Дело № 2-2662/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 августа 2011 г. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям: прокуратурой г. Шахты 30.12.2010 г. совместно с представителями ОГИБДД УВД по г. Шахты проведена проверка по обращению гр.Черковой Л.Г. исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильной дороги по ул. Милиционной от пер. Дубинина до пер. Тамбовский на территории г.Шахты. Проверкой установлено, что муниципальные дороги переданы в оперативное управление МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты на основании распоряжения Администрации города Шахты от 12.04.10 № 1174. В ходе проведённой комиссионной проверки проверено состояние ТСОРД и улично-дорожной сети. Дороги г.Шахты согласно инвентаризационной описи состоят на балансе и находятся в оперативном управлении МУ «Департамент благоустройства» Администрации г.Шахты. В силу Устава МУ «Департамента благоустройства» Администрации г.Шахты, Департамент выполняет функции по содержанию и строительству автодорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений в границах города. Согласно Акту комиссионной проверки выявлены нарушения ГОСТа 50597-93, ГОСТа 52289-04, СНИР 2.05.02-85 качества автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> участок дороги по <адрес> в районе <адрес> на подъезде к МОУ СОШ № 31 со стороны <адрес> имеет просадки, выбоины превышающие допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93. Основными недостатком в содержании улицы Милиционная по г. Шахты являются дефекты дорожного покрытия (ямочность, выбоины). Нарушение требований ГОСТа и СНИП могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей г.Шахты. Выявленные недостатки в состоянии проезжей части затрудняют движение транспортных средств и пешеходов и снижают уровень безопасности дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровья жителей города, в том числе детей, что подтверждается обращениями граждан. Администрацией города Шахты и МУ «Департамент благоустройства» в нарушение указанных норм и правил не надлежащим образом организованно содержание автомобильных дорог на территории г.Шахты. Администрацией г.Шахты также не обеспечен надлежащий контроль за деятельностью МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты. Просит суд обязать Администрацию г. Шахты привести улично-дорожную сеть по <адрес> <адрес> в соответствие с ГОСТом Р 50597-93. Определением Шахтинского городского суда от 10.03.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты. Помощник прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Представитель Администрации г. Шахты по доверенности Зорина Е.В. в судебное заседание явилась, представила суду письменные возражения на иск, просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку вопрос ремонта и содержания автомобильных дорог находится в компетенции органа местного самоуправления, который самостоятельно решает данный вопрос в пределах своей компетенции. Представитель УВД по г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил. Представитель МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты в судебное заседание явился, пояснил, что МУ «Департамент благоустройства» <адрес> может организовать обустройство участка дороги от <адрес> по <адрес> в случае выделения денежных средств из местного бюджета, так как финансовые обязательства возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов. Поэтому надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Шахты. Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.6 Областного закона от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005 г. N 106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Причем пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Судом установлено, что прокуратурой г. Шахты 30.12.2010 г. совместно с представителями ОГИБДД УВД по г. Шахты проведена проверка по обращению гр.Черковой Л.Г. исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> на территории г.Шахты. Проверкой установлено, что муниципальные дороги переданы в оперативное управление МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты на основании распоряжения Администрации города Шахты от 12.04.10 № 1174. В ходе проведённой комиссионной проверки проверено состояние ТСОРД и улично-дорожной сети. Дороги г.Шахты согласно инвентаризационной описи состоят на балансе и находятся в оперативном управлении МУ «Департамент благоустройства» Администрации г.Шахты. В силу Устава МУ «Департамента благоустройства» Администрации г.Шахты, Департамент выполняет функции по содержанию и строительству автодорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений в границах города. Согласно Акту комиссионной проверки выявлены нарушения ГОСТа 50597-93, ГОСТа 52289-04, СНИР 2.05.02-85 качества автомобильной дороги по <адрес> от пер. <адрес>. Так участок дороги по <адрес> в районе <адрес> на подъезде к МОУ СОШ № 31 со стороны <адрес> имеет просадки, выбоины превышающие допустимые размеры по ГОСТ Р 50597-93. Основными недостатком в содержании <адрес> являются дефекты дорожного покрытия (ямочность, выбоины). Нарушение требований ГОСТа и СНИП могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей г.Шахты. Выявленные недостатки в состоянии проезжей части затрудняют движение транспортных средств и пешеходов и снижают уровень безопасности дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровья жителей города, в том числе детей, что подтверждается обращениями граждан. Администрацией города Шахты и МУ «Департамент благоустройства» в нарушение указанных норм и правил не надлежащим образом организованно содержание автомобильных дорог на территории г.Шахты. Администрацией г.Шахты также не обеспечен надлежащий контроль за деятельностью МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты. Согласно п.3.11 ГОСТА Р 50597-3 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993года №221. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Суд считает, что поскольку выявлены дефекты дорожного покрытия по <адрес> на участке от <адрес>: ямочность, выбоины, то Администрация города Шахты ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее обязанности по содержанию автомобильных дорог. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 16 ФЗ №131 ФЗ от 06.10.2033г « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа. Уставом муниципального образования « Город Шахты» -городского округа Ростовской области, утвержденного решением Шахтинской городской Думы №106 от 08.11.2005года кК вопросам местного значения, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорого и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законом. Судом установлено, что муниципальные дороги переданы в оперативное управление МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты на основании распоряжения Администрации города Шахты от 12.04.2010г №1174. В силу Устава МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты выполняет функции по содержанию и строительству автодорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений в границах города. Таким образом, собственник дорог в лице Администрации города Шахты в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ и Устава муниципального образования « Город Шахты» несет обязанность по содержанию и ремонту принадлежащего ему имущества. На основании изложенного суд полагает также обязать Администрацию г. Шахты привести улично-дорожную сеть по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Суд полагает, что доводы Администрации г.Шахты и МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты об отсутствии финансовых средств на проведение соответствующей дорожной деятельности и ремонта дорог не может служить основанием для освобождения указанных лиц от необходимости соблюдения соответствующих ГОСТов, регламентирующих правила организации дорожной деятельности в РФ. Не может также служить основанием для освобождения Администрации г.Шахты от необходимости соблюдения соответствующих ГОСТов, регламентирующих правила организации дорожной деятельности, и ссылка на недофинансирование из областного бюджета программы развития улично-дорожной сети г.Шахты. Кроме того, в силу ст. 56 ГПК РФ ответчик не предоставил суду доказательств тех обстоятельств, на которые он ссылался в судебном заседании. Суд также полагает, что иск прокурора г.Шахты предъявлен в соответствии с требованиями п.2 ст. 46 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 г. «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», согласно которого действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. Поскольку Администрация г.Шахты не обеспечила надлежащее содержание и ремонт автомобильных дорог города Шахты, то суд полагает исковое заявление прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты, третьим лицам - ОГИБДД УВД по г.Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты об обязании обустроить участки автомобильных дорог, об обязании привести улично-дорожную сеть в соответствие с ГОСТом подлежащим удовлетворению. Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты, третьим лицам - ОГИБДД УВД по г.Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты об обязании обустроить участки автомобильных дорог и привести улично-дорожную сеть в соответствие с ГОСТом - удовлетворить. Обязать Администрацию <адрес> привести улично-дорожную сеть по <адрес> от переулка <адрес> в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд <адрес>. Судья: Колоскова О.Р.