о признании протокола УПФ РФ недействительным



                                                                     Дело № 2-137/2011

               РЕШЕНИЕ     

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года                   

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Злодуховой И.Н. при секретаре Гармаш Ю. С. , рассмотрев в суде в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кусакина С.Н. к Государственному Учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Шахты о признании незаконными протоколов комиссии об удержании пенсии и доплаты к ней, обязании выплачивать удержанные суммы и возместить 12000 рублей судебных расходов, суд

УСТАНОВИЛ:

Кусакин С.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ Шахтинским городским отделом социального обеспечения ему назначена пенсия по выслуге лет в связи с наличием требуемого стажа работы в летном составе в гражданской авиации и прекращением этой работы. Однако, он через месяц после назначения пенсии и до ДД.ММ.ГГГГ продолжил работать командиром самолета, штурманом, руководителем полетов. Это стало известно работникам отделения Управления пенсионного фонда ( далее УПФ ). Согласно протокола №114В от 15 апреля 2010 г. решением комиссии УПФ с Кусакина А.Н. взыскана переплата пенсии в размере 32188,71 руб. за период с 01.08.1998г. по 31.12.2001 г. путем удержания ежемесячно 20% суммы пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения излишне выплаченной суммы.На основании решения заседания комиссии ответчика от 23 ноября 2009 г.принято решение о взыскании с истца доплаты к пенсии за период с 01. 02. по 31. 07. и с 01. 09. по 31. 12. 2002 г. Принимая названные решения ответчик сослался на ст. 25 и 26 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», указав, что истец «своевременно не представил сведения о выполнении после назначения льготной пенсии летной работы и получал пенсию по выслуге лет в соответствии с законом «О государственных пенсиях в РФ» от 01.02.1998г. №113»., а затем доплату к пенсии по ФЗ от 17. 12. 2001 г. №173- ФЗ.

Истец считает, что принятые ответчиком решения не соответствуют тому, что ФЗ РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» действует с января 2002 года и по нему не может быть взыскана пенсия период с 1.08.1998г.по 31.12.2001г., когда она выплачивалась отделом социального обеспечения, пенсия и доплата к ней удерживаются несмотря на наличие у ответчика сведений персонифицированного учета о летной работе истца в периоды за которые удержаны пенсия и доплата к ней, в том числе с марта 2001 по декабрь 2004 г. руководителем полетов ЗАО « Шахтинский авиационно- ремонтный завод РОСТО «, т. е не на летной работе. Истец также считал, что поскольку работал он официально, поэтому полагал, что работодатель сообщает необходимую информацию о его работе в отделение пенсионного фонда.
Также в исковом заявлении истец ссылался на то, что согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, настаивал, что в его действиях о получении в спорный период пенсии и доплаты нет недобросовестности. Поэтому Кусакин С.Н. ( с учетом окончательно уточненных требований ) просит суд признать протоколы комиссии УПФ от 23 ноября 2009 г и 15 апреля 2010г. незаконными, обязать ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области выплатить ему удержанные суммы, взыскав судебные расходы в размере 12000 руб.

Эти требования истец поддержал в суде, пояснив вышеизложенное и то, что знал от руководителя отдела кадров предприятия о невозможности с 1998 г. получения пенсии в случае продолжения летной работы, писал ей заявление и считал, что оно было сдано в отдел социального обеспечения. На предложения суда о вручении работнику отдела кадров предприятия, где работал истец повестки для допроса в суде и пояснений подачи им в УПФ сведений о летной работе истца весь период за который взысканы пенсия и доплата истец ответил отказом, пояснив, что не согласен с участием работодателя в настоящем деле и считает, что в этом нет необходимости, т. к нет документов о том, что он не работал летчиком- испытателем.


Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Шахты Хагожеева О.А. иск не признала ссылаясь на то, что переплата пенсии Кусакина С.Н. образовалась по его вине, поскольку он будучи при назначении пенсии под роспись извещен о необходимости извещения УПФ о трудоустройстве на летную работу, своевременно не известил отделение пенсионного фонда об этом и обязан возместить ГУ УПФ РФ в г. Шахты причиненный ущерб в соответствии с действующим и до января 2002 г. и в настоящее время законодательством. Также представитель УПФ обратила внимание суда, что несмотря на запись в трудовой книжке о работе истца руководителем полетов по поданным в УПФ сведениям истец продолжал летать и фактически работал летчиком - испытателем.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица- ЗАО « Шахтинский авиационно - ремонтный завод РОСТО «, привлеченного для участия в деле определением суда от 06. 12. 2010 г, извещенного о судебном заседании, но в суд 2- ы не являвшегося, о причине неявки не сообщившего.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям:

Согласно статье 79 Закона РФ от 20. 11. 1990 г. № 340-1 « О государственных пенсиях в РФ « : «Пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет».

Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001 г.№155-ФЗ в преамбуле и статье 1, предоставляет право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд этих работников, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющими особый характер. В качестве условия назначения такой доплаты законодатель определил наличие определенной продолжительности работы в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации и на работодателя возложена обязанность оплачивать дополнительные страховые платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации, являющиеся источником таких выплат.

             Таким образом, с 2002 года в дополнение к назначаемой в соответствии с действующим законодательством пенсии названным Законом введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию и выплачиваемой при прекращении летной работы.

    До введения в действие указанного выше Закона, размер пенсии летному составу гражданской авиации определялся нормами Закона от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по ст.87 которого пенсия (кроме пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, а также пенсии, назначенные в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и пенсии назначенные в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа) выплачивались при условии оставления работы (службы), с учетом которой она установлена. При выполнении другой работы пенсия выплачивалась в порядке, предусмотренном частью первой статьи 22 Закона. Статьей 86 указанного Закона было определено, что максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации на уровне трех с половиной минимальных размеров пенсии по старости. Максимальный размер пенсии затем … повышается на 1 процент за каждый год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначении пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Таким образом, в соответствии с действовавшим с ноября 1990 г. по настоящее время законодательством пенсия, а с 1 января 2002 г. доплата к ней летному составу выплачивалась только при условии оставления работы. ., с учетом которой она установлена. Из материалов дела следует, что 20 января 1992 г. Кусакин С.Н. был уволен из Шахтинского объединенного авиаотряда Северокавказского управления гражданской авиации в связи с уходом на пенсию.

В этот же день Шахтинским городским отделом социального обеспечения Кусакина С.Н. назначена пенсия по выслуге лет в размере 345 руб.42 коп. 20 февраля 1992 г. истец был восстановлен на летной работе командиром самолета ( л. д 9 )

Согласно записей в трудовой книжке :28.07.1998 г. Кусакин С.Н. принят на должность инженера-технолога в Шахтинский авиационно-ремонтный завод РОСТО, 10.08.1998 г. переведен на должность штурмана, 15.03.2001 г. был переведен на должность руководителя полетов, а 02.12.2004 г. уволен в связи с несоответствием выполняемой работе по состоянию здоровья. По поданным в УПФ сведениям ЗАО « Шахтинский авиаремонтный завод РОСТО « где работал истец, фактически он с 1 августа 1998 г. по 31. 12 2002 г. продолжал летать и работал фактически штурманом и летчиком - испытателем ( л. д 60-62 ) Этого истец не оспаривал и в судебном заседании. Эти данные послужили основанием для выводов о летной работе истца названные периоды и несообщении им сведений об этом УПФ. Проверяя их в судебном заседании, суд также приходит к выводу, что они обоснованны, поскольку истец на неоднократные предложения суда о вручении повестки работнику работодателя подавшему в УПФ сведения о его летной работе для его допроса в суде с этим не согласился, как и не согласен с участием в деле работодателя, пояснив, что с 1992 года от работника отдела кадров знает о невозможности одновременного получения пенсии и продолжения летной работы и был об этом под роспись предупрежден при назначении пенсии ( л. д 160- 161 обр ), поданных работодателем сведений вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ не опроверг, а у суда они не вызывают сомнения поскольку истец не отрицает фактического выполнения спорный период летной работы. Согласно протокола №232В от 23 ноября 2009 г. решением комиссии ГУ УПФР в г. Шахты с Кусакина А.Н. взыскана переплата доплаты к пенсии в размере 2887,32 руб. за период с 01.02.2002 г. по 31.07.2002 г. и с 01.09.2002 г. по 31.12.2002 г. путем удержания переплаты в размере 20% суммы пенсии с 01.12.2009 г. до полного погашения излишне выплаченной суммы.

Согласно протокола №114В от 15 апреля 2010 г. решением комиссии ГУ УПФР в г. Шахты с Кусакина А.Н. взыскана переплата пенсии в размере 32188,71 руб. за период с 01.08.1998г. по 31.12.2001 г. путем удержания переплаты в размере 20% суммы пенсии с 01.05.2010 г. до полного погашения излишне выплаченной суммы.

Определенные протоколами суммы удерживаются с истца и в настоящее время. Их подробные расчеты представлены в материалы дела ( л. д 166-167, 168- 170 ) и истцом не оспорены, размер удержаний соответствует требованиям статьи 26 ФЗ от 17. 12. 2001 г. №173- ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ «.

В соответствии с положениями ч8 статьи 1 ФЗ от 27. 11. 2001 г №155- ФЗ « О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации :«пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации использующие труд членов летных экипажей обязаны бозотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. Аналогичная норма была установлена и Законом от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» по которому пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (ст.127 ч2 ).А в части 1 этой же статьи предусмотрена обязанность работодателя сообщать в 5 тидневный срок, органу, выплачивающему пенсию о приеме на работу пенсионера. Невыполнение установленной законом обязанности и выплата излишних сумм пенсии влечет обязанность и пенсионера и работодателя по возмещению причиненного ущерба. В соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ от 17. 12. 2001 г №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ « : В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, …..повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Согласно статье 26этого же Закона удержания из трудовой пенсии производятся на основании: ….. решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии (п. 3 ст. 26).

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из анализа приведенных положений закона следует, что излишне выплаченная до 31. 12. 2001 г. пенсия, а после этой даты доплата к ней возмещается непосредственно лицом допустившим нарушение закона о неизвещении пенсионного фонда о трудоустройстве пенсионера на летную работу.

Пенсия истцу была назначена 20.01.1992 г., он зная о возможности ее получения лишь в случае прекращения летной работы через месяц продолжил работу командиром самолета, затем штурмана и летчика - испытателя и не сообщал об этом в УПФ, поскольку данные об этом в его пенсионном деле отсутствуют, денежные средства получает сам пенсионер, а работодатель исходя из материалов дела с февраля 2000 года указывал в данных персонифицированного учета сведения о летной работе истца и сам истец в судебном заседании не отрицал, что с 1992 г. знал от работника отдела кадров работодателя о невозможности получения пенсии и продолжения летной работы, нот работал на летной работе и получал пенсию. .

Согласно ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в ст. 11 Закона.

Согласно ст. 3 Закона от 01.04.1996, целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.8 ст. 6).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, (ст. 5).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации (ст.8.1).

Пенсионный фонд вправе запросить сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица только по заявлению этого лица в определенных Законом случаях. Проводить ежегодную сверку получателей пенсии с поступающими индивидуальными сведениями законодательством не предусмотрено.

Исходя из анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что на органы УПФ не возложена обязанность по ежемесячной проверки сведений персонифицированного учета для выводов о продолжении выплаты пенсии или доплаты к ней в связи с прекращением определенной работы и сама по себе подача этих сведений УПФ не является основанием для освобождения пенсионера от обязанности сообщить о летной работе в УПФ и отказаться от получения пенсии, а с 01. 01. 2002 г. доплаты к ней.

С доводами истца о взыскании УПФ переплаты пенсии до 31. 12. 2001 г. со ссылкой на « пенсионный закон « действующий с 01. 01. 2002 г. суд не соглашается поскольку из текста протокола от 15 апреля 2010 г ( л. д 7 ) следует, что статьи 25, 26 ФЗ от 17. 12. 2001 г. в этом протоколе названы как основания его вынесения и принятия решения об удержании пенсии и определении размера удержаний по закону действующему на момент принятия комиссией решения об удержании пенсии. В мотивировочной части этого протокола указаны нормы закона « О государственных пенсиях в РФ « ( л. д 7 )регулировавшего до 31. 12. 2001 г. основания выплаты и удержания пенсии.

Не соглашается суд и с доводами истца об отсутствии у ответчика полномочий по удержанию пенсии за период когда она выплачивалась отделом социального обеспечения, поскольку статья 26 ФЗ от 17. 12. 2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ « не ограничивает органы УПФ периодом за который удерживается пенсия. Выплачивается пенсия хоть и разными учреждениями, но из 1-го источника - пенсионного фонда РФ ( ч3 ст 25 этого же закона ) и ущерб причиненный ему должен быть возмещен не зависимо от учреждения распоряжающегося фондом.


Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что с 01.08.1998 г. по 31.12.2002 г. Кусакин С.Н. работал на Шахтинском авиационно-ремонтном заводе РОСТО на летной работе( штурманом, летчиком испытателем ), поэтому в этот период не имел права на получение пенсии в связи с работой в летном и летно-испытательном составе,а затем доплаты к пенсии, поскольку они выплачиваются при оставлении летной работы, однако об этой работе ответчику не сообщил, следовательно принятые УПФ решения. о взыскании с Кусакина С.Н. переплаты пенсии за период с 01.08.1998 г. по 31.12.2001 г. в размере 32188,71 руб. и доплаты к пенсии с 01.02.2002 г. по 31.07.2002 г. и с 01.09.2002 г. по 31.12.2002 г являются правомерными.

В связи с отказом в удовлетворении требований о признании незаконными протоколов с решениями комиссии ответчика о взыскании пенсии и доплаты к ней, суд отклоняет и требования истца о б обязании ответчика выплатить удержанные суммы и возместить 12 000 рублей судебных расходов, которые по статье 98 ГПК РФ взыскиваются лишь стороне в пользу которой вынесено решение суда.


На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд, -

                                                           РЕШИЛ:

Кусакину С.Н. отказать в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Шахты о признании незаконными протоколов комиссии от 23 ноября 2009 года, от 15 апреля. 2010 года, обязании выплатить удержанные суммы и возместить <данные изъяты> судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в судебную коллегию по гражданским делам в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области.

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2011 г. .


Судья:                                                   Злодухова И. Н.