№2-1596/11 Р Е Ш Е Н И Е 24.06.2011г. г.Шахты Шахтинский городской суд Ростовской области в составе Судьи Романовой С.Ф. С участием помощника прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н. При секретаре Ростовской М.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных образовательных учреждениях, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Шахты обратился в суд с иском к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией <адрес> действующего законодательства при предоставлении несовершеннолетним жителям <адрес> дошкольного образования. Так, проверка показала, что на территории <адрес> проживает 12 987 детей в возрасте от одного года до семи лет, фактическое количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 6041. Количество мест по лицензии всех дошкольных учреждений города составляет 5 588 мест. Таким образом, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях города составляет 7 399 мест. Фактическое количество детей, не обеспеченных местами в ДОУ в ДД.ММ.ГГГГ году составило 844. Система дошкольного образования на территории города составит из 42 дошкольных образовательных учреждений (из которых 41-муниципальных, 1-негосударственное), которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ посещают 6042 дошкольников. В очереди на получение мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях состоят 3 518 детей, при этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растёт. Кроме того, проведённой проверкой установлено очевидное превышение норм наполняемости в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города. Наибольшая очерёдность в дошкольные образовательные учреждения насчитывается в центральных районах города - 1045 детей, при возможном приёме - 300 детей, а также в районе <адрес> - 737, при возможном приёме 210 детей, в микрорайоне <адрес> - 135 детей при возможном приёме 20, <адрес> - 80, при возможном приёме 45 детей, в <адрес> - 60 детей, при возможном приёме 30 детей. В соответствии с п.п.2 ст.31 Закона РФ «Об образовании» и ст.16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к полномочиям городского округа. Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округа <адрес>. Так, пунктом 13 статьи 6 Устава города <адрес> к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти <адрес>; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поэтому прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают данные требования непостоянен и персонально изменчив и просит обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Помощник прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н. в судебном заседании поддержала требования в полном объёме и пояснила, что со стороны Администрации <адрес> не принимаются меры к увеличению дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях. Представитель ответчика Администрации <адрес> - ФИО1 в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по тем основаниям, что Администрация <адрес> как орган местного самоуправления выполняет возложенные на неё функции в соответствии с действующим законодательством, а увеличение (создание дополнительных до ДД.ММ.ГГГГ) мест в муниципальных образовательных учреждениях будет противоречить требованиям Положений о дошкольном образовании, Закону РФ «Об образовании». Комплектование групп в муниципальных учреждениях, их количество, предельная наполняемость в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ не относится к прямой обязанности органа местного самоуправления, определяется и осуществляется МУ «Департамент образования» самостоятельно согласно положениям подзаконных актов. При этом наполняемость групп в большинстве дошкольных образовательных учреждений соответствует предельной наполняемости по лицензии и соответствует норме, утверждённой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в зависимости от специфики функционирующих в них групп. Кроме того, положениями п.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местного бюджета. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Следовательно, финансирование вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах средств местного бюджета. Субъекты РФ обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп.13 п.2 ст.26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», п.6.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании»). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В <адрес> функционируют дошкольные образовательные учреждения, которые предоставляют общедоступное бесплатное дошкольное образование. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации за период до 2025 года. Данной Концепцией предусмотрены основные направления развития дошкольного образования, среди которых указаны такие как: обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных). Также предусматривается разработать специальные меры по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни. Таким образом, государством гарантируется развитие системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения, поэтому требования прокурора г.Шахты необоснованны и в их удовлетворении необходимо отказать. Представитель третьего лица МУ «Департамент образования <адрес>» - ФИО2 в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по тем основаниям, что в ведении МУ «Департамент образования <адрес>» находится 39 муниципальных детских дошкольных учреждений. Предельная наполняемость МДОУ определяется в соответствии с имеющейся лицензией и составляет в настоящее время - 5375 мест, списочное количество воспитанников, посещающих МДОУ - 5848 человек. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что рождаемость в городе и количество детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории муниципального образования, в течение последних 3-х лет увеличивается, при этом в настоящее время фактическая наполняемость детей в дошкольных образовательных учреждениях значительно превышает максимальную наполняемость существующих дошкольных образовательных учреждений, имеется дефицит мест в детские сады, очерёдность в детские сады неуклонно растёт, дошкольные учреждения города переполнены, в очереди в детские сады находится на дату ДД.ММ.ГГГГ 2600 детей. Частичное сокращение очереди произойдёт при комплектовании на ДД.ММ.ГГГГ при приёме детей на места выбывших воспитанников. С учётом имеющихся резервов по созданию дополнительных мест в действующих МДОУ в долгосрочной целевой программе «Развитие муниципальной системы образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» предусмотрено доведение показателя удовлетворённости потребности в услугах дошкольного образования к ДД.ММ.ГГГГ году до 6 200 человек. В целях удовлетворения потребности населения в дошкольных учреждениях, МУ «Департамент образования <адрес>» ведётся постоянная работа по переоборудованию неиспользуемых ранее помещений в действующих МДОУ, их ремонту, оснащению мебелью в соответствии с действующими СанПинами и внесению изменений в лицензию. МУ «Департамент образования <адрес>» в течение ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с постановлениями Администрации <адрес> было открыто дополнительных мест в МДОУ. Для открытия дополнительных мест и содержания воспитанников из местного бюджета выделено <данные изъяты>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. В настоящее время Администрацией <адрес> подготовлен и направлен в Минимущество РО пакет документов о передаче в ДД.ММ.ГГГГ году из собственности <адрес> в муниципальную собственность здания кадетского корпуса, расположенного в <адрес>. В дальнейшем планируется передача имущества в оперативное управление МДОУ №, подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания, выполнение капитального ремонта, оснащение оборудованием, мебелью и открытие дополнительно - 200 мест. В сложившихся условиях полная ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения возможна только при строительстве не менее пяти МДОУ в различных районах города, что требует значительных капитальных вложений. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив специалиста, суд находит требования прокурора г.Шахты необоснованными и подлежащими отклонению. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с ч.1,2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится в том числе самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида настоящим Законом. В силу ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно ст.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Согласно ст.31 вышеуказанного Постановления Правительства РФ количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Статьёй 32 предусмотрена предельная наполняемость в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности. Кроме того, согласно положениям ст.26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии образовательному учреждению лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, перечисленными в указанной статье. Так например, лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическое агентством - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленный законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям. Как установлено в судебном заседании муниципальные дошкольные образовательные учреждения <адрес> осуществляют свою деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учредителем дошкольных образовательных учреждений - Администрацией <адрес> определено наполнение дошкольных образовательных учреждений. Так, количество мест по лицензии в 42 дошкольных образовательных учреждениях <адрес> составляет 5588, а фактическая посещаемость дошкольных образовательных учреждений составляет 6041 воспитанников (л.д.№), что свидетельствует о превышении норм наполняемости в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города. Между тем, согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка (п.1.10). Кроме того, данными нормами предусмотрена предельная наполняемость групп в зависимости от возраста детей и категории детей с ограниченными возможностями здоровья (п.1.12). Из показаний заместителя государственного санитарного врача по <адрес> ФИО3, допрошенного в качестве специалиста в судебном заседании, следует, что образовательная деятельность подлежит лицензированию, одним из условий получения лицензии является наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого учреждениями Роспотребнадзора. При проведении санитарно-эпидемиологического обследования дошкольных образовательных учреждений <адрес> с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> районах подходит индивидуально в определении предельной наполняемости детей в группах каждого лицензируемого учреждения. Увеличение дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> невозможно, поскольку приведёт к нарушению СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», т.к. существующие площади в детских садах не позволяют увеличить численность детей. Удовлетворение потребности города в предоставлении мест в детских дошкольных образовательных учреждениях возможно только при строительстве новых зданий детских образовательных учреждений (л.д.№) Таким образом, увеличение дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет противоречить не только нормам СанПин, но и вышеперечисленным нормам закона. Не может суд согласиться с утверждениями помощника прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н. о том, что Администрацией <адрес> не принимаются меры к увеличению мест в дошкольных учреждениях. Так, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная долгосрочная программа «Развитие муниципальной системы образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» в рамках данной программы планируется доведение показателя удовлетворённости потребности в услугах дошкольного образования в ДД.ММ.ГГГГ году до 6066 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6086 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6186 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6200 человек (л.д.№) Постановлением первого заместителя главы Администрации <адрес> ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ МУ Департаменту образования <адрес> было поручено обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ открытие в МДОУ «Детский сад №№ <адрес>» группы общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от одного года до трёх лет с 10 часовым режимом пребывания и предельной наполняемостью групп - 15 воспитанников и обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ открытие в МДОУ «Детский сад №№ <адрес>» группы общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от трёх до семи лет с 10 часовым режимом функционирования и наполняемостью группы - 20 воспитанников (л.д.№) Из объяснений представителя МУ «Департамент образования <адрес>», данных в судебном заседании следует, что данное постановление исполнено и созданные дополнительные группы уже функционируют. Кроме того, в адрес Министра общего и профессионального образования <адрес> были направлены предложения по возможному возврату ранее перепрофилированных зданий детских садов в сеть дошкольных образовательных учреждений области и просьба об оказании содействия в первоочередном выделении средств из областного бюджета для строительства двух муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 240 мест (л.д.№) Администрацией <адрес> также подготовлен и направлен в Минимущество РО пакет документов о передаче в ДД.ММ.ГГГГ году из собственности <адрес> в муниципальную собственность здания кадетского корпуса, расположенного в <адрес>, с дальнейшей передачей в безвозмездное пользование МДОУ «Центра развития ребёнка детский сад первой категории №» (л.д.№) Таким образом, организация и проведение данных мероприятий позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация <адрес> в данном направлении не бездействует. Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит у выводу о том, что увеличение дополнительных мест в уже существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, как того требует истец, приведёт к нарушению прав прежде всего самих воспитанников детских дошкольных учреждений, к нарушению норм СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», будет противоречить выданным дошкольным образовательным учреждениям лицензиям, на основании которых осуществляют свою деятельность данные учреждения, Закону РФ «Об образовании». При таких обстоятельствах требования прокурора г.Шахты суд находит необоснованными и подлежащими отклонению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Прокурору г.Шахты в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 29.06.2011г. Судья (подпись). Копия верна Судья С.Ф. Романова Секретарь М.В. Ростовская
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ