решение об обязании установить дорожный знак



дело № 2-2449/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           

09 августа 2011 года. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе                   председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,

с участием прокурора Кулинич Н.Ю.,

при секретаре             Обертышевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, МУ «Департамент благоустройства» <адрес>, третье лицо: ОГИБДД УВД по <адрес>, об обязании установить дорожный знак «Дети»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> обратился в Шахтинский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, третье лицо: ОГИБДД УВД по <адрес>, об обязании установить дорожный знак «Дети», ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города. Проверкой установлено, что в районе школы , <адрес>, отсутствуют дорожные знаки «Дети», предусмотренные п. 1.22, 1.23, 8.2.1, 5.19.1, 5.19.2 приложения «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции. Капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её движения. Ст. 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Статьей 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О безопасности дорожного движения на территории <адрес>» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Шахты» - городского округа <адрес>, утв. Решением Шахтинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления <адрес> возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Конвенцией ООН ДД.ММ.ГГГГ «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президиума ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ -VIII, (далее Конвенция) в п. 12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А. 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения «Дорожные знаки» к Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участком дороги, проходящему вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1,на который указывают протяженность участка дороги проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

На основании изложенного, просит обязать Администрацию <адрес> обустроить участок дороги вблизи школы , <адрес>, дорожными знаками 1.22, 1.23, 8.2.1, 5.19.1, 5.19,2 «Дети».

Определением Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено МУ «Департамент благоустройства» <адрес>.

Помощник прокурора ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования прокурора <адрес> не признала, пояснила, что уставом муниципального образования «Город Шахты» - городского округа <адрес>, утвержденного Решением Шахтинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) к вопросам местного значения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законом. Согласно п.п. 6,12 ст. 3 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, а под содержанием автомобильной дороги следует понимать комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В дополнение к изложенному, необходимо отметить, что дороги, как муниципальное имущество, были переданы в оперативное управление МУ «Департамент благоустройства» Администрации <адрес>, ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с Уставом МУ «Департамент благоустройства» Администрации <адрес>, утвержденного распоряжением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального учреждения «Департамент благоустройства» <адрес> и передаче ему на праве оперативного управления муниципального имущества» Учреждение создано для решения вопросов местного значения и достижения социальных целей, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организациям транспортного обслуживания населения в границах <адрес>, строительства, ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений, внутригородских дорог, проездов, тротуаров, дворов, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, содержания на территории муниципального образования «Город Шахты» мест захоронения, организации ритуальных услуг, организации работ по ремонту и содержанию зеленых насаждений общего пользования, санитарной очистке территории города, организации освещения улиц, работы светофорных объектов на территории муниципального образования «Город Шахты». Исходя из буквального толкования, п. 2.1 Устава МУ «Департамент благоустройства» Администрации <адрес>, утвержденного распоряжением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального учреждения «Департамент благоустройства» <адрес> и передаче ему на праве оперативного управления муниципального имущества», следует, что вопросы содержания, ремонта и строительства дорог находятся в ведении МУ «Департамент благоустройства» Администрации <адрес>, а не Администрации <адрес>.

Представитель МУ «Департамент благоустройства» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск прокурора <адрес> не признал, пояснил, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальные имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами: принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актам органов местного самоуправления. Пунктом 2 ст. 18 Закона N 131-ФЗ определено, что финансово обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значение исполняются за счет средств местных бюджетов. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренные законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетов необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требования технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления. В соответствии с п.2.1. Устава муниципального учреждения «Департамент благоустройства» <адрес> - учреждение создано для решения вопросов местного значения и достижения социальных целей, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организациям транспортного обслуживания населения в границах <адрес>, строительства, ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений, улично-дорожной сети, внутригородских дорог, проездов, тротуаров, дворов и т.д. В соответствии с п. 1.1, п. 1.2 Устава МУ «Департамент благоустройства» (далее Устава) является некоммерческой организацией - учреждением. Согласно п. 2 ст. 52 и ст. 120 Гражданского Кодекса РФ, учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в соответствии с целями и видами деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. В соответствии с п. 2.2.4 Устава одним из видов деятельности МУ «Департамент благоустройства» является организация управления муниципальными дорогами, их содержание, ремонт, реконструкция, строительство и эксплуатация. Согласно п. 4.2 Устава учреждение финансируется Учредителем, в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования «Город Шахты» на очередной финансовый год. Согласно п. 3.2 Устава учреждение строит свои отношения с другими организациями на основе договоров. Учитывая вышеизложенное, Муниципальное учреждение «Департамент благоустройства» <адрес> может организовать обустройство участка дороги вблизи школы , <адрес> дорожными знаками 1.22, 1.23 «Дети», 5.19.1, 5.19.2 в случае выделения денежных средств из местного бюджета.

Представитель 3-го лица ОГИБДД УВД по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

-пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Закона) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Причем пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

-пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог;

-в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

-в силу ст. 16 Закона к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-согласно ст. 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О безопасности дорожного движения на территории <адрес>» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что в районе школы , в <адрес>, отсутствуют дорожные знаки «Дети», предусмотренные п. 1.22, 1.23, 8.2.1, 5.19.1, 5.19.2 приложения «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. 5 ч.1 ст. 6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления <адрес> возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Конвенцией ООН ДД.ММ.ГГГГ «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президиума ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ -VIII, (далее Конвенция) в п. 12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А. 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону.

Во исполнение данного положения Конвенции пунктом 1.23 приложения «Дорожные знаки» к Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участком дороги, проходящему вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на который указывают протяженность участка дороги проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Отсутствие дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети» вблизи указанных детских учреждений, на проезжей части которых возможно появление детей, может привести к угрозе жизни и здоровью детей, а также к возникновению аварийной ситуации на дороге.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются:

-копией письма начальника ОГИБДД УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-7);

-копией распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24);

-копией устава МУ «Департамент благоустройства» (л.д. 25-36).

Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными, не подлежащими сомнению, а иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, МУ «Департамент благоустройства» <адрес> подлежит частичному удовлетворению, так как МУ «Департамент благоустройства» <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, МУ «Департамент благоустройства» <адрес>, третье лицо: ОГИБДД УВД по <адрес> об обязании установить дорожный знак «Дети», удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> обустроить участок дороги вблизи школы , расположенной в <адрес>, дорожными знаками 1.22, 1.23, 8.2.1, 5.19.1, 5.19,2 «Дети».

В иске к МУ «Департамент благоустройства» <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья:                                                                                  Моисеенков А.И.

Секретарь:                                                                            Обертышева Н.Н.