Об обязании совершить действия



2-3272/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.11.2011г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Д.В. Галактионова, при секретаре С.Н. Силантьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты, третье лицо ОГИБДД при УВД г.Шахты об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Шахты в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шахтинский городской суд с указанным иском к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты, третье лицо ОГИБДД при УВД г.Шахты об обязании совершить действия по следующим основаниям:

Прокуратурой г.Шахты совместно с представителями ОГИБДД УВД по г.Шахты ДД.ММ.ГГГГ на основании коллективного обращения лиц, проживающих на <адрес>, проведена проверка исполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильной дороги по <адрес> на участке от перекрестка с пе<адрес> до <адрес>.

Согласно ст. 12 федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции. Капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее движения. Статьей 17 данного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компенсации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Частью 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктом 5 ч.1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Шахты» - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы № 106 от 08.11.2005г. к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как указывает Прокурор г.Шахты, названными нормативными актами на органы местного самоуправления города Шахты возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах города, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Муниципальные дороги переданы в оперативное управление МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты на основании распоряжения Администрации города Шахты от 14.04.2010г. № 1174.

По результатам проведенной проверки выявлен ряд существенных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке по <адрес> от перекрестка с пе<адрес> до <адрес>, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения. Основными недостатками в содержании дороги является дефекты дорожного покрытия по <адрес> от пе<адрес> до кирпичного завода и вдоль территории завода: ямочность, выбоины, провалы, просадки, превышающие предельно допустимые повреждения покрытия, установленные ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221.

Также открытая поверхность бортового камня имеет разрушение более 20%, что является нарушением п.4.4.5 ГОСТа Р 50597-93.

Так, согласно п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь осадок с развешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 4.4.5 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см.

На протяжении всего участка по <адрес> от перекрестка с пе<адрес> до <адрес> отсутствуют тротуары, что является нарушением СНиП 2.07.01-89.

Существенным недостатком в содержании вышеуказанного участка дороги является отсутствие наружного уличного освещения, что является нарушением п.5 СНиПа II-4-79.

Также проверкой установлено, что на <адрес> на подъездах к территории кирпичного завода отсутствуют дорожные знаки «Опасный поворот» (закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1-направо, 1.11.2 -налево), предусмотренные п. 1.11.1, 1.11.2 (2 шт.) приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров-Правительством РФ от 23.10.1993г. № 1090 (далее-ПДД); на перекрестке с <адрес> отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные п. 2.1 «Главная дорога» (2шт.), п. 2.4 «Уступите дорог» (2 шт.), п.8.13 «Направление главной дороги» (2 шт.) приложения №1 «Дорожные знаки» к ПДД; при выезде с конечной остановки на <адрес> отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу», предусмотренный п. 2.4. приложения №1 «Дорожные знаки» к ПДД.

В соответствии с п. 5.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. № 120-ст, знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности <1> менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости встречного автомобиля при скорости характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения.

Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.

Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком (п.5.3.2).

Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.

Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13 (п. 5.3.6).

Нарушение требований ГОСТа и СНИП могут привести к аварийной ситуации, в результате которой может пострадать неограниченный круг жителей г.Шахты.

Прокурор указывает, что Администрацией города Шахты и МУ «Департамент благоустройства» в нарушении указанных норм и правил не надлежащим образом организованно содержание автомобильных дорог на территории г.Шахты. Администрацией города Шахты также не обеспечен надлежащий контроль за деятельностью МУ «Департамент благоустройства Администрации города Шахты.

На основании изложенного истец первоначально просил суд:

Обязать Администрацию города Шахты обустроить участок дороги по <адрес> на подъездах к территории кирпичного завода дорожными знаками «Опасный поворот» 2 шт. (закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 - направо, 1.11.2 - налево); на перекрестке с <адрес> дорожными знаками п. 2.1 «Главная дорога» (2 шт.), п. 2.4 «Уступите дорогу» (2 шт.), п. 8.13 «Направление главной дороги» (2 шт.); при выезде с конечной остановки на <адрес> дорожным знаком «Уступите дорогу» п.2.4.

Обязать Администрацию города Шахты устранить нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89, СНиПа II-4-79 содержания автомобильной дороги по <адрес> на участке от перекрестка с пе<адрес> до <адрес>, указанные в акте выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

Окончательно сформулировав свои требования, прокурор просил суд:

Обязать МУ «Департамент благоустройства» города Шахты включить в акт проверки наличия необходимых дорожных знаков установку дорожных знаков: 2.1 «Главная дорога» (2 шт.); 2.4 «Уступите дорогу» (2 шт.) на перекрестке улиц Державина и Рожкова в городе Шахты.

Обязать Администрацию города Шахты в 2013 году выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для ремонта автомобильной дороги по <адрес>.

Прокурор г.Шахты в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал.

Представитель Администрации города Шахты, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.

Представитель МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты, действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, ранее предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии (лист(ты) дела 54).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункта 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Областного закона от 16.08.2000г. №97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Из п.п.5 ч.1 ст.6 Устава Муниципального образования «Город Шахты», утвержденного решением Шахтинской городской Думы от 08.11.2005 г. № 106 следует, что к вопросам местного значения города относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Шахты, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Администрации города Шахты от 12.04.2010г. № 1174 « О создании муниципального учреждения «Департамент благоустройства» г.Шахты Ростовской области и передаче ему на праве оперативного управления муниципального имущества» за данным учреждением было закреплено на праве оперативного управления для решения вопросов местного значения и достижения социальных целей в области предоставления транспортных услуг населению, обеспечения проведения работ по содержанию и благоустройству города, дорог и дорожных сооружений, организации освещения улиц и работы светофорных объектов, содержания на территории муниципального образования «Город Шахты» мест захоронения, организации ритуальных услуг (лист(ты) дела 158-184).

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257)

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной 22.12.2010г. прокуратурой г.Шахты совместно с представителями ОГИБДД УВД г. Шахты проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения РФ (лист(ты) дела 9) выявлены места отсутствия необходимых дорожных знаков на <адрес> на подъездах к территории кирпичного завода отсутствуют дорожные знаки «Опасный поворот» - 2 шт. (закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 - направо, 1.11.2 - налево), предусмотренные п.1.11.1, 1.11.2 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993 №1090; на перекрестке с <адрес> отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные п.2.1 «Главная дорога» (2 шт.), п.2.4. «Уступите дорогу» (2 шт.), п.8.13 «Направление главной дороги» (2 шт.) приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993 №1090; при выезде с конечной остановки на ул. Державина отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу», предусмотренный п.2.4 приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23.10.1993 №1090.

Согласно Приложения №1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Пунктами 1.11.1, 1.11.2 приложения №1 указанных Правил предусмотрен знак «Опасный поворот». Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 - направо, 1.11.2 - налево.

Согласно Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

Пунктом 2.1 приложения № 1 указанных Правил предусмотрен знак «Главная дорога» - дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

Пунктом 2.4 приложения № 1 Правил дорожного движения предусмотрен знак - «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.

В соответствии с ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N120-ст, знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм.

В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной.

Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком(п.5.3.2). Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13.

Отсутствие дорожных знаков «Главная дорога», «Уступите дорогу», предусмотренных п.2.1, п.2.4 Приложения №1 к Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. N1090, на <адрес> в <адрес> на подъездах к территории кирпичного завода может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге, в результате которой может пострадать неопределенный круг жителей г. Шахты.

Вместе с тем Постановлением Администрации города Шахты от02.08.2010г. № 2754 утверждена Муниципальная долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории города Шахты на 2010-2013г.» (лист(ты) дела 185-203).

На основании изложенного суд считает исковые требования прокурора г.Шахты в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г.Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шахты, МУ «Департамент благоустройства» г.Шахты, третье лицо ОГИБДД при УВД г.Шахты об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать МУ «Департамент благоустройства» города Шахты включить в акт проверки наличия необходимых дорожных знаков, установку дорожных знаков: 2.1 «Главная дорога» (2 шт.); 2.4 «Уступите дорогу» (2 шт.) на перекрестке <адрес>.

Обязать Администрацию города Шахты в 2013 году выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для ремонта автомобильной дороги по <адрес>, на участке от <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Шахтинский городской суд.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья

Копия верна

Судья       Д.В. Галактионов

Секретарь       С.Н. Силантьева