К делу №2-401/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 февраля 2011 г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Иванчиковой И.И., при секретаре Сапченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах Завалищевой А.Е., к Администрации <адрес> о признании решения Администрации <адрес> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании провести комиссионное обследование жилищных условий и рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Шахты обратился в суд с исковым заявлением в интересах Завалищевой А.Е., ссылаясь на то, что прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства Администрацией города Шахты при рассмотрении обращения ветерана Великой Отечественной войны - Завалищевой А.Е. по вопросу обеспечения жилым помещением. Проверкой установлено, что Завалищева А.Е. является ветераном Великой Отечественной войны и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: пер. <адрес> в <адрес>. Указанный жилой дом общей площадью 27,7 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м. одноэтажный частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), при этом в доме нет холодной воды, слива или центральной канализации, туалета. Фундамент каменный, стены саманные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. В доме имеется две комнаты и коридор, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное. Штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта. В исковом заявлении прокурор г. Шахты указал, что согласно результатам проведенной проверки, Завалищева А.Е. обращалась в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения. Однако, Администрацией города Шахты никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Завалищевой А.Е. в постановке на жилищный учет было отказано по основаниям ст. 54 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившей документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Прокурор г. Шахты указал, что в нарушение ст. 15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, положений ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», жилищные условия инвалида Великой Отечественной войны Завалищевой А.Е. не обследованы. При этом, из самого заявления о постановке на учет следует, что Завалищева А.Е. проживает в жилом помещении не отвечающим установленным требованиям. На основании изложенного прокурор, действующий в интересах Завалищевой А.Е., просил суд признать решение Администрации города Шахты об отказе Завалищевой А.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Завалищевой А.Е. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Помощник прокурора г. Шахты - Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные требования просила удовлетворить. В обоснование требований указала, что Завалищева А.Е. обратилась в прокуратуру города Шахты с заявлением об оказании содействия в разрешении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны и в силу возраста не может защитить свои права и законные интересы. Помощник прокурора указал также, что в целях реализации требований п. 7. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, Администрацией города Шахты создана и действует комиссия по признанию жилых помещений непригодных для проживания. В соответствии с п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Однако, несмотря на то, что Завалищева А.Е. обращалась в Администрацию города Шахты по вопросу предоставления жилого помещения, Администрацией города никаких мер к защите законных прав и интересов заявителя - ветерана Великой Отечественной войны не предпринималось. Завалищева А.Е. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных прокурором города Шахты требований настаивала. Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание явилась, с иском не согласна, пояснила, что предоставление жилых помещений по договору социального найма, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрено ст. 49, 52 ЖК РФ, согласно которым принятие на учет граждан и предоставление указанного жилого помещения возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией г. Шахты граждан малоимущими; признания Администрацией г. Шахты граждан нуждающимися в жилом помещении; принятие граждан на учет в Администрации г. Шахты в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Завалищева А.Е. не представила доказательств соблюдения требований п. 2 ст. 54 ЖК РФ, п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС от 07.10.2005 г., а также не доказала, что она является нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, истицей не предоставлено доказательств непригодности дома, в котором она проживает, решение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения отсутствует. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Завалищевой А.Е. Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора г. Шахты, действующего в интересах Завалищевой А.Е., обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также имеют право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Поскольку Завалищева А.Е. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом <данные изъяты> группы, то в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами она имеет право на обеспечение жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и на соответствующую социальную поддержку. По данным МУ «ДТСР города Шахты» Завалищева А.Е. зарегистрирована в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 12). Как установлено судом, Завалищева А.Е. проживает в жилом <адрес> по <адрес> в <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №-АЕ 041708 <адрес> построен в 1957 году, общая площадь жилого дома составляет 27,7 кв.м., жилая площадь 17,2 кв.м. Проведенной прокуратурой г. Шахты совместно со специалистами Государственной жилищной инспекции Ростовской области, отдела в г. Шахты государственного пожарного надзора Управления МЧС РФ по Ростовской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты, Октябрьском, Усть-Донецком районах проверкой установлено, что жилой дом по пер. <адрес> в <адрес>, общей площадью 27,7 кв.м., жилой площадью 17,2 кв.м. одноэтажный частично благоустроен (электроснабжение, газоснабжение), при этом в доме нет холодной воды, слива или центральной канализации, туалета. Фундамент каменный, стены саманные, крыша шатровая, оконные рамы деревянные, одинарные, входные двери деревянные. Техническое состояние основных элементов удовлетворительное. В доме имеется две комнаты и коридор, санитарно-техническое состояние неудовлетворительное. Штукатурка стен и потолка в некоторых местах имеет также трещины. На территории домовладения находится надворный туалет, который требует ремонта. По заключению Роспотребнадзора по РО в г. Шахты от 23-ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом не соответствует требованиям санитарных правил, дом не подключен к водоснабжению, отсутствует горячее водоснабжение. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Завалищева А.Е. обратилась в Администрацию города Шахты с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с непригодным состоянием дома для проживания (л.д. 19). ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Шахты своим распоряжением № отказала Завалищевой А.Е. в постановке на жилищный учет со ссылкой на п. 2 ст. 3 Областного закона № 363-ЗС от 07.10.2005, как представившей документы, не подтверждающие право состоять на учете. Суд считает, что указанное распоряжение незаконно по следующим основаниям. Президент своим Указом от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" поставил задачу завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Главная задача органов местного самоуправления выявить всех нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, тогда как Администрация г. Шахты при решении вопроса об отказе Завалищевой А.Е. в принятии ее на учет не выяснила нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления не проверил жилищные условия Завалищевой А.Е., не разрешил вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения, несмотря на то, что при Администрации г. Шахты для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создана Межведомственная комиссия, т.е. вопрос о нуждаемости и все сопутствующие вопросы не были всесторонне исследованы и не решались. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, регулируемые ст. 49 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 52 ЖК РФ возможно при соблюдении следующих требований: признания Администрацией города граждан малоимущими либо нуждающимися в жилом помещении, принятие граждан на учет в Администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжением Администрации г. Шахты №314 от 05.02.2010 г. Завалищевой А.Е.. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих право состоять на учете. Однако в своем заявлении Завалищева А.Е. указала, что проживает в помещении, не отвечающим установленным законом требованиям. Администрация же города отказывает по иным основаниям, в нарушение п.3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, из которой следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. В соответствии с ч. 2 этой же статьи жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Распоряжение №314 Администрации г. Шахты от 05.02.2010 г. издано с нарушением предусмотренной процедуры рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 10 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" от 15.09.2005, рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления, который проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет актпо форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления по форме, установленной постановлением Администрации Ростовской области от 29.12.2005 г. №327 «Об утверждении положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организация учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». В соответствии с указанной нормой рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Данная норма закона предусматривает рассмотрение заявлений граждан по всем основаниям, а не по одному, на выбор Администрации. Отказывая в удовлетворении заявления Завалищевой А.Е., в распоряжении Администрация г. Шахты ссылается на п. 2 ст. 3 Областного закона №363-ЗС, указывая, что представлены документы, которые не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако выводы ответчика необоснованны, поскольку не были проверены жилищные условия истицы, акт обследования Администрацией г. Шахты не составлялся. Таким образом, доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что обследование жилищных условий граждан, обратившихся о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и составление акта обследования Администрацией г. Шахты должно проводиться после постановки на учет не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В целях урегулирования вопросов о порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Положение не распространяется на частные жилые дома, поскольку собственник жилого помещения сам несет бремя содержания жилого помещения и обязан его содержать в надлежащем состоянии, противоречит п. 2 Положения, устанавливающего, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Доводы Администрации г. Шахты о том, что орган местного самоуправления не имеет полномочий принимать решения о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан не может быть принята судом во внимание, поскольку п. 8 Положения предусматривает, что Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Доводы представителя Администрации г. Шахты о том, что Завалищева А.Е. не обращалась в Орган местного самоуправления с заявлением о признании пригодным (непригодным) жилого помещения (л.д. 14) опровергаются наличием в материалах дела заявления Завалищевой А.Е., поданного на имя Мэра города Шахты ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Мнение представителя ответчика о том, что Завалищева А.Е. должна была обратиться с заявлением в Межведомственную комиссию суд оценивает критически, так как установлено, что истица обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в связи с непригодностью жилого помещения, при этом приложила правоустанавливающие и технические документы на дом. Доводы Администрации г. Шахты о том, что истица не представила в Орган местного самоуправления документы, подтверждающие ее право состоять на учете и не провела за свой счет обследование дома по оценке соответствия жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) не соответствует п. 1 ст. 45 Положению, согласно которому, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Ссылка Администрации г. Шахты на то, что Завалищева А.Е. в обоснование требований поданного заявления не представила заключение специализированной организации, проводящей обследование жилого помещения, суд считает несостоятельными по тем основаниям, что пункт 2 ст. 45 предусматривает, что предъявление указанного заключения требуется для признания многоквартирного дома аварийным, что в рамках рассмотрения заявления Завалищевой А.Е. не требуется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Шахты нарушен порядок рассмотрения заявления Завалищевой А.Е. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку в нарушение требований действующего законодательства при рассмотрении заявления не были обследованы жилищные условия Завалищевой А.Е., не принято решение о признании жилого помещения заявителя пригодными (непригодными) для проживания ни Органом местного самоуправления, ни по его распоряжению Межведомственной комиссией, в связи с чем суд полагает признать незаконным распоряжение Администрации г. Шахты №314 от 05.02.2010 г. об отказе Завалищевой А.Е. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исходя из действующего законодательства все вопросы, сопутствующие рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе и вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения решаются органом местного самоуправления при рассмотрении заявления о принятии на учет, в связи с чем суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора, действующего в интересах Завалищевой А.Е. об обязании Администрации г. Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Завалищевой А.Е. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Установленные судом обстоятельства подтверждаются: - справкой МУП «Бюро технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Завалищева А.Е. проживает в жилом доме по пер. <адрес> <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №-АЕ 041708 г. - справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в г. Шахты от 23-ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что жилой дом по пер. <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям санитарных правил, жилой дом не подключен к водоснабжению, отсутствует горячее водоснабжение; - справкой МУ «Департамент труда и социального развития города Шахты Ростовской области» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Завалищева А.Е. зарегистрирована в компьютерной базе получателей мер соцподдержки как участник Великой Отечественной войны, признанный инвалидом <данные изъяты> группы; - удостоверением №, из которого следует, что Завалищева А.Е. является участником и ветераном Великой Отечественной войны; - заявлением Завалищевой А.Е. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; - распоряжением Администрации города Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Завалищевой А.Е. в постановке на жилищный учет было отказано. Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать распоряжение Администрации города Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Завалищевой А.Е. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать Администрацию города Шахты в течение месяца провести комиссионное обследование жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Завалищевой А.Е. и повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд, начиная с 14.02.2011 г. Копия верна: Судья: И.И. Иванчикова Секретарь: Л.Г. Сапченко