К делу №2-402/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 февраля 2011 г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Иванчиковой И.И., при секретаре Сапченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах Запорожцева А.П., к Администрации г. Шахты о признании решения Администрации г. Шахты об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязании провести комиссионное обследование жилищных условий и рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Шахты обратился в суд с исковым заявлением в интересах Запорожцева А.П., ссылаясь на то, что прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства Администрацией города Шахты при рассмотрении обращения ветерана Великой Отечественной войны - Запорожцева А.П. по вопросу обеспечения жилым помещением. Проверкой установлено, что Запорожцев А.П. является ветераном Великой Отечественной войны и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом общей площадью 45,2 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м. одноэтажный и частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), водоснабжение имеется (1 раковина), центральной канализации и туалета в доме нет. Фундамент каменный, стены каркасные, обложены кирпичом, крыша шатровая. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. В доме имеется 2 комнаты и коридор. Санитарно-техническое состояние удовлетворительное. На территории домовладения находится надворный туалет. В исковом заявлении прокурор <адрес> указал, что ФИО1 результатам проведенной проверки, Запорожцев А.П. обращался в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения. Однако, Администрацией города Шахты никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Запорожцеву А.П. в постановке на жилищный учет было отказано по основаниям ст. 54 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившему документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Прокурор г. Шахты указал, что в нарушение ст. 15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, положений ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», жилищные условия инвалида Великой Отечественной войны Запорожцева А.П. не обследованы. На основании изложенного прокурор, действующий в интересах Запорожцева А.П., просил суд признать решение Администрации города Шахты об отказе Запорожцеву А.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий № 721 от 04.03.2010 г. незаконным и обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Запорожцева А.П. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Помощник прокурора г. Шахты - Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить. В обоснование требований указала, что Запорожцев А.П. обратился в прокуратуру города Шахты с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что он является ветераном Великой Отечественной войны и в силу возраста не может защитить свои права и законные интересы. Помощник прокурора указал также, что в целях реализации требований п. 7. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, Администрацией города Шахты создана и действует комиссия по признанию жилых помещений непригодных для проживания. В соответствии с п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Однако, несмотря на то, что Запорожцев А.П. обращался в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения, Администрацией города никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Запорожцев А.П. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных прокурором города Шахты требований настаивал. Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание явилась, с иском не согласна, пояснила, что предоставление жилых помещений по договору социального найма, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено ст. 49, 52 ЖК РФ, согласно которым принятие на учет граждан и предоставление указанного жилого помещения возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией г. Шахты граждан малоимущими; признания Администрацией г. Шахты граждан нуждающимися в жилом помещении; принятие граждан на учет в Администрации г. Шахты в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Запорожцев А.П. не представил доказательств соблюдения требований п. 2 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС от 07.10.2005 г., а также не доказал, что он является нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств непригодности дома, в котором он проживает, решение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения отсутствует. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Запорожцева А.П. Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора г. Шахты, действующего в интересах Запорожцева А.П., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Поскольку Запорожцев А.П. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 216) и инвалидом 1 группы, то в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами он имеет право на обеспечение жильем как нуждающийся в улучшении жилищных условий и на соответствующую социальную поддержку. По данным МУ «ДТСР города Шахты» Запорожцев А.П. зарегистрирован в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 13). Как установлено судом, Запорожцев А.П. проживает в жилом <адрес> в <адрес>, построенном в 1955 году, общая площадь жилого дома составляет 45,2 кв.м., жилая площадь 32,8 кв.м. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что жилой <адрес> в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности истцу на основании договора постоянного бессрочного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время указанный дом принадлежит его сыну ФИО3 на основании договора пожизненного содержания с иждивением № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права 61-АЕ № от ДД.ММ.ГГГГ Проведенной прокуратурой г. Шахты совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции Ростовской области, отдела в г. Шахты государственного пожарного надзора Управления МЧС РФ по Ростовской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты, Октябрьском, Усть-Донецком районах проверкой установлено, что жилой дом по <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м. одноэтажный и частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), водоснабжение имеется (1 раковина), центральной канализации и туалета в доме нет. Фундамент каменный, стены каркасные, обложены кирпичом, крыша шатровая. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. В доме имеется 2 комнаты и коридор. Санитарно-техническое состояние удовлетворительное. На территории домовладения находится надворный туалет. Как установлено судом, истец, являясь собственником домовладения <адрес> по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> своим распоряжением № отказала Запорожцеву А.П. в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившему документы, не подтверждающие право состоять на учете. Суд считает, что указанное распоряжение незаконно по следующим основаниям. Президент своим Указом от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" поставил задачу завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Главная задача органов местного самоуправления выявить всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, тогда как Администрация г. Шахты при решении вопроса об отказе Запорожцеву А.П. в принятии его на учет не выяснила нуждаемость истца в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления не проверил жилищные условия Запорожцева А.П., не разрешил вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения, несмотря на то, что при Администрации г. Шахты для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана Межведомственная комиссия, т.е. вопрос о нуждаемости и все сопутствующие вопросы не были всесторонне исследованы и не решались. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, регулируемые ст. 49 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 52 ЖК РФ возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией города граждан малоимущими либо нуждающимися в жилом помещении, принятие граждан на учет в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ Запорожцеву А.П. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете. Однако в своем заявлении Запорожцев А.П. указал, что ему необходимо улучшить жилищные условия, поскольку в домовладении вместе с ним проживают его сын ФИО3 и ФИО6, которые ухаживают за ветераном - инвалидом <данные изъяты> группы. Администрация же города отказывает по иным основаниям, в нарушение п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, из которой следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. В соответствии с ч. 2 этой же статьи жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Распоряжение № Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ издано с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" от 15.09.2005, рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления, который проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления по форме, установленной постановлением Администрации Ростовской области от 29.12.2005 г. №327 «Об утверждении положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организация учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В соответствии с указанной нормой рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Данная норма закона предусматривает рассмотрение заявлений граждан по всем основаниям, а не по одному, на выбор Администрации. Отказывая в удовлетворении заявления Запорожцева А.П., в распоряжении Администрация г. Шахты ссылается на п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС, указывая, что представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако выводы ответчика необоснованны, поскольку не были проверены жилищные условия истицы, акт обследования Администрацией г. Шахты не составлялся. Таким образом, доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что обследование жилищных условий граждан, обратившихся о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и составление акта обследования Администрацией г. Шахты должно проводиться после постановки на учет не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В целях урегулирования вопросов о порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Положение не распространяется на частные жилые дома, поскольку собственник жилого помещения сам несет бремя содержания жилого помещения и обязан его содержать в надлежащем состоянии, противоречит п. 2 Положения, устанавливающего, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Доводы Администрации г. Шахты о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий принимать решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан не может быть принята судом во внимание, поскольку п. 8 Положения предусматривает, что Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что Запорожцев А.П. не обращалась в Орган местного самоуправления с заявлением о признании пригодным (непригодным) жилого помещения (л.д. 15) опровергаются наличием в материалах дела заявления Запорожцева А.П., поданного на имя Мэра города Шахты ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ Мнение представителя ответчика о том, что Запорожцев А.П. должен был обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию суд оценивает критически, так как установлено, что истец обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в связи с необходимостью улучшить жилищные условия, при этом приложил правоустанавливающие и технические документы на дом. Доводы Администрации г. Шахты о том, что истец не представил в Орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право состоять на учете и не провел за свой счет обследование дома по оценке соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) не соответствует п. 1 ст. 45 Положению, согласно которому, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Запорожцев А.П. в обоснование требований поданного заявления не представил заключение специализированной организации, проводящей обследование жилого помещения, суд считает несостоятельными по тем основаниям, что пункт 2 ст. 45 предусматривает, что предъявление указанного заключения требуется для признания многоквартирного дома аварийным, что в рамках рассмотрения заявления Запорожцева А.П. не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Шахты нарушен порядок рассмотрения заявления Запорожцева А.П. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку в нарушение требований действующего законодательства при рассмотрении заявления не были обследованы жилищные условия Запорожцева А.П., не принято решение о признании жилого помещения заявителя пригодными (непригодными) для проживания ни Органом местного самоуправления, ни по его распоряжению Межведомственной комиссией, в связи с чем суд полагает признать незаконным распоряжение Администрации г. Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Запорожцеву А.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исходя из действующего законодательства все вопросы, сопутствующие рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе и вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения решаются органом местного самоуправления при рассмотрении заявления о принятии на учет, в связи с чем суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора, действующего в интересах Запорожцева А.П. об обязании Администрации г. Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Запорожцева А.П. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Установленные судом обстоятельства подтверждаются: - справкой МУП «Бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что <адрес> в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности Запорожцеву А.П. на основании договора постоянного бессрочного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ; - справкой МУП «Бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что жилой <адрес> в <адрес> на указанную дату принадлежит на праве собственности сыну истца ФИО3 на основании договора пожизненного содержания с иждивением № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права 61-АЕ № от ДД.ММ.ГГГГ; - справкой МУ «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Запорожцев А.П. зарегистрирован в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом 1 группы; - удостоверением №, из которого следует, что Запорожцев А.П. является участником и ветераном Великой Отечественной войны; - заявлением Запорожцева А.П. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; - распоряжением Администрации города Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Запорожцеву А.П. в постановке на жилищный учет было отказано; - письмо Муниципального учреждения «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО2 зарегистрирован в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом 1 группы (л.д. 13); - домовой книгой, из которой следует, что в жилом <адрес> в <адрес> зарегистрированы ФИО3 и Запорожцев А.П.. Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать распоряжение Администрации города Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Запорожцеву А.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Запорожцева А.П. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд, начиная с 14.02.2011 г. Копия верна: Судья: И.И. Иванчикова Секретарь: Л.Г. Сапченко