об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными



К делу №2-396/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 г.                                                                                        

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Иванчиковой И.И., при секретаре Сапченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах Калюка Н.А., к Администрации г. Шахты о признании решения Администрации г. Шахты об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязании провести комиссионное обследование жилищных условий и рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Шахты обратился в суд с исковым заявлением в интересах Калюка Н.А., ссылаясь на то, что прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства Администрацией города Шахты при рассмотрении обращения ветерана Великой Отечественной войны - Калюка Н.А. по вопросу обеспечения жилым помещением.

Проверкой установлено, что Калюка Н.А. является ветераном Великой Отечественной войны и проживает в <адрес> в <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., жилой площадью 31,1 кв.м. Данная квартира расположена в одноэтажном домовладении и частично благоустроена (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение), при этом в квартире нет слива или центральной канализации. Фундамент каменный, стены кирпичные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. При этом, стены жилого помещения имеют многочисленные трещины, частичное разрушение. В квартире имеется 3 комнаты и коридор, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное, штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта.

В исковом заявлении прокурор г. Шахты указал, что согласно результатам проведенной проверки, Калюка Н.А. обращался в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения. Однако, Администрацией города Шахты никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Калюка Н.А. в постановке на жилищный учет было отказано по основаниям ст. 54 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившему документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Прокурор г. Шахты указал, что в нарушение ст. 15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, положений ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», жилищные условия участника Великой Отечественной войны Калюка Н.А. не обследованы. При этом, из самого заявления о постановке на учет следует, что Калюка Н.А. проживает в жилом помещении не отвечающим установленным требованиям.

На основании изложенного прокурор, действующий в интересах Калюка Н.А., просил суд признать решение Администрации города Шахты об отказе Калюка Н.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Калюка Н.А. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Помощник прокурора г. Шахты - Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить. В обоснование требований указала, что Калюка Н.А. обратился в прокуратуру города Шахты с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на то, что он является ветераном Великой Отечественной войны и в силу возраста не может защитить свои права и законные интересы.

Помощник прокурора указал также, что в целях реализации требований п. 7. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, Администрацией города Шахты создана и действует комиссия по признанию жилых помещений непригодных для проживания. В соответствии с п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Однако, несмотря на то, что Калюка Н.А. обращался в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения, Администрацией города никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось.

Калюка Н.А. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных прокурором города Шахты требований настаивал.

Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание явилась, с иском не согласна, пояснила, что предоставление жилых помещений по договору социального найма, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено ст. 49, 52 ЖК РФ, согласно которым принятие на учет граждан и предоставление указанного жилого помещения возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией г. Шахты граждан малоимущими; признания Администрацией г. Шахты граждан нуждающимися в жилом помещении; принятие граждан на учет в Администрации г. Шахты в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Калюка Н.А. не представил доказательств соблюдения требований п. 2 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС от 07.10.2005 г., а также не доказал, что он является нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, истцом не предоставлено доказательств непригодности дома, в котором он проживает, решение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения отсутствует. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Калюка Н.А.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора г. Шахты, действующего в интересах Калюка Н.А., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Поскольку Калюка Н.А. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы, то в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами он имеет право на обеспечение жильем как нуждающийся в улучшении жилищных условий и на соответствующую социальную поддержку.

По данным МУ «ДТСР города Шахты» Калюка Н.А. зарегистрирован в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 11).

Как установлено судом, Калюка Н.А. проживает в <адрес> в <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., жилая площадь 31,1 кв.м., принадлежащей ему на праве собственности на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

Проведенной прокуратурой г. Шахты совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции Ростовской области, отдела в г. Шахты государственного пожарного надзора Управления МЧС РФ по Ростовской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты, Октябрьском, Усть-Донецком районах проверкой установлено, что <адрес> в <адрес> общей площадью 42,0 кв.м., жилой площадью 31,1 кв.м. расположена в одноэтажном частично благоустроенном доме (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение), при этом в квартире нет слива или центральной канализации. Фундамент каменный, стены кирпичные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. При этом, стены жилого помещения имеют многочисленные трещины, частичное разрушение. В квартире имеется 3 комнаты и коридор, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное, штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта. По заключению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в <адрес> от 23-ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> имеет многочисленные трещины, необходима строительная экспертиза пригодности жилья для проживания.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Калюка Н.А. обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с непригодным состоянием дома для проживания (л.д. 32).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Шахты своим распоряжением отказала Калюка Н.А. в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившему документы, не подтверждающие право состоять на учете.

Суд считает, что указанное распоряжение незаконно по следующим основаниям.

Президент своим Указом от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" поставил задачу завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Главная задача органов местного самоуправления выявить всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, тогда как Администрация г. Шахты при решении вопроса об отказе Калюка Н.А. в принятии его на учет не выяснила нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.

Орган местного самоуправления не проверил жилищные условия Калюка Н.А., не разрешил вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения, несмотря на то, что при Администрации г. Шахты для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана Межведомственная комиссия, т.е. вопрос о нуждаемости и все сопутствующие вопросы не были всесторонне исследованы и не решались.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, регулируемые ст. 49 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 52 ЖК РФ возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией города граждан малоимущими либо нуждающимися в жилом помещении, принятие граждан на учет в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ Калюка Н.А. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете.

Однако в своем заявлении Калюка Н.А. указал, что ему необходимо улучшить жилищные условия. Администрация же города отказывает по иным основаниям, в нарушение п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, из которой следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. В соответствии с ч. 2 этой же статьи жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Распоряжение Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ издано с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" от 15.09.2005, рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления, который проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет актпо форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления по форме, установленной постановлением Администрации Ростовской области от 29.12.2005 г. №327 «Об утверждении положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организация учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с указанной нормой рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Данная норма закона предусматривает рассмотрение заявлений граждан по всем основаниям, а не по одному, на выбор Администрации.

Отказывая в удовлетворении заявления Калюка Н.А., в распоряжении Администрация г. Шахты ссылается на п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС, указывая, что представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако выводы ответчика необоснованны, поскольку не были проверены жилищные условия истца, акт обследования Администрацией г. Шахты не составлялся.

Таким образом, доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что обследование жилищных условий граждан, обратившихся о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и составление акта обследования Администрацией г. Шахты должно проводиться после постановки на учет не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В целях урегулирования вопросов о порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Положение не распространяется на частные жилые дома, поскольку собственник жилого помещения сам несет бремя содержания жилого помещения и обязан его содержать в надлежащем состоянии, противоречит п. 2 Положения, устанавливающего, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Доводы Администрации г. Шахты о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий принимать решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан не может быть принята судом во внимание, поскольку п. 8 Положения предусматривает, что Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что Калюка Н.А. не обращался в Орган местного самоуправления с заявлением о признании пригодным (непригодным) жилого помещения опровергаются наличием в материалах дела заявления Калюка Н.А., поданного на имя Мэра города Шахты ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Мнение представителя ответчика о том, что Калюка Н.А. должен был обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию суд оценивает критически, так как установлено, что истец обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в связи с непригодностью жилого помещения, при этом приложила правоустанавливающие и технические документы на дом.

Доводы Администрации г. Шахты о том, что истец не представил в Орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право состоять на учете и не провел за свой счет обследование дома по оценке соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) не соответствует п. 1 ст. 45 Положению, согласно которому, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом.

Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Калюка Н.А. в обоснование требований поданного заявления не представил заключение специализированной организации, проводящей обследование жилого помещения, суд считает несостоятельными по тем основаниям, что пункт 2 ст. 45 предусматривает, что предъявление указанного заключения требуется для признания многоквартирного дома аварийным, что в рамках рассмотрения заявления Калюка Н.А. не требуется.

         Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Шахты нарушен порядок рассмотрения заявления Калюка Н.А. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в нарушение требований действующего законодательства при рассмотрении заявления не были обследованы жилищные условия Калюка Н.А., не принято решение о признании жилого помещения заявителя пригодными (непригодными) для проживания ни Органом местного самоуправления, ни по его распоряжению Межведомственной комиссией, в связи с чем суд полагает признать незаконным распоряжение Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе Калюка Н.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

         Исходя из действующего законодательства все вопросы, сопутствующие рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе и вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения решаются органом местного самоуправления при рассмотрении заявления о принятии на учет, в связи с чем суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора, действующего в интересах Калюка Н.А. об обязании Администрации г. Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Калюка Н.А. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются:

- справкой МУП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Калюка Н.А. проживает в <адрес> в <адрес>, принадлежащей ему на праве собственности на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ

- справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что <адрес> в <адрес> имеет многочисленные трещины, необходима строительная экспертиза пригодности жилья для проживания;

- справкой МУ «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Калюка Н.А. зарегистрирован в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом 2 группы;

- удостоверением , из которого следует, что Калюка Н.А. является участником Великой Отечественной войны;

- заявлением Калюка Н.А. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

- распоряжением Администрации города Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Калюка Н.А. в постановке на жилищный учет было отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Калюка Н.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.

          Обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Калюка Н.А. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд, начиная с 14.02.2011 г.

Судья: подпись

Копия верна: Судья:                                    И.И. Иванчикова

        Секретарь:                                                      ФИО3