об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшениии жилищных условий незаконными



К делу №2-398/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 г.                                                                                        

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Иванчиковой И.И., при секретаре Сапченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах Сафоновой М.М., к Администрации г. Шахты о признании решения Администрации г. Шахты об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании провести комиссионное обследование жилищных условий и рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Шахты обратился в суд с исковым заявлением в интересах Сафоновой М.М., ссылаясь на то, что прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства Администрацией города Шахты при рассмотрении обращения ветерана Великой Отечественной войны - Сафоновой М.М. по вопросу обеспечения жилым помещением.

Проверкой установлено, что Сафонова М.М. является ветераном Великой Отечественной войны и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом площадью 25,5 кв.м. одноэтажный и частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), при этом на территории домовладения нет холодной воды, слива или центральной канализации, туалета. Фундамент каменный стены каменные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, частично металлопластиковые, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. При этом, стены дома имеют трещины, частичное разрушение. В доме имеется две комнаты, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное. Штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. Для обогрева помещений используется форсунка. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта.

В исковом заявлении прокурор г. Шахты указал, что согласно результатам проведенной проверки, Сафонова М.М. обращалась в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения. Однако, Администрацией города Шахты никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Сафоновой М.М. в постановке на жилищный учет было отказано по основаниям ст. 54 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившей документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Прокурор г. Шахты указал, что в нарушение ст. 15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, положений ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», жилищные условия инвалида Великой Отечественной войны Сафоновой М.М. не обследованы. При этом, из самого заявления о постановке на учет следует, что Сафонова М.М. проживает в жилом помещении не отвечающим установленным требованиям.

На основании изложенного прокурор, действующий в интересах Сафоновой М.М., просил суд признать решение Администрации города Шахты об отказе Сафоновой М.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Сафоновой М.М. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Помощник прокурора г. Шахты - Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить. В обоснование требований указала, что представитель Сафоновой М.М. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Елфимова Н.И. обратилась в прокуратуру города Шахты с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на то, что Сафонова М.М. является ветераном Великой Отечественной войны и в силу возраста не может защитить свои права и законные интересы.

Помощник прокурора указал также, что в целях реализации требований п. 7. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Администрацией города Шахты создана и действует комиссия по признанию жилых помещений непригодных для проживания. В соответствии с п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Однако, несмотря на то, что Сафонова М.М. обращалась в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения, Администрацией города никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось.

Сафонова М.М. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных прокурором города Шахты требований настаивала.

Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание явилась, с иском не согласна, пояснила, что предоставление жилых помещений по договору социального найма, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено ст. 49, 52 ЖК РФ, согласно которым принятие на учет граждан и предоставление указанного жилого помещения возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией г. Шахты граждан малоимущими; признания Администрацией г. Шахты граждан нуждающимися в жилом помещении; принятие граждан на учет в Администрации г. Шахты в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Сафонова М.М. не представила доказательств соблюдения требований п. 2 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС от 07.10.2005 г., а также не доказала, что она является нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, истицей не предоставлено доказательств непригодности дома, в котором она проживает, решение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения отсутствует. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Сафоновой М.М.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора г. Шахты, действующего в интересах Сафоновой М.М., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Поскольку Сафонова М.М. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы, то в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами она имеет право на обеспечение жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и на соответствующую социальную поддержку.

По данным МУ «ДТСР города Шахты» Сафоновой М.М. зарегистрирована в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом 2 группы (л.д. 14).

Как установлено судом, Сафонова М.М. проживает в жилом <адрес> в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Дом построен в 1955 году, общая площадь жилого дома составляет 25,5 кв.м., жилая площадь 25,5 кв.м.

Проведенной прокуратурой г. Шахты совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции Ростовской области, отдела в г. Шахты государственного пожарного надзора Управления МЧС РФ по Ростовской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты, Октябрьском, Усть-Донецком районах проверкой установлено, что жилой дом по <адрес> в <адрес>, площадью 25,5 кв.м. одноэтажный и частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), при этом на территории домовладения нет холодной воды, слива или центральной канализации, туалета. Фундамент каменный стены каменные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, частично металлопластиковые, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. При этом, стены дома имеют трещины, частичное разрушение. В доме имеется две комнаты, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное. Штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. Для обогрева помещений используется форсунка. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта. По заключению Роспотребнадзора по РО в г. Шахты от 23-24 ноября 2010 г., указанный жилой дом не соответствует требованиям санитарных правил, дом не подключен к водоснабжению, отсутствует горячее водоснабжение.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 11.02.2010 г. Сафонова М.М. обратилась в Администрацию города Шахты с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с непригодным состоянием дома для проживания (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Шахты своим распоряжением отказала Сафоновой М.М. в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившей документы, не подтверждающие право состоять на учете.

Суд считает, что указанное распоряжение незаконно по следующим основаниям.

Президент своим Указом от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" поставил задачу завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку ФИО1 Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Главная задача органов местного самоуправления выявить всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, тогда как Администрация г. Шахты при решении вопроса об отказе Сафоновой М.М. в принятии ее на учет не выяснила нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий.

Орган местного самоуправления не проверил жилищные условия Сафоновой М.М., не разрешил вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения, несмотря на то, что при Администрации г. Шахты для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана Межведомственная комиссия, т.е. вопрос о нуждаемости и все сопутствующие вопросы не были всесторонне исследованы и не решались.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, регулируемые ст. 49 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 52 ЖК РФ возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией города граждан малоимущими либо нуждающимися в жилом помещении, принятие граждан на учет в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сафоновой М.М. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете.

Однако в своем заявлении Сафонова М.М. указала, что проживает в помещении, не отвечающим установленным законом требованиям. Администрация же города отказывает по иным основаниям, в нарушение п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, из которой следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. В соответствии с ч. 2 этой же статьи жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ издано с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" от 15.09.2005, рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления, который проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления по форме, установленной постановлением Администрации Ростовской области от 29.12.2005 г. №327 «Об утверждении положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организация учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с указанной нормой рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Данная норма закона предусматривает рассмотрение заявлений граждан по всем основаниям, а не по одному, на выбор Администрации.

Отказывая в удовлетворении заявления Сафоновой М.М., в распоряжении Администрация г. Шахты ссылается на п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС, указывая, что представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако выводы ответчика необоснованны, поскольку не были проверены жилищные условия истицы, акт обследования Администрацией г. Шахты не составлялся.

Таким образом, доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что обследование жилищных условий граждан, обратившихся о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и составление акта обследования Администрацией г. Шахты должно проводиться после постановки на учет не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В целях урегулирования вопросов о порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Положение не распространяется на частные жилые дома, поскольку собственник жилого помещения сам несет бремя содержания жилого помещения и обязан его содержать в надлежащем состоянии, противоречит п. 2 Положения, устанавливающего, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Доводы Администрации г. Шахты о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий принимать решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан не может быть принята судом во внимание, поскольку п. 8 Положения предусматривает, что Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что Сафонова М.М. не обращалась в Орган местного самоуправления с заявлением о признании пригодным (непригодным) жилого помещения (л.д. 13) опровергаются наличием в материалах дела заявления Сафоновой М.М., поданного на имя Мэра города Шахты ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ

Мнение представителя ответчика о том, что Сафонова М.М. должна была обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию суд оценивает критически, так как установлено, что истица обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в связи с непригодностью жилого помещения, при этом приложила правоустанавливающие и технические документы на дом.

Доводы Администрации г. Шахты о том, что истица не представила в Орган местного самоуправления документы, подтверждающие ее право состоять на учете и не провела за свой счет обследование дома по оценке соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) не соответствует п. 1 ст. 45 Положению, согласно которому, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом.

Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Сафонова М.М. в обоснование требований поданного заявления не представила заключение специализированной организации, проводящей обследование жилого помещения, суд считает несостоятельными по тем основаниям, что пункт 2 ст. 45 предусматривает, что предъявление указанного заключения требуется для признания многоквартирного дома аварийным, что в рамках рассмотрения заявления Сафоновой М.М. не требуется.

         Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Шахты нарушен порядок рассмотрения заявления Сафоновой М.М. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку в нарушение требований действующего законодательства при рассмотрении заявления не были обследованы жилищные условия Сафоновой М.М., не принято решение о признании жилого помещения заявителя пригодными (непригодными) для проживания ни Органом местного самоуправления, ни по его распоряжению Межведомственной комиссией, в связи с чем суд полагает признать незаконным распоряжение Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сафоновой М.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

         Исходя из действующего законодательства все вопросы, сопутствующие рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе и вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения решаются органом местного самоуправления при рассмотрении заявления о принятии на учет, в связи с чем суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора, действующего в интересах Сафоновой М.М. об обязании Администрации г. Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Сафоновой М.М. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются:

- справкой МУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Сафонова М.М. проживает в жилом <адрес> в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ

- справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в г. Шахты от 23-ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что жилой <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил, жилой дом не подключен к водоснабжению, отсутствует горячее водоснабжение;

- справкой МУ «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Сафонова М.М. зарегистрирована в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом 2 группы;

- удостоверением , из которого следует, что Сафонова М.М. является участником и ветераном Великой Отечественной войны;

- заявлением Сафоновой М.М. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

- распоряжением Администрации города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Сафоновой М.М. в постановке на жилищный учет было отказано;

- фотографиями жилого <адрес> в <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Признать распоряжение Администрации города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сафоновой М.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

          Обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Сафоновой М.М. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд, начиная с 14.02.2011 г.

Судья: подпись

Копия верна: Судья:                                    И.И. Иванчикова

        Секретарь:                                                      ФИО3