о признании права собственности на домовладение



№2-1054/11

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.05.2011г.                                                                                                             г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.

С участием адвоката Болдыревой И.С.

При секретаре Ростовской М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цебинога В.А. к Скипа Е.С., Демешевой Л.В., 3-ему лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании права собственности на домовладение,

УСТАНОВИЛ:

Цебинога В.А. обратился в суд с иском к Ляховой В.И., Скипа Е.С., Демешевой Л.В., 3-им лицам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, МУ Департаменту образования г.Шахты, Тихоновой Т.А. о регистрации сделки, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил сделку купли-продажи домовладения по <адрес> с собственниками домовладения, уплатил оговоренную в договоре купли-продажи сумму - <данные изъяты> и в этот же день сдал документы на регистрацию своего права собственности на указанное домовладение в Управление ФРС по РО (Шахтинский отдел). Однако, ДД.ММ.ГГГГ он был приглашён в Управление ФРС по РО (Шахтинский отдел), где ему разъяснили, что регистрация его права собственности невозможна, так как имеется запрещение от органа опеки и попечительства и ему было предложено написать заявление о прекращении государственной регистрации купли-продажи на объект недвижимого имущества до снятия запрета. В органе опеки и попечительства ему пояснили, что запрет на оформление сделок с вышеуказанным домовладением был наложен на том основании, что у прежнего собственника домовладения - ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, кроме супруги Демешевой Л.В. и дочери Скипа Е.С. имелся ещё один наследник - сын ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ У ФИО1 имелся усыновлённый в ДД.ММ.ГГГГ году ребёнок - дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая никогда не проживала в <адрес>. После смерти своих родителей ФИО2 осталась сиротой. Опекуном несовершеннолетней ФИО2 является её бабушка - Тихонова Т.А., с которой она и проживает. Тем не менее органы опеки сочли необходимым наложить запрет на домовладение по <адрес> с целью сохранения жилья за несовершеннолетней. Продавцы по требованию органа опеки и попечительства и с согласия опекуна Тихоновой Т.А. оформили на несовершеннолетнюю ФИО2 право собственности на жилой <адрес>. В настоящее время запрещение на оформление и регистрацию сделки снято, но он не может зарегистрировать сделку и переход права собственности на указанное домовладение, т.к. один собственников домовладения - Ляхова В.И. умерла. Единственной наследницей по закону после её смерти является её внучка - Скипа Е.С., которая в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти Ляховой В.И. не обращалась, т.к. имущества после смерти бабушки не осталось, а свою долю в домовладении по <адрес> она продала ещё при жизни. По этой причине он вынужден обратиться в суд и просит зарегистрировать сделку купли-продажи жилого дома лит. «П,п1,п2» и гаража лит. «С» в домовладении по <адрес>, заключённую ДД.ММ.ГГГГ между ним и Ляховой В.И.., Скипа Е.С., Демешевой Л.В., а также зарегистрировать переход права собственности на указанные строения.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил признать сделку купли-продажи жилого дома лит. «П,п1,п2» и гаража лит. «С» в домовладении по <адрес>, заключённую ДД.ММ.ГГГГ между ним и Ляховой В.И., Скипа Е.С., Демешевой Л.В., действительной и признать за ним право собственности на жилой дом лит. «<данные изъяты>» и гараж лит. «<данные изъяты>» в домовладении по <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить его исковые требования.

Представитель истца - адвокат Болдырева И.С. в судебное заседание явилась, требования истца поддержала в полном объёме.

Ответчики Демешева Л.В., Скипа Е.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

В соответствие с п.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Представитель ответчиков Демешевой Л.В., Скипа Е.С. - Чурилова С.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования признала полностью.

Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, согласно данным МУП г.Шахты «БТИ» 1/4 доля домовладения по <адрес> числится за Демешевой Л.В., 1/2 доля данного домовладения - за Ляховой В.И. и 1/4 доля указанного домовладения - за Скипа Е.С.(л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ между Цебинога В.А., с одной стороны, и Ляховой В.И., Демешевой Л.В., Скипа Е.С., с другой стороны, был заключён договор купли-продажи домовладения по <адрес>, по условиям данного договора Ляхова В.И., Демешева Л.В., Скипа Е.С. продали домовладение по <адрес> Цебинога В.А. за <данные изъяты>, что подтверждается представленной в суд распиской (л.д.).

Согласно требованиям ст.550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечёт его недействительность.

Принимая во внимание, что договор купли-продажи указанного домовладения составлен в надлежащей форме, суд считает требования истца о признании сделки купли-продажи домовладения действительной обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако, данный договор купли-продажи домовладения не был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в силу объективных причин, а именно: наличие запрещения со стороны органов опеки и попечительства, поскольку у прежнего собственника домовладения - ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, кроме супруги Демешевой Л.В. и дочери Скипа Е.С. имелся ещё один наследник - сын ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ У ФИО2 имелся усыновлённый в ДД.ММ.ГГГГ году ребёнок - дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая никогда не проживала в <адрес>. После смерти своих родителей ФИО2 осталась сиротой. Опекуном несовершеннолетней ФИО2 является её бабушка - Тихонова Т.А., с которой она и проживает. Тем не менее органы опеки сочли необходимым наложить запрет на домовладение по <адрес> с целью сохранения жилья за несовершеннолетней. Продавцы по требованию органа опеки и попечительства и с согласия опекуна Тихоновой Т.А. оформили на несовершеннолетнюю ФИО2 право собственности на жилой <адрес>. В настоящее время запрещение на оформление и регистрацию сделки снято, что подтвердила в судебном заседании сама Тихонова Т.А.

Между тем, в связи со смертью одного из собственников данного домовладения - Ляховой В.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.) истец не может зарегистрировать за собой право собственности.

Согласно сведениям из нотариальной конторы после смерти Ляховой В.И. наследственное дело не заводилось. (л.д.)

Из объяснений представителя ответчиков Демешевой Л.В., Скипа Е.С. - ФИО75, данных в судебном заседании, следует, что после смерти Ляховой В.И. единственным наследником по закону является её внучка Скипа Е.С., которая не обращалась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, поскольку нет имущества после смерти Ляховой В.И., на которое она может претендовать. Что же касается 1/2 доли домовладения по <адрес>, числящейся за Ляховой В.И., то указанная доля была продана самой Ляховой В.И. истцу в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п.3 ст.165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от её регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Аналогичные разъяснения даны в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому, если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п.3 ст.551 ГК РФ).

Принимая во внимание, что договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован сторонами в силу объективных причин, но фактически условия договора исполнены суд считает возможным удовлетворить требования истца в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Цебинога В.А. удовлетворить.

Признать сделку купли-продажи домовладения по <адрес>, заключённую ДД.ММ.ГГГГ между Цебинога В.А. и Ляховой В.И., Скипа Е.С., Демешевой Л.В., действительной.

Признать за Цебинога В.А. ( <данные изъяты>) право собственности на домовладение по <адрес>, состоящего из жилого дома лит. «<данные изъяты>» и гаража лит. «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд.

Судья