Дело № 2-657/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 апреля 2011 года г. Шахты Шахтинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л. при секретаре Николаюк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к Администрации г. Шахты, 3-му лицу - Министерству энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Шахты, 3-му лицу - Министерству энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, ссылаясь на то, что ФИО2, ФИО1 и ФИО3 являются собственниками <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к Администрации города Шахты об обязании включить ФИО4 в дополнительный список граждан, подлежащих переселению и направить его на согласование в Министерство энергетики РФ прекращено. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в квартире проживают и зарегистрированы ФИО2, ФИО1 и ФИО4. Жилой <адрес> значится в списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Глубокая» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. В дополнительном списке граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Глубокая» непригодными для проживания по критериям безопасности, составленном в 2007 г., согласованном Министерством энергетики Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> значится подлежащей переселению семья ФИО1, состав семьи указан: ФИО2, жена ФИО1 и ФИО3 - умерла. В настоящее время жильцам квартир этого дома Администрация <адрес> предоставляет социальные выплаты на приобретение жилья. ФИО2 обратился в Администрацию города Шахты с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимо ветхого, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ему было отказано в этом, со ссылкой на то, что предоставленный им пакет документов не выполняет условия п. 11 постановления Правительства № 428 от Считают, что отказ ответчика основан на неправильном толковании названного п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428. По смыслу постановления гражданин обязать передать только то, что ему принадлежит на праве собственности, а не обязательно квартиру целиком. Право гражданина на предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья не может быть поставлено в зависимость от принятия наследства после смерти ФИО3, собственника 1/3 доли <адрес>. Они наследства после смерти ФИО3 не принимали и не желают этого делать. Просят обязать Администрацию г. Шахты заключать с ФИО5вичем и ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов. Истцы ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в исковом заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представители истцов - ФИО4, действующий на основании доверенности, и адвокат Сорока И.А., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, в обоснование привели вышеизложенные доводы. Дополнительно пояснили, что наследником по закону после смерти ФИО3 является ФИО2, как ее сын. После смерти матери он не принимал наследства и не желал этого делать, т.к. все наследство умершей состоит из 1/3 доли <адрес>, которая находится в ветхом жилье и подлежит сносу. У ФИО2 нет даже свидетельства о рождении подтверждающего родство с умершей. Обязать ФИО2 принять наследство, которое он не желает получать ни кто не может. Смысла у ФИО2 принимать это наследство не было, т.к. в квартире произведена перепланировка, узаконение которой по предварительным расчетам будет стоит около 50 тыс. руб. Поскольку квартиру все равно необходимо передавать Администрации города Шахты для сноса. Администрация города Шахты вправе сама оформить права на наследство умершей ФИО3, как на вымороченное имущество. Представитель Администрации г. Шахты - Зорина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования ФИО2, ФИО1 не признала, в удовлетворении просила отказать, в обоснование своей позиции привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 39-41). Представитель 3-го лица - Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования ФИО2, ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5). Во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840). В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Согласно п. 9 вышеназванных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином. Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Пунктом 11 вышеуказанных Правил, предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. Судом установлено, что <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, ФИО1 и ФИО3 на основании договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Истцы ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы по месту жительства и проживают в этой квартире. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ Жилой <адрес> значится в списке домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Глубокая» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. В дополнительном списке граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Глубокая» непригодными для проживания по критериям безопасности, составленном в 2007 г., согласованном с Министерством энергетики Российской Федерации 30.06.2008 г. в <адрес> значится подлежащей переселению семья ФИО1, состав семьи указан: ФИО2, жена ФИО1 и ФИО3 - умерла. То есть фактически на момент составления этого дополнительного списка состав семьи ФИО1 был два человека. В настоящее время жильцам квартир этого дома Администрация города Шахты предоставляет социальные выплаты на приобретение жилья. Истцы обратились в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления социальной выплаты, предоставив все необходимые документы для этого, в том числе, обязательство о безвозмездной передачи <адрес> Администрации города Шахты. Данное обстоятельство стороны не оспаривали. На обращение истцов за социальной выплатой в Администрацию г. Шахты им сообщили, что социальная выплата для приобретения жилья не может быть им предоставлена, поскольку предоставленный им пакет документов не выполняет условия п. 11 постановления Правительства № 428 от Суд считает отказ Администрации города Шахты в предоставлении истцам социальной выплаты необоснованным, нарушающим права на жилище ФИО2 и ФИО1, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Истцы ФИО2 и ФИО1, являясь собственниками суммарно 2/3 долей в праве собственности на <адрес> заявили о своем согласии передать Администрации города Шахты в соответствии с п. 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 квартиру для дальнейшего сноса дома, подав обязательство об этом. Наследник, который мог бы передать Администрации города Шахты принадлежащую умершей ФИО3 1/3 долю в праве собственности на квартиру отсутствует. Согласно ответа нотариуса г. Шахты ФИО9 наследственное дело после смерти ФИО3 не заводилось, т.е. лица принявшие наследство после смерти ФИО3 отсутствуют. Возможный наследник по закону после смерти ФИО3 истец ФИО2, не желает принимать и оформлять наследство ФИО3 Поскольку принятие наследства является добровольным, то обязанности по принятию наследства он не несет. В силу 1151 ГК РФ данное имущество является вымороченным. Согласно ч. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Т.е. после оформления наследственных прав только сама Администрация города Шахты может распорядится долей ФИО3 в праве собственности на квартиру. Однако, право истцов на жилище, не может быть поставлено, в зависимость от оформления ответчиком в порядке наследования права на вымороченную 1/3 долю ФИО3 в праве собственности на квартиру. При этом, суд учитывает, что целью передачи ответчику жилого помещения при предоставлении социальной выплаты является его снос, а не дальнейшее использование. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию г. Шахты заключить с ФИО5вичем и ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Т.Л. Кинзбурская
13.07.2005 г., право собственности на долю в праве собственности, принадлежащую умершей ФИО3 не оформлено ими, и поэтому они не могут взять на себя обязательство о безвозмездной передаче Администрации города всей <адрес>. Так как невозможна безвозмездная передача ими всей квартирыАдминистрации г. Шахты, ФИО2 ФИО1 отказано в переселении из ветхого жилья.
13.07.2005 г., та как право собственности на долю в праве общей долевой собственности, принадлежащую умершей ФИО3 наследниками не оформлено. Так как истцам принадлежит не вся <адрес>, а только право на долю в праве собственности на нее, то они не могут взять на себя обязательство о безвозмездной передачи всей квартирыАдминистрации г. Шахты, а передача части квартиры не предусмотрена законом.