об обязании установить дорожные знаки



К делу № 2-3076/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      09 ноября 2011 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А. Сухова, при секретаре А.С.Внуковой, с участием помощника прокурора г.Шахты Н.Ю.Кулинич, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты, третьему лицу - ОГИБДД УМВД РФ по г.Шахты об обязании установить дорожные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Шахтинский городской суд с исковым заявлением к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты, третьему лицу - ОГИБДД УМВД РФ по г.Шахты об обязании установить дорожные знаки, по следующим основаниям: прокуратурой г.Шахты проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения на территории города, в результате которой установлено, что в районе школы по <адрес> отсутствует дорожный знак «Дети», предусмотренный п.1.23 приложения «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993г. №1090, а также дорожные знаки 3.24, 8.2.1.     

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Отсутствие соответствующих дорожных знаков делает невозможным соблюдение Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих детских учреждений, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данных детских учреждений, круг которых определить невозможно.

На основании изложенного прокурор города Шахты просил суд обязать Администрацию <адрес> обустроить участок дороги вблизи школы по <адрес> дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24, 8.2.1.

В уточненном исковом заявлении прокурор города Шахты просил суд обязать Администрацию города Шахты обустроить участок дороги в районе школы по <адрес> дорожными знаками 1.23 «Дети» в количестве 3 шт., дорожными знаками 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 шт., а также дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 2 шт.

В судебном заседании помощник прокурора г.Шахты Н.Ю. Кулинич заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Администрации города Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление с подписью представителя Администрации г. Шахты.

На лиц, участвующих в деле, согласно ст. 35 ГПК РФ возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 35, 167 ГПК РФ, суд полагает, что поскольку представитель Администрации г. Шахты извещен о месте и времени проведения настоящего судебного заседания, о чем свидетельствует его личная подпись, имеющаяся на уведомлении в материалах дела, но не представил суду доказательств наличия уважительных причин его отсутствия, то суд полагает рассмотреть исковое заявление прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в отсутствие представителя Администрации г. Шахты.

Представитель МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты - В.В.Лосев, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ОГИБДД УМВД РФ по г.Шахты - Е.А. Нежнов в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории города, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

В силу пункта 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.6 Областного закона от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005 г. N 106, к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Причем пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (с дальнейшими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Таким образом, в силу действующего законодательства, на органы местного самоуправления возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов об организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Установлено, что постановлением Администрации города Шахты 11.07.2011г. №3119 утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории города Шахты на 2010 - 2014 годы». Приложением №1 указанной муниципальной программы предусмотрены мероприятия подпрограммы «Совершенствование организации дорожного движения», пунктом 1.8.4 последней предусмотрена установка дорожных знаков в 2012 г. - 552 шт.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой г.Шахты проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения РФ выявлены места отсутствия необходимых дорожных знаков, а именно: в районе школы по <адрес> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» в количестве 3 шт., дорожные знаки 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 шт., а также дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 2 шт., предусмотренные приложением №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993г. №1090.

Как следует из сообщения ОГИБДД УМВД РФ по г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, в 2011 г. ОГИБДД УМВД РФ по г. Шахты дважды обращалось в адрес Администрации г. Шахты о необходимости принятия мер по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» - 3 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт. и 8.2.1 (зона действия) - 2 шт. вблизи школы по <адрес> (информации исх. от ДД.ММ.ГГГГ и исх. от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам направленных информаций о необходимости установки указанных дорожных знаков, в 2011 г. Администрацией г. Шахты не принято каких-либо мер к его установке.

Согласно сообщению Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ, план выполнения работ по установке дорожных знаков на 2011 год выполнен в полном объеме в пределах выделенных бюджетных ассигнований. В текущем году знак 1.23 «Дети» вблизи школы по ул. Достоевского 69 установлен. Установка дорожных знаков осуществляется в соответствии с муниципальной долгосрочной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на территории города Шахты на 2010 - 2014 годы». Данной программой предусмотрена установка дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 8.2.1 «Зона действия» вблизи школы по <адрес> во втором квартале 2012 года.

В соответствии с п.1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Приложением № 1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке; знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены; запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.

Приложением №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, предусмотрены дорожный знак 1.23 "Дети" участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей; дорожный знак 8.2.1 "Зона действия", который указывает протяженность опасного участка дороги, обозначенного предупреждающими знаками, или зону действия запрещающих знаков, а также знаков 5.16, 6.2 и 6.4; дорожный знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости", согласно которому запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N120-ст, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

Согласно представленной в материалы дела схеме участка дороги в районе школы по <адрес>, в районе школы по <адрес> отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» в количестве 3 шт., дорожные знаки 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 шт., а также дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 2 шт.

Отсутствие в районе школы по <адрес> дорожных знаков 1.23 «Дети» в количестве 3 шт., дорожных знаков 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 шт., а также дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 2 шт. может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге, в результате которой может пострадать неопределенный круг жителей г. Шахты.

Суд также полагает, что иск прокурора г.Шахты предъявлен в соответствии с требованиями п.2 ст. 46 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 г. «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», согласно которого действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Поскольку Администрация г.Шахты не обеспечила безопасность дорожного движения в районе школы по <адрес>, то суд полагает обязать Администрацию г.Шахты обустроить участок дороги в районе школы по <адрес> дорожными знаками 1.23 «Дети» в количестве 3 штук, дорожными знаками 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 штук, дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 2 штук.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г. Шахты, третьему лицу - ОГИБДД УМВД РФ по г.Шахты об обязании установить дорожные знаки - удовлетворить.

Обязать Администрацию города Шахты обустроить участок дороги в районе школы по <адрес> дорожными знаками 1.23 «Дети» в количестве трех штук, дорожными знаками 8.2.1 «Зона действия» в количестве двух штук, дорожными знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве двух штук.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд Ростовской области.

Судья: подпись

Копия верна: Судья                            О.А.Сухов

           Секретарь                         А.С.Внукова