3-м лицам - Администрации Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Горбенко В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в 1996 году ему как участнику боевых действий в Афганистане была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Он был зарегистрирован в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с осуждением. После освобождения в ДД.ММ.ГГГГ он не смог вселиться в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку на тот момент этот дом был снесен. Также он узнал, что с ДД.ММ.ГГГГ он снят с регистрационного учета по указанному адресу, на каком основании неизвестно. При обращении в различные организации по вопросу отсутствия жилья и регистрации, ему была предоставлена <адрес> (причем этот дом, также как и дом по <адрес> являлся ветхим). Его уведомили, что при переселении из этого дома ему будет предоставлено другое жилье.

В настоящее время он проживает и зарегистрирован в <адрес>. Этот дом входит в список домов, жильцы которых подлежат переселению по «Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах» за счет средств реструктуризации угольной промышленности. Жильцы из дома переселены, дом намечен к сносу, и в случае сноса дома он останется без жилья. На его обращения Администрация города Шахты отказывается включить его в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах. Считает, что ему должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья.

            Окончательно сформулировав исковые требования, просит обязать Администрацию городаШахты включить его в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию г. Шахты заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты
наприобретение жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты.

         Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представители истца Степанова Э.В., действующая на основании доверенности, и Пономарева О.А., действующая на основании ордера в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, в обоснование привели вышеизложенные доводы.

Представитель Администрации г. Шахты, Коваль С.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, в списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» согласованным с Министерством энергетики РФ значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> жилой дом, расположенный по <адрес>.

Жилой дом по адресу: <адрес> разрушен. Истец зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, однако оснований вселения в эту квартиру и доказательств проживания в ней истцом не представлено. Администрация города Шахты не вселяла его в эту квартиру, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением истец не состоял. В пофамильном списке жильцов, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности согласованным с Министерством энергетики РФ в <адрес> значится семья Ф, которой в ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено благоустроенное жилье. Истец самовольно вселился в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ и прав на переселение из нее не имеет, поскольку повторное переселение граждан с данного адреса не предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года. До ДД.ММ.ГГГГ (когда зарегистрировали в <адрес>) истец проживал в ином жилом помещении, которое являлось его постоянным местом жительства.

          Представители Администрации Ростовской области и Минэнерго России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представителем Администрации Ростовской области представлен письменный отзыв на иск, в котором он просит в удовлетворении иска отказать, поскольку в списке жильцов, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности согласованным с Министерством энергетики РФ в <адрес> значится семья Ф, которой в ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено благоустроенное жилье. Повторное переселение граждан с данного адреса не предусмотрено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Горбенко В.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).

Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).

В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 9 вышеназванных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Он был зарегистрирован в данной квартире по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором Шахтинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ Горбенко В.А. осужден к лишению свободы сроком на <данные изъяты>, срок отбытия наказания надлежало исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

В период отбытия наказания, ДД.ММ.ГГГГ, Горбенко В.А. был снят с регистрационного учета по данному адресу по неустановленной судом причине. Администрация города Шахты являющаяся наймодателем данного жилого помещения не представила суду законных обоснований снятия истца с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

После освобождения из мест лишения свободы истец не смог вселиться в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с тем, что данный дом, относящийся к ветхим, был разрушен, и он не значился в нем зарегистрированным. То, обстоятельство, что данный дом разрушен, подтверждено представленными суду МУ «Департамент ЖКХ» г. Шахты актами и представителем Администрации города Шахты данное обстоятельство не оспаривалось.

Взамен данного жилья истцу было предоставлено другое жилое помещение - <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по месту жительства в данной квартире.

В настоящее время он проживает и зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается копией паспорта, показаниями его представителя Степаненко Э.В., квитанциями об оплате за коммунальные услуги, получаемые по адресу: <адрес>(л.д. 33-61). Другого жилья в собственности либо на ином основании истец не имеет. Доказательств обратного Администрация города Шахты суду не представила.

<адрес> включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по «Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах».

Как видно из списка жильцов, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности все указанные в списке жильцы <адрес> переселены. На обращения истца Администрация города Шахты отказывается включить его в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, что следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ.

           Судом установлено, что ранее в <адрес> значилась семья Ф, которой в ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено благоустроенное жилье.

            Анализируя изложенное, суд считает, что отказ Администрации города Шахты во включении истца в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности является необоснованным.

В силу п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 Администрация г. Шахты обязана ежегодно уточнять списки граждан, подлежащих переселению. Поскольку истец в ДД.ММ.ГГГГ был вселен в ветхое жилье - <адрес>, проживает с ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире, то он приобрел право пользования данной квартирой. То обстоятельство, что Администрация города Шахты отказалась заключить с истцом письменный договор найма данного жилого помещения со ссылкой на ветхость жилья, не свидетельствует о не правомерном проживании истца в данном жилом помещении. Поскольку истец проживает в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания и не имеет какого-либо другого жилья, то он имеет право на переселения из него по «Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах».

В связи с этим, не может быть принят во внимание довод представителей ответчика и 3-го лица о том, что повторное переселение с одного и того же адреса не предусмотрено законодательством.

Согласно пп. «а,б» п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Вместе с тем, суд считает, что в удовлетворении требований истца об обязании Администрацию г. Шахты заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты
дляприобретения жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты необходимо отказать исходя из следующего. Договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья может быть заключен Администрацией г. Шахты с истцом только после включения его Администрацией города в список граждан, проживающих в ветхих подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, последующего согласования данного уточненного списка с Министерством энергетики Российской Федерации для дальнейшего выделения денежных средств.

Поскольку в настоящее время уточнения в список путем включения в него истца еще не внесены, с Министерством энергетики Российской Федерации для дальнейшего деления денежных средств они не согласованы, то требования об обязании Администрацию г. Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты
для приобретения жилья удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 РЕШИЛ:

                 Обязать Администрацию городаШахты включить Горбенко В.А. в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.

В удовлетворении требований Горбенко В.А. об обязании Администрации города Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты наприобретение жилья, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного
развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, определив размер социальной выплаты, исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемою по норме общей площади жилья - 33 кв. м. (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011г.

    Судья                                                          Т.Л. Кинзбурская