Об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных образовательных учреждениях



№2-1596/11

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.06.2011г.                                                                                                            г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.

С участием помощника прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н.

При секретаре Ростовской М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты обратился в суд с иском к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией <адрес> действующего законодательства при предоставлении несовершеннолетним жителям <адрес> дошкольного образования. Так, проверка показала, что на территории <адрес> проживает 12 987 детей в возрасте от одного года до семи лет, фактическое количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет 6041. Количество мест по лицензии всех дошкольных учреждений города составляет 5 588 мест. Таким образом, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях города составляет 7 399 мест. Фактическое количество детей, не обеспеченных местами в ДОУ в ДД.ММ.ГГГГ году составило 844. Система дошкольного образования на территории города составит из 42 дошкольных образовательных учреждений (из которых 41-муниципальных, 1-негосударственное), которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ посещают 6042 дошкольников. В очереди на получение мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях состоят 3 518 детей, при этом ежегодно количество нуждающихся в получении данных услуг растёт. Кроме того, проведённой проверкой установлено очевидное превышение норм наполняемости в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города. Наибольшая очерёдность в дошкольные образовательные учреждения насчитывается в центральных районах города - 1045 детей, при возможном приёме - 300 детей, а также в районе <адрес> - 737, при возможном приёме 210 детей, в микрорайоне <адрес> - 135 детей при возможном приёме 20, <адрес> - 80, при возможном приёме 45 детей, в <адрес> - 60 детей, при возможном приёме 30 детей. В соответствии с п.п.2 ст.31 Закона РФ «Об образовании» и ст.16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к полномочиям городского округа. Указанные полномочия отнесены к вопросам местного значения городского округа <адрес>. Так, пунктом 13 статьи 6 Устава города <адрес> к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти <адрес>; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес>, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поэтому прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивают данные требования непостоянен и персонально изменчив и просит обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём создания дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в количестве не менее числа детей, состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Помощник прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н. в судебном заседании поддержала требования в полном объёме и пояснила, что со стороны Администрации <адрес> не принимаются меры к увеличению дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях.

Представитель ответчика Администрации <адрес> - ФИО1 в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по тем основаниям, что Администрация <адрес> как орган местного самоуправления выполняет возложенные на неё функции в соответствии с действующим законодательством, а увеличение (создание дополнительных до ДД.ММ.ГГГГ) мест в муниципальных образовательных учреждениях будет противоречить требованиям Положений о дошкольном образовании, Закону РФ «Об образовании». Комплектование групп в муниципальных учреждениях, их количество, предельная наполняемость в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ не относится к прямой обязанности органа местного самоуправления, определяется и осуществляется МУ «Департамент образования» самостоятельно согласно положениям подзаконных актов. При этом наполняемость групп в большинстве дошкольных образовательных учреждений соответствует предельной наполняемости по лицензии и соответствует норме, утверждённой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в зависимости от специфики функционирующих в них групп. Кроме того, положениями п.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местного бюджета. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Следовательно, финансирование вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах средств местного бюджета. Субъекты РФ обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп.13 п.2 ст.26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», п.6.1 ст.29 Закона РФ «Об образовании»). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В <адрес> функционируют дошкольные образовательные учреждения, которые предоставляют общедоступное бесплатное дошкольное образование. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации за период до 2025 года. Данной Концепцией предусмотрены основные направления развития дошкольного образования, среди которых указаны такие как: обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных). Также предусматривается разработать специальные меры по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни. Таким образом, государством гарантируется развитие системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения, поэтому требования прокурора г.Шахты необоснованны и в их удовлетворении необходимо отказать.

Представитель третьего лица МУ «Департамент образования <адрес>» - ФИО2 в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по тем основаниям, что в ведении МУ «Департамент образования <адрес>» находится 39 муниципальных детских дошкольных учреждений. Предельная наполняемость МДОУ определяется в соответствии с имеющейся лицензией и составляет в настоящее время - 5375 мест, списочное количество воспитанников, посещающих МДОУ - 5848 человек. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что рождаемость в городе и количество детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории муниципального образования, в течение последних 3-х лет увеличивается, при этом в настоящее время фактическая наполняемость детей в дошкольных образовательных учреждениях значительно превышает максимальную наполняемость существующих дошкольных образовательных учреждений, имеется дефицит мест в детские сады, очерёдность в детские сады неуклонно растёт, дошкольные учреждения города переполнены, в очереди в детские сады находится на дату ДД.ММ.ГГГГ 2600 детей. Частичное сокращение очереди произойдёт при комплектовании на ДД.ММ.ГГГГ при приёме детей на места выбывших воспитанников. С учётом имеющихся резервов по созданию дополнительных мест в действующих МДОУ в долгосрочной целевой программе «Развитие муниципальной системы образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» предусмотрено доведение показателя удовлетворённости потребности в услугах дошкольного образования к ДД.ММ.ГГГГ году до 6 200 человек. В целях удовлетворения потребности населения в дошкольных учреждениях, МУ «Департамент образования <адрес>» ведётся постоянная работа по переоборудованию неиспользуемых ранее помещений в действующих МДОУ, их ремонту, оснащению мебелью в соответствии с действующими СанПинами и внесению изменений в лицензию. МУ «Департамент образования <адрес>» в течение ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с постановлениями Администрации <адрес> было открыто дополнительных мест в МДОУ. Для открытия дополнительных мест и содержания воспитанников из местного бюджета выделено <данные изъяты>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. В настоящее время Администрацией <адрес> подготовлен и направлен в Минимущество РО пакет документов о передаче в ДД.ММ.ГГГГ году из собственности <адрес> в муниципальную собственность здания кадетского корпуса, расположенного в <адрес>. В дальнейшем планируется передача имущества в оперативное управление МДОУ , подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания, выполнение капитального ремонта, оснащение оборудованием, мебелью и открытие дополнительно - 200 мест. В сложившихся условиях полная ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения возможна только при строительстве не менее пяти МДОУ в различных районах города, что требует значительных капитальных вложений.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив специалиста, суд находит требования прокурора г.Шахты необоснованными и подлежащими отклонению.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с ч.1,2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится в том числе самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида настоящим Законом.

В силу ст.33.1 Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно ст.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Согласно ст.31 вышеуказанного Постановления Правительства РФ количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Статьёй 32 предусмотрена предельная наполняемость в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.

Кроме того, согласно положениям ст.26 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии образовательному учреждению лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, перечисленными в указанной статье. Так например, лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическое агентством - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленный законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Как установлено в судебном заседании муниципальные дошкольные образовательные учреждения <адрес> осуществляют свою деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности. Учредителем дошкольных образовательных учреждений - Администрацией <адрес> определено наполнение дошкольных образовательных учреждений.

Так, количество мест по лицензии в 42 дошкольных образовательных учреждениях <адрес> составляет 5588, а фактическая посещаемость дошкольных образовательных учреждений составляет 6041 воспитанников (л.д.), что свидетельствует о превышении норм наполняемости в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города.

Между тем, согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка (п.1.10). Кроме того, данными нормами предусмотрена предельная наполняемость групп в зависимости от возраста детей и категории детей с ограниченными возможностями здоровья (п.1.12).

Из показаний заместителя государственного санитарного врача по <адрес> ФИО3, допрошенного в качестве специалиста в судебном заседании, следует, что образовательная деятельность подлежит лицензированию, одним из условий получения лицензии является наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого учреждениями Роспотребнадзора. При проведении санитарно-эпидемиологического обследования дошкольных образовательных учреждений <адрес> с целью выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> районах подходит индивидуально в определении предельной наполняемости детей в группах каждого лицензируемого учреждения. Увеличение дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> невозможно, поскольку приведёт к нарушению СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», т.к. существующие площади в детских садах не позволяют увеличить численность детей. Удовлетворение потребности города в предоставлении мест в детских дошкольных образовательных учреждениях возможно только при строительстве новых зданий детских образовательных учреждений (л.д.)

Таким образом, увеличение дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет противоречить не только нормам СанПин, но и вышеперечисленным нормам закона.

Не может суд согласиться с утверждениями помощника прокурора г.Шахты Одиноченко Т.Н. о том, что Администрацией <адрес> не принимаются меры к увеличению мест в дошкольных учреждениях.

Так, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная долгосрочная программа «Развитие муниципальной системы образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» в рамках данной программы планируется доведение показателя удовлетворённости потребности в услугах дошкольного образования в ДД.ММ.ГГГГ году до 6066 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6086 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6186 человек, в ДД.ММ.ГГГГ году до 6200 человек (л.д.)

Постановлением первого заместителя главы Администрации <адрес> ФИО от ДД.ММ.ГГГГ МУ Департаменту образования <адрес> было поручено обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ открытие в МДОУ «Детский сад № <адрес>» группы общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от одного года до трёх лет с 10 часовым режимом пребывания и предельной наполняемостью групп - 15 воспитанников и обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ открытие в МДОУ «Детский сад № <адрес>» группы общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от трёх до семи лет с 10 часовым режимом функционирования и наполняемостью группы - 20 воспитанников (л.д.)

Из объяснений представителя МУ «Департамент образования <адрес>», данных в судебном заседании следует, что данное постановление исполнено и созданные дополнительные группы уже функционируют.

Кроме того, в адрес Министра общего и профессионального образования <адрес> были направлены предложения по возможному возврату ранее перепрофилированных зданий детских садов в сеть дошкольных образовательных учреждений области и просьба об оказании содействия в первоочередном выделении средств из областного бюджета для строительства двух муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 240 мест (л.д.)

Администрацией <адрес> также подготовлен и направлен в Минимущество РО пакет документов о передаче в ДД.ММ.ГГГГ году из собственности <адрес> в муниципальную собственность здания кадетского корпуса, расположенного в <адрес>, с дальнейшей передачей в безвозмездное пользование МДОУ «Центра развития ребёнка детский сад первой категории » (л.д.)

Таким образом, организация и проведение данных мероприятий позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация <адрес> в данном направлении не бездействует.

Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит у выводу о том, что увеличение дополнительных мест в уже существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, как того требует истец, приведёт к нарушению прав прежде всего самих воспитанников детских дошкольных учреждений, к нарушению норм СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», будет противоречить выданным дошкольным образовательным учреждениям лицензиям, на основании которых осуществляют свою деятельность данные учреждения, Закону РФ «Об образовании».

При таких обстоятельствах требования прокурора г.Шахты суд находит необоснованными и подлежащими отклонению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г.Шахты в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> об обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путём увеличения мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29.06.2011г.

Судья (подпись).

Копия верна        Судья                                                  С.Ф. Романова

                            Секретарь                                           М.В. Ростовская