К делу №2-2443/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10.08.2011г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Колосковой О.Р. с участием прокурора Н.Ю. Кулинич, при секретаре Ильницкой И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, 3-е лица МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области, ОГИБДД УВД г. Шахты об обязании установить дорожные знаки, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением к Администрации города Шахты, 3-е лица МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области, ОГИБДД УВД г. Шахты об обязании установить дорожные знаки, по следующим основаниям: прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, в результате которой установлено, что: в районе школы №27, по <адрес> отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные 5.19.1,5.19,2 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993г. №1090. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих детских учреждений, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данных детских учреждений, круг которых определить невозможно. На основании изложенного прокурор города Шахты просил суд обязать Администрацию г. Шахты обустроить участок дороги вблизи школы №27 по <адрес> дорожными знаками 5.19.1,5.19.2. В судебное заседание прокурора Н.Ю. Кулинич явилась, заявленные исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию г. Шахты обустроить участок дороги вблизи школы №27 по <адрес> дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2. Представитель Администрации города Шахты - в судебное заседание явился, предоставил письменный отзыв, пояснил, что вопросы содержания, ремонта и строительство дорог находятся в ведении МУ «Департамент Благоустройства» Администрации г. Шахты, поэтому считает, что департамент является надлежащим ответчиком по указанному делу. Представитель ОГИБДД УВД г.Шахты в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представитель МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты Ростовской области - считают исковые требования к Администрации г. Шахты обоснованными. Пояснил, что МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты может организовать обустройство участки дороги вблизи школы №27 по <адрес> в г. Шахты дорожными знаками в случае выделения денежных средств из местного бюджета, так как финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов. Поэтому надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Шахты. Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя 3-го лица, свидетеля изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. Судом установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой города Шахты об исполнении законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, было установлено, что дорожные знаки, предусмотренные п.,5.19.1,5.19,2 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993г. №1090 в районе школы №27 по <адрес> отсутствуют. Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Причем пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.6 Областного закона от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 8.11.2005 г. N 106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 18 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Конвенцией ООН ДД.ММ.ГГГГ «О дорожных знаках и сигналах», ратифицированной Указом Президента ВС ССР 29.04.1974г. №5939-VIII, в пункте 11 раздела В к приложению №1 «Предупреждающие знаки, за исключением знаков, устанавливаемых вблизи от перекрестков или железнодорожных переездов» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к пешеходному переходу, обозначенному дорожной разметкой или знаком, используется обозначение, имеющее два образца. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. В соответствии с разделом Е к приложению №5 к Конвенции знак «Пешеходный переход» используется для указания пешеходам и водителям места, на котором находится пешеходный переход. Приложением 1 к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, установлено, что дорожный знак «Пешеходный переход» при отсутствии на переходе разметки знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближайшей границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода. В соответствии с п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N120-ст, знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках. На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода. В соответствии с п.1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Знаки особых предписаний, к числу которых ПДД относит дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», информируют водителей о приближении к участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Отсутствие дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» вблизи указанных детских учреждений, на проезжей части которых возможно появление детей, может привести к угрозе жизни и здоровью детей, а также к возникновению аварийной ситуации на дороге. Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также показаниями свидетеля, старшего государственного инспектора ГИБДД Киричек А.А., пояснившего в судебном заседании, что указанные в иске прокурора дорожные знаки были установлены в феврале 2011года, при проведении комплексной проверки в мае 2011 года указанные в иске прокурора дорожные знаки в районе школы №27 по ул. Азовская 36, по ул. Красинская в г. Шахты отсутствовали. Установленные по делу доказательства, опровергают возражения представителя Администрации г. Шахты, в связи, с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и конкретно об обязании Администрации г. Шахты обустроить участок дороги вблизи школы №27 по ул. Азовская 36, по ул. Красинская в г. Шахты дорожными знаками. Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию г. Шахты обустроить участок дороги вблизи школы №27 по улице Азовская 36, по улице Красинская в городе Шахты дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области. Судья: (подпись) Колоскова О.Р. Копия верна. Судья: Колоскова О.Р. Секретарь: Ильницкая И.М.